Наталья Волкова
Ознакомление детей с профессиями родителей как способ формирования позитивных установок к труду
▼ Скачать + Заказать документы
«Ознакомление детей с профессиями родителей, как способ формирования позитивных установок к труду»
Н. А. Волкова.
МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
(с. Лямбирь)
Любой труд делает человека
более радостным, более творческим, умным, культурным, образованным. В. А. Сухомлинский.
Публикация «Ознакомление детей с профессиями родителей как способ формирования позитивных установок к труду» размещена в разделах
На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра остаётся наиболее характерным видом его деятельности.
В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно – ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе роли врача, продавцов, воспитателей, водителей и др.
Уже в дошкольном возрасте можно сделать первые предположения о развитии интереса к труду взрослых. У ребёнка в этом возрасте закладываются предпосылки будущей профессиональной деятельности.
Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых.
В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребёнок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами.
Последовательное ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом.
В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых.
Методы ознакомления детей с трудом взрослых :
В воспитательной работе используются разные методы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.
1. Экскурсии, наблюдения и встречи с людьми разных профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений. Были экскурсии в библиотеку, в медицинский кабинет.
2. Сюжетно-ролевая игра как средство знакомства с трудом взрослых : "Прием у врача", "Лаборатория", "Инспектор ГИБДД" и др. «Пожарный», «Продавец».
3. Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника. Дети инсценировали сказку «Три поросенка», «Репка».
4. Дидактическая игра – игра обучающая. "Кому что нужно", "Из чего и кем сделано", " Кто что делает", "Исправь ошибку", "Определи профессию", «Составь предложение», «Собери картинку» ,«Назови правильно».
5. Чтение художественных произведений: Очень большая картотека пословиц, поговорок ("Труд кормит, а лень портит", "Без труда не вытянешь и рыбку из пруда", "Кому работа в тягость, тому не будет радость" и др.) ,сказки ("Три поросенка", "Крошечка-Хаврошечка", "Золушка", загадки, песни ("Я пеку, пеку, пеку")
6. Показ презентаций
Были показаны презентации: «Профессии мам», «Все профессии нужны - все профессии важны»
При развитии интереса к труду взрослых у детей очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения; мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.
Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о профессиях взрослых, правильное отношение к нему.
Ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей тесно между собой переплетаются.
Выбор профессий, с которыми воспитатели знакомят детей, определяется различными факторами. Учитывается возраст детей, профессии родителей группы, интересы детей, социальные объекты рядом с детским садом (магазин, аптека, парикмахерская, почта, сбербанк).
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематически.
В п. 2.6. ФГОС ДО, одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Позитивные установки к различным видам труда являются одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире.
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества дошкольников понимается как целенаправленная организация процесса по развитию у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Таким образом, педагогический процесс по формированию положительного отношения к труду должен стать одним из важных направлений в работе дошкольных учреждений через решение следующих задач:
• Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• Воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
• Развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду
Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий должен строиться с учетом следующих принципов:
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• принцип развивающего образования (системности и последовательности);
• принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
• принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).
Виды труда в ДОУ :
• Самообслуживание - труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей, воспитание самостоятельности, культуры внешнего вида, привычки к опрятности.
• Хозяйственно - бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов, воспитание ответственности перед группой за качество своей работы.
• Труд в природе - в уголке природы, в цветнике, на огороде, воспитание ответственности за жизнь животных, растений.
• Ручной и художественный труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней, воспитание ответственности перед группой за качество своей работы.
Формы и методы работы с родителями :
• увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества (совместные походы, благоустройство территории, оформление своих участков, совместное с родителями сооружение зимних построек, совместные творческие выставки детей и родителей, оформление групповых комнат к праздникам).
• рекомендаций для родителей по данному направлению (Папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).
• организация новых форм работы с родителями : (КВН, тренинги, диспуты и т. д.)
Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь высоких результатов.
Детский труд оказывает большое влияние на всестороннее развитие личности ребенка. В социально-личностное развитие ребенка труд также вносит неоценимый вклад. В труде укрепляются такие качества личности как: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, т. е. добросовестность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность.
Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств личности. Труд дает ребенку возможность проявить реальную заботу о других людях, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом. Ребенок ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.
Использованная литература:
1. ФГОС ДО.
2. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л. В. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
3. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в средней группе детского сада /Дыбина О. В. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
4. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. -М. : Просвещение,1974.-192с.
5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. -Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
6. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. - 1978.- № 10.- с. 56-63.
7. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т. В,Потапова. -М. : ТЦ Сфера, 2008.- 64с.
8. Кнушевицкая Н. А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» / Н. А. Кнушевицкая. – М. : Издательство ГНОМ и Д. 2010.
9. Маркова, Т. Я. Воспитание трудолюбия у дошкольников : Книга для воспитателя детского сада Т. Я. Маркова. – М. : Просвещение, 1991.