Ольга Сулимина
Ознакомление детей дошкольного возраста с театральными профессиями
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Д. СМЕТАНИНО СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Ознакомление детей дошкольного возраста с театральными профессиями»
Выступление на районном методическом объединении
Подготовила:
Воспитатель первой квалификационной категории
Сулимина Ольга Андреевна
«Ознакомление детей дошкольного возраста с театральными профессиями»
Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с театральными профессиями» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой?»
Всем знакома эта детская считалочка. У считалочки продолжение простое: выбирай любое звание и продолжай игру. В жизни не бывает всё так просто. «Ну, вот, подумай на минутку, кем ты будешь, когда подрастешь?», - спрашиваем мы у ребёнка. «Царём, Королём?». Хотелось бы, наверное, но увы! А что если артистом стать? Или художником? Или ещё кем-нибудь? В наши дни очень много разных профессий. Так много, что все не перечислишь. Сейчас на одном крыльце все профессии не поместятся.
Знакомство дошкольников с многообразием мира профессий в обществе, не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует их ранней «профессиональной ориентации».
В нашем ДОУ мы проводим ознакомление детей с театральными профессиями, такими как: актёр – исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении; кукловод – артист кукольного театра, из-за ширмы управляющий куклами при помощи тростей, нитей, специальных перчаток; костюмер – подбирает различные костюмы к спектаклям.
Серия образовательных мероприятий помогает дошкольникам понять, что спектакль – это результат творческого труда большой группы людей, куда входят и те, которых не видят зрители, это – костюмер, гример, декоратор, режиссер, осветитель. Необходимо довести до каждого ребёнка значимость этих профессий, подчеркнуть их эстетическую социальную сущность.
Для того, чтобы ознакомление с театральными профессиями проходило успешно, в детском саду создана предметно-развивающая среда по театрализованной деятельности. В музыкальном зале имеется ширма для театральных представлений; есть специальное помещение – костюмерная, где находится всё необходимое для подготовки детей к спектаклю: костюмы героев сказок, парики и грим; в методическом кабинете собраны куклы разных видов театра: би-ба-бо, куклы на гапите, плоскостной, настольный и другие виды театров, представлены элементы декораций.
В группах также имеются уголки театральной деятельности. Каждый отличается оригинальностью, фантазией и эстетикой оформления. В разновозрастной группе младшего и среднего дошкольного возраста оформлена фотовыставка «Творение рук гримера» (виды макияжа различных персонажей); мини-театр: «Театр масок». Старшие дошкольники изготавливают афиши и программки к спектаклям.
Родителям рекомендуем посетить театры, которые находятся в нашем городе для закрепления знаний детей о театральных профессиях. Даётся задание: после просмотра спектакля подойти и поинтересоваться о профессиях билетёра, кассира, гардеробщика. Ведь все мы знаем, что театр начинается с вешалки. Затем в детском саду дети делятся своими впечатлениями: приносят фотографии, рассказывают об увиденных спектаклях, игре актёров.
Закреплять представления о специалистах театра помогают такие дидактические игры, как: «Кому что нужно для работы?», «Кто это делает?»; сюжетно-ролевые игры: «В гримерной», «Художники-декораторы».
Начиная с младшей группы дошкольников и учитывая их возрастные особенности, сначала формируем элементарные знания о театре. Дети ознакамливаются с такими понятиями, как сцена, ширма для показа кукольного театра, костюмы, игрушки, с которыми можно разыгрывать разные спектакли. Дети обучаются имитировать движения героев, разыгрывают фрагменты сказок, проводится драматизация сказок и всё это начинается с распределения ролей. Дети сталкиваются с понятием – актёр. Малыши становятся актёрами по своему желанию, затем выбираются с помощью считалки или по очереди исполняют роль. То, что дети стали артистами, воспитатель всё время подчёркивает и напоминает, обязательно хвалит за артистические способности, например, «Артисты были очень хороши, похлопаем друг другу малыши!»
В конце учебного года, в младшей группе, закрепляются понятия: «дети-актёры» - которые выполняли роли, были исполнителями; «дети-зрители» - которые следили за происходящим.
Также в данной группе проходит ознакомление с профессией – костюмер. Костюмер – работник театра, готовящий к спектаклю костюмы и помогающий актёру одеваться перед выходом на сцену.
Для поощрения и в качестве сюрпризного момента, воспитатель достаёт костюмы, либо их элементы: шапочки, юбочки, шортики и др. Дети, по своему желанию, надевают костюмы полюбившихся им героев, рассматривают себя в зеркале, а затем проводится игра-упражнение «Изобрази героя». Дошкольники с большим удовольствием перевоплощаются в героев сказки и учатся имитировать движения под музыку. Для того, чтобы закрепить знания детей о персонажах сказок, детям предлагаются игры: «Догадайся, какому герою принадлежит костюм», «Что это за сказка?»
В среднем и старшем дошкольном возрасте, происходит закрепление и пополнение знаний о профессиях: костюмер и актёр.
В средней группе, уже в начале учебного года, воспитатель рассказывает детям о том, что актёр изменяет свой внешний вид, чтобы быть похожим на героя, которого он изображает. Для этого можно надеть маску, изменить голос, движение, нарядиться в костюм, загримироваться.
Дети знакомятся с театральной профессией - гримёр (работник театра, специалист по гриму, который умеет изменить лицо актёра при помощи специальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика в соответствии с исполняемой ролью).
Дети, в начале с помощью воспитателя, а затем самостоятельно формируют умения накладывать грим, чтобы быть похожим на какого-нибудь сказочного героя. Рассматриваются иллюстрации с разными видами макияжа различных персонажей. Перед дошкольниками ставятся проблемные ситуации, например, «Как сделать похожим на Карабаса-Барабаса одного из нас?». Даётся творческое задание «Мы гримеры», самостоятельно создать заданный педагогом образ с использованием элементов гримирования.
Занятия по театрализованной деятельности проводятся с элементами декораций (деревья, кусты, сказочный дом, элементы мебели и др.). Если в младшей группе только воспитатель продумывает и выставляет декорации, чтобы создать сказочную обстановку, то уже в средней группе дети помогают педагогу распределить игровое пространство. Они расставляют заранее приготовленные декорации, например: ёлки, пенёчки, кусты. Во время подготовки к спектаклю, вместе с педагогом, дети заполняют «сцену» и место перед ней: распределяют где будет стоять дом, двор, расставляют нужные декорации.
Таким образом, в средней группе, дети знакомятся ещё с одной театральной профессией - декоратор (театральный художник, пишущий декорации, специалист по убранству, украшению зданий, помещений). На сцене декоратор может сделать всё: и глухой, дремучий лес и сказочный замок.
В старшей группе, обращают внимание детей на то, что в театральную постановку включается музыкальное сопровождение, которое даёт более полное, эмоциональное понимание происходящего. Вместе с педагогом приходят к выводу, что музыка выражает характер каждого героя, служит средством выразительности, например, белка – быстрая и резвая, поэтому музыка будет звучать энергичная; характер лисы передается плавной музыкой. Дети узнают, что, музыка помогает передавать настроение персонажей сказки. Выполняют такие задания, как прослушать музыкальный фрагмент и догадаться, в гости к какой сказке зовёт эта музыка.
Все эти сведения дают основание проводить ознакомление детей с профессией звукорежиссёра. Звукорежиссёр – как и художник, он находит музыкальное решение спектакля. Материалом для музыкального оформления может стать и уже известная музыка: классическая и современная. Подбор шумовых эффектов: шум дождя, грохот грома.
У старших дошкольников формируются знания о такой профессии как режиссёр. Режиссёр – это главный организатор и создатель спектакля. Детям рассказывают, что он следит за ходом работы всех актёров, делает замечания, даёт им различные советы; он помогает актёру быть более выразительным, интересным, т. к. со стороны виднее, как тот играет. Режиссёр также следит, чтобы вовремя зазвучала музыка, сменились декорации. Работа режиссёра в театре самая сложная, ведь от неё зависит, чтобы всё на сцене действовало как слаженный организм.
Играя в сказку, дети становятся маленькими режиссерами: они самостоятельно распределяют роли, определяют игровое пространство, в роли рассказчика выступает ребёнок, а педагог – в роли зрителя. Подобная работа подготавливает детей к «профессиональному» участию в театральных постановках, к свободной доступной импровизации, формирует у них театральную талантливость, «актерскую» одарённость.
Участию детей в кукольном театре, а также знакомство с профессией – кукловод, уделяется особое внимание, так как «театр кукол» наиболее любим детьми. Кукла – центр их жизни, стержень игровой деятельности.
С большим удовольствием малыши следят за персонажами сказок стаканчикового и плоскостного театров. Театр приковывает их внимание, развивает умение сосредотачиваться. К концу года дети младшей группы, пытаются самостоятельно участвовать в кукольном спектакле. Положительно влияет для развития мелкой моторики руки пальчиковый театр. Он поможет малышу лучше управлять движениями собственных пальцев, овладеть ценными навыками общения, развить воображение ребёнка.
Для малышей самый простой и доступный театр – это театр кукол на столе. Он изготавливается из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты, можно сшить из кусочков ткани, меха, связать крючком или на спицах.
В средней группе можно переходить к более сложному театру - игре за театральной ширмой с верховыми куклами на гапите (основу составляет деревянный стержень). Театр ложек, являясь упрощенным вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приёмы кукловождения.
В старшей группе хорошо проводить ознакомление детей с куклами-марионетками, которые управляются с помощью нитей. Такая кукла приводится в движение с помощью ваги, то есть деревянной крестовины, к которой на ниточках подвешивается игрушка.
Дошкольники средней и старшей групп с большим удовольствием участвуют в театральных постановках, показывают спектакли малышам.
Используемая литература:
1. Кононова В. Сценический грим и дети. – Журнал «Обруч», 1999. - №4.
2. Культурологическое образование детей дошкольного возраста: Методическое пособие. –Ульяновск: ИПК ПРО, 2002.
3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – Творческий центр «Сфера». – М. ,2003.
4. Потапова Т. В. Беседа с дошкольниками о профессиях. – Творческий центр
«Сфера». – М. ,2003.
5. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. – Программа «Театр – Творчество –Дети». – М. ,2002.
6. Чубенко Н. Ребёнок в мире профессий. – Дошкольное воспитание. – 2007. - №11.