Антонина Сергеева
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.
Публикация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых» размещена в разделах
В настоящее время перед воспитателями стоит очень сложная задача. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своём деле. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.
Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых : ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:
- Творческая (сюжетно-ролевая, театрализованная, конструирующая) игра.
- Дидактическая (игра с предметом, настольно - печатная, словесная)
- Подвижная (сюжетная, несюжетная)
- Народная (индивидуальная, коллективная, бытовая).
При проведении образовательной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.
Традиционные формы:
- традиционные, комплексные и интегрированные занятия;
- различные виды игр;
- наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);
- чтение художественной литературы;
- трудовая деятельность;
- экспериментальная деятельность;
- решение проблемных задач и ситуаций;
- развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);
- театрализованная деятельность (ролевые проигрывания поведения в
различных ситуациях, имитационные упражнения);
- изобразительная деятельность.
Нетрадиционные формы:
- творческое моделирование и проектирование;
- разработка и составление алгоритмов;
- просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;
- виртуальные экскурсии.
Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т. к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т. е. всего увиденного и услышанного
Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, а главное живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы гостя. Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые можно подарить в младшие группы. Родители привлекаются к проектной деятельности.
Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.