Инга Байкова
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного
возраста с нетрадиционными техниками рисования».
Цель:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе с дошкольниками, педагогами, родителями по теме самообразования
Задачи:
- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
Публикация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования» размещена в разделах
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Актуальность темы:
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Теоретическая часть
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная. Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Распределение техники по возрастным группам.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
рисование пальчиками;
оттиск печатками из картофеля;
рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
тычок жесткой полусухой кистью.
печать поролоном;
печать пробками;
восковые мелки + акварель;
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Этапы работы
№ Раздел плана Сроки Форма работы Практические выводы
1 Подготовительный этап: аналикико-диагностический Сентябрь 2017 Знакомство с теоретическими знаниями о технике рисования, изучение литературы, отбор технологий, подборматериала.
2 Основной этап. Октябрь 2017- март 2018. Апробация различных технологий и методик организации работы с детьми и их родителями, подбор консультаций. Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете.
3 Заключительный этап. Апрель 2018г. Диагностика и мониторинг.
4 Обобщение. Сентябрь 2018г. Подведение итогов.
Предполагаемый результат: Повышенный свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность в работе с дошкольниками по данной теме самообразования.
Список литературы
1. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
2. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
3. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки".
4. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками".
5. Электронные ресурсы.
6. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,Москва «Издательство Скрипторий 2003»
7. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».
Перспективный план
по теме самообразования
Сентябрь 2017г. Изучение методической литературы и электронных ресурсов.
Октябрь 2017г. Работа с детьми: НОД на тему «Осень в красках» (с использованием нетрадиционных техник рисования);
Работа с родителями: Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования»;
Работа с педагогами: Консультация на тему «Нетрадиционное рисование как средство развития творчества у детей»
Ноябрь 2017г. Работа с родителями: Консультация на тему: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»
Декабрь 2017г. Работа с детьми: НОД на тему «Зима» (рисование солью)
Январь 2018г. Работа с детьми: НОД на тему «Зимние напевы» (рисование манной крупой)
Февраль 2018г. Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике»
Март 2018г. Работа с детьми: НОД на тему «Цветы в вазе» (рисование тычком);
Работа с родителями: Консультация для родителей «Рисовать-это важно!»
Апрель 2018г. Работа с детьми: НОД на тему «В гости к весне» (с использование нетрадиционных техник рисования)
Май 2018г. Работа с родителями: «Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»
Сентябрь 2018г. Работа с педагогами: Отчет по теме самообразования