Получи документы

Использование дидактического синквейна при ознакомлении детей дошкольного возраста с профессиями

Наумова Наталья Александровна
Использование дидактического синквейна при ознакомлении детей дошкольного возраста с профессиями
▼ Скачать + Заказать документы

В практике работы дошкольных образовательных учреждений при ознакомлении дошкольников с профессиями используются разные методы и приемы. Одним из таких приемов является дидактический синквейн.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – нерифмованное стихотворение из пяти строк. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем синквейн стали использовать в дидактических целях. Как эффективный метод он позволяет развивать образную речь.

Публикация «Использование дидактического синквейна при ознакомлении детей дошкольного возраста с профессиями» размещена в разделах

Методический прием синквейн поможет сформировать у детей позитивные установки к различным видам труда и творчества. С его помощью воспитатель может познакомить дошкольников с профессиями взрослых, закрепить у них новые знания и расширить словарный запас.

Синквейн – игровой прием. Его структура проста и доступна даже маленьким детям. Однако игру в синквейны лучше проводить со старшими дошкольниками. Их мыслительные, коммуникативные, речевые навыки и умения позволят им быстро освоить правила игры и почувствовать себя успешными.

Чтобы научить детей составлять синквейн, воспитатель должен рассказать, из чего он состоит. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчете слогов в каждом стихе. В работе с детьми дошкольного возраста следует использовать дидактический синквейн. Он основывается не на фиксированном количестве слогов, а на заданных содержании и синтаксической структуре каждой строки.

Структура дидактического синквейна

Структура синквейна Наводящие вопросы

1-я строка Тема синквейна – одно слово (существительное или местоимение) Предмет, о котором идет речь Кто? Что?

2-я строка Два слова (прилагательные или причастия) Описание признаков предмета или его свойства, которые раскрывают тему синквейна Какой? Какая? Какие? Какое?

3-я строка Три слова (глаголы или деепричастия) Действия предмета Что делает? Что делают?

4-я строка Словосочетание или предложение из четырех слов Личное отношение автора синквейна к предмету, который он описывает Как ты относишься к этому?

5-я строка Одно слово (существительное) Чувства, ассоциации, связанные с предметом, о котором говорится в синквейне, личное отношение автора к теме Как назвать одним словом?

Не все дети умеют читать. Для этого необходимо использовать слова-символы.

“слово-предмет”,

“слово-признак”,

“слово-действие”,

Алгоритм составления синквейна

Модель синквейна

Соблюдать правила составления синквейна не обязательно, т. к. это форма свободного творчества детей. При этом воспитатель должен предлагать дошкольникам известные им темы и показывать образец. Если они затрудняются составить синквейн, воспитатель помогает наводящими вопросами.

Воспитателю нужно быть готовым к тому, что не всем детям понравится составлять синквейны, потому что работа над ним требует размышления, большого словарного запаса и умения выражать свои мысли. В таких случаях воспитатель должен помогать детям, поощрять их желание импровизировать. Постепенно они привыкнут к правилам нерифмованных стихотворений, а составление синквейнов станет для них веселым и занимательным занятием. По мнению педагога В. Ф. Шаталова, «даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска».

На разных этапах изучения материала воспитатель может предложить детям составить новый синквейн, скорректировать готовый или составить краткий рассказ, используя входящие в состав синквейна слова и фразы.

Воспитателю следует собрать копилку синквейнов : по стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни. Образцы синквейнов можно демонстрировать во время бесед, литературных встреч, на родительских собраниях. Дети, как настоящие поэты, будут гордиться своими сочинениями.

Синквейн обладает следующими преимуществами:

1. Помогает детям понять и запомнить новое содержание.

2. Развивает коммуникативные и речевые навыки.

3. Обогащает словарный запас.

4. Учит формулировать ключевую фразу (идею).

5. Подготавливает к краткому пересказу.

6. Совершенствует творческие и мыслительные способности.

7. Учит взаимодействовать со сверстниками, оценивать свои и чужие способности.

Методический прием синквейн воспитатели используют на занятиях по ознакомлению с профессиями взрослых и учат детей составлять его в форме игры, причем на разных этапах образовательной деятельности.

Знакомство с профессиями. Воспитатель знакомит детей с профессиями, например, художника и скульптора. Рассказывает, чем занимаются эти специалисты, показывает иллюстрации или мультимедийную презентацию. В конце занятия воспитатель предлагает детям составить синквейны об этих профессиях.

На данном этапе синквейн учит детей пересказывать то, что прочитал или рассказал воспитатель. Они получают представления о частях речи, предложении, стремятся соблюдать интонацию. При составлении синквейнов активизируется словарный запас, дошкольники начинают активно использовать в речи синонимы, антонимы.

Это занятие помогает детям выразить свое отношение к полученным знаниям. Кроме того, это способ контроля и самоконтроля. Дети могут сравнивать и оценивать получившиеся синквейны, обмениваться впечатлениями.

Уточнение знаний о профессиях. Например, воспитатель просит рассказать детей о ветеринаре и совместно с ними составляет синквейн. Это позволяет воспитателю понять, что уже знают дети о данной профессии, и дает возможность подкорректировать их знания, донести до них нужную информацию.

Затем предлагает дошкольникам дома с родителями найти дополнительную информацию об этом специалисте. Задача следующего занятия – скорректировать или совершенствовать уже готовый синквейн.

Повторение материала предыдущего занятия. Чтобы вспомнить профессии, о которых говорили на предыдущем занятии, воспитатель предлагает детям составить краткий рассказ по готовым синквейнам.

Заключительное задание по пройденному материалу. Воспитатель в течение 3–4 занятий рассказывает детям о профессиях людей, которые работают в детском саду, проводит беседы. На заключительном занятии по этой теме он предлагает детям составить синквейны о профессиях, например, воспитателя, младшего воспитателя, повара. В данном случае синквейн помогает провести рефлексию, анализ и синтез полученной детьми информации. Такое задание активизирует и развивает мыслительную деятельность дошкольников. Они учатся находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению.

Таким образом, благодаря синквейну дошкольники лучше усваивают новую информацию, не только запоминают названия профессий, но и понимают их содержание, используют полученные знания в игровой деятельности, реализуют свои творческие, интеллектуальные способности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование настольно-печатных игр при обучении чтению детей дошкольного возрастаИспользование настольно-печатных игр при обучении чтению детей дошкольного возраста У 2-10% учеников массовой школы препятствием для школьного обучения становится дислексия. Дислексия - состояния, основным проявлением которых.

Формы и методы работы с детьми при ознакомлении их с музыкальными профессиями Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный.

Использование дидактических игр при обучении детей дошкольного возраста изобразительному искусству Тема: «Что нам осень принесла?» Тема: Рассказывание на тему «Что нам осень принесла?». Рисование по замыслу. Цели: Продолжать расширять.

Использование синтеза танцевальных направлений при формировании репертуара для детей дошкольного возрастаИспользование синтеза танцевальных направлений при формировании репертуара для детей дошкольного возраста Анализируя практическую деятельность с детьми дошкольного возраста, их возрастные особенности, требования к созданию репертуара, существующие.

Использование тренажёров при обучении детей дошкольного возраста технике «изонить».Использование тренажёров при обучении детей дошкольного возраста технике «изонить». Использование техники изонить в дошкольном возрасте, тема не новая, но очень интересная. Очень хочется поделиться с коллегами своими небольшими.

Конспект НОД по теме «Использование регионального компонента при ознакомлении детей среднего возраста с дикими животными» Воспитательные задачи: Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к лесу и диким животным. Способствовать воспитанию эмоциональной.

Консультация для воспитателей «Использование метода дидактического синквейна для речевого развития старших дошкольников»Консультация для воспитателей «Использование метода дидактического синквейна для речевого развития старших дошкольников» 1. Дидактический синквейн как метод обучения Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьезных изменениях.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении детей с художественной литературойРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении детей с художественной литературой Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает.

Опыт работы «Здравствуй, сказка!» использование ИКТ при ознакомлении детей со сказкойОпыт работы «Здравствуй, сказка!» использование ИКТ при ознакомлении детей со сказкой Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. Дошкольный возраст - возраст сказки. Близок.

Опыт работы по воспитанию гражданской позиции у детей среднего дошкольного возраста при ознакомлении с ближайшим окружением В настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактического синквейна при ознакомлении детей дошкольного возраста с профессиями
Опубликовано: 25 апреля 2018 в 19:09
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактического синквейна при ознакомлении детей дошкольного возраста с профессиями» (включая файлы) размещена пользователем Наумова Наталья Александровна (УИ 151730) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД