Людмила Остроушко
Обогащение словаря дошкольников через ознакомление с профессиями взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы ознакомления детей с трудом взрослых нашли отражение в программно-методических документах. Особо отмечается работа «Родной край» Жуковской Р. И., Виноградовой Н. Ф., Козловой С. А., где раскрыты разнообразные приемы и методы ознакомления с трудом взрослых.
Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Основой развития речи является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом.
Публикация «Обогащение словаря дошкольников через ознакомление с профессиями взрослых» размещена в разделах
В современном дошкольном образовании принято выделять три основные задачи:
1) обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также усвоение новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе;
2) закрепление и уточнение словаря;
3) активизация словаря – новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужном случае.
При реализации деятельности педагога по обогащению словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых предполагается использование словесных (чтение, рассказ, беседа о профессиях, наглядных (показ иллюстраций, подбор раскрасок о профессиях) и практических (упражнения) методов. Обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых наилучшим образом формируется при обеспечении специально организованного показа детям разнообразного труда взрослых и объяснения его значения, а также при чтении художественной литературы и подбора дидактических игр по ознакомлению с профессиями. В совместной деятельности воспитателя и ребенка формируются доброжелательные отношения к сверстникам и взрослым, развивается коммуникативно-речевая культура, навыки общения и сотрудничества.
Развитие словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых будет успешнее, если:
– устанавливать взаимопонимание в отношениях «педагог-ребенок», «ребенок - дети» (чтение художественной литературы, подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями, сюжетно-ролевые игры);
– развивать коммуникативно-речевую культуру, навыки общения и сотрудничества (экскурсии-наблюдения, беседы с людьми разных профессии);
– организовывать совместную деятельность детей дошкольного возраста, усиливающую контакты детей и создающую общие эмоциональные переживания.
Гербова В. В. в своих книгах упоминает, что работа по обогащению словаря и представления дошкольника неразрывно связаны. Следовательно, своевременно усвоенная ребенком точная терминология, опирающаяся на конкретные представления, значительно повышает уровень его речевого развития, совершенствуют культуру речевого общения.
Формирование словаря находится в тесной связи с работой по обогащению знании представлений дошкольника о предметах и явлениях действительности. Своевременно усвоенный словарь, опирающийся на конкретные представления, значительно повышает уровень речевого развития ребенка, совершенствует культуру общения.
Лексический словарь
Профессии в детском саду, продавец, почтальон, профессии на транспорте, профессии наших мам.
Существительные: врач, строитель, учитель, фотограф, повар, парикмахер, милиционер, продавец, садовник;
воспитатель, логопед, прачка, медсестра, завхоз, заведующая, игрушки, мебель, посуда, мяч, кукла, машинка, мишка, спальня, комната (групповая, туалетная, раздевалка;
покупатель, продукты, товар, весы, касса, витрина, магазин, профессия;
сумка, почта, почтальон, газеты, журналы, письма, посылка;
колесо, руль, дверца, стекло, дорога, пешеход, переход, улица, фара, светофор, кабина, поворот, двигатель, авария, тормоз, кузов, сирена, салон, тротуар, кювет, перекрёсток, топливо, бензин;
сюрприз, комплимент, забота, хозяюшка.
Прилагательные: нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый, вежливый, трудолюбивый, внимательный, добрый, аккуратный, заботливый, добрый, внимательный, торопливый;
скорая, пожарная, милицейская, ветровое, аварийная;
родная, любимая, взрослая, добрая, трудолюбивая, строгая, вежливая, заботливая, ласковая, красивая, старшая, младшая.
Глаголы: воспитывать, управлять, учить, лечить, готовить, стирать, выдавать, продаёт, торгует, предлагает, раскладывает, принимает, разносит, ходит;
подходить, останавливаться, пропускать, перебегать;
заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, работать, ухаживать, растить, воспитывать, слушаться, радовать, защищать, дарить.
Упражнения
1. Что делает: грузчик — грузит разные грузы; строитель — …; бетонщик — …; экскаваторщик — ….
2. Что лишнее и почему
Маляр, кисть, молоток (маляр, так как это профессия, а кисть и молоток — инструменты,
строитель, стройка, врач (стройка, так как два других слова — профессии).
3. Расскажи о том, что делают люди этих профессий
Инженер, повар, кондитер, музыкант, певец, артист, врач, педиатр, хирург, стоматолог, крановщик, сварщик, электрик, моряк, продавец, кассир, учитель, воспитатель, шофер, водитель, летчик, военный, парикмахер, портной.
4. Что лишнее и почему?
Повар, поварешка, поварить, повредить, варить.
Камень, каменщик, комета, камушки.
В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Важно, чтобы это усложнение содержания выражалось не только в нарастании объема познавательного материала, но и в постепенном изменении его характера, во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений.
Например, знакомство с профессиями медицинских работников может проходить в виде виртуальной экскурсии в поликлинику. В процессе экскурсии проводятся: элементы сюжетно-ролевой игры «Измеряем давление, пульс, слушаем дыхание, измеряем температуру», дидактическая игра «Что нужно доктору ЛОРу?».
Чтобы новое слово запомнилось ребенку, стало достоянием его активного словаря, необходимо создать условия для многократного повторения: вслед за воспитателем, в ответ на его вопрос.
Целью экскурсии «Продуктовый магазин» является расширение знаний детей о профессиях работников социальной сферы.
Задачи: формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека»;
-продолжить знакомить детей с общественными зданиями города, их назначении;
-познакомить с профессией продавец и закрепить знания о профессии продавца ;
-воспитание ценностного отношения к труду других людей и его результатам.
Активизировать словарь : продавец, покупатель, продажа.
В процессе занятий по развитию словарного запаса посредством дидактических игр и лексических упражнений дошкольники обучаются гораздо успешнее тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения.
Дидактическая игра «Кто больше расскажет о профессии».
Цель: соотносить действия людей с их профессией, уточнить понимание детьми слов «профессия», «действие».
Воспитатель: - Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю спать… А как вы думаете, какая профессия у Оксаны Александровны, которая готовит нам обед? Правильно, повар.
Что же делает повар? (Повар варит, печет, жарит, чистит овощи)
- А что делает врач? (Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции).
- А что делает портной? (Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет). Воспитатель называет еще профессии строителя, учителя, сторожа, пастуха, сапожника, а дети называют действия людей этих профессий.
Дидактическая игра «Угадай по результату профессию»
Воспитатель предлагает детям поочередно брать картинки с изображением предмета – результата чьей – либо деятельности. Взяв картинку, дети должны назвать профессию и действие, которые выполняет человек этой профессии ( картинки: платье, дом, пирог, фотография и т. д.).
Дидактическая игра «Определи по предмету профессию».
Дети по очереди достают из мешочка предметы (половник, вата, монеты, расческа, свисток, указка, краски, нитки, молоток и т. п., которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности. По предмету дети должны назвать профессию, в которой предмет используется.
«Найди ошибку»
Врач варит суп.
Повар водит машину.
Учитель подстригает волосы.
Портниха лечит людей.
Полицейский взвешивает продукты.
Парикмахер лечит людей.
Дидактическая игра «Для чего нужны предметы?»
Дети встают в круг, бросаю мяч и называю предмет. Ребенок, у которого мяч, должен быстро сказать, что делают с этим предметом.
Ножом – режут, метлой – метут, пилой – пилят, топором – рубят, поварешкой – наливают, лопатой – копают, иглой – шьют, ножницами – стригут, градусником – измеряют температуру, расческой – причесывают, кистью – рисуют, в кастрюле – варят, в сковородке – жарят, на весах – взвешиваются и т. д.
Дидактическая игра «Кто что делает?»
Цель: развивать умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью; воспитывать уважение к человеку труда.
Воспитатель раздает детям карточки с изображением представителей различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением объекта их деятельности, при этом задавая вопросы: «Кто строит дома?»; «Кто шьет платья?», «Кто продает молоко?» и т. д. Примеры ответов детей: «Строитель строит дома», «Портной шьет платья», «Продавец продает молоко».
«Кому что надо?»
Цель: систематизировать знания о профессиях повара и врача; о предметах их труда.
Воспитатель вызывает двоих детей. На одного надевает шапочку повара, на другого — шапочку врача (с красным крестом). Усаживает их за стол лицом к остальным участникам занятия. Приглашает к столу третьего ребенка. Предлагает ему достать из коробочки вещь и, назвав ее, передать по назначению: либо повару, либо врачу. Тот, кто получил вещь, должен назвать ее и рассказать, для чего она служит, например: «Это мясорубка, можно провернуть мясо, хлеб, лук и сделать котлеты».
В процессе игры состав ее участников меняется один или, если позволит время, 2 раза.
Дидактическая игра «Назови слова – действия».
Называю профессию, а дети говорят слова – действия, которые выполняют люди этой профессии
Врач – слушает, выписывает рецепт, смотрит горло, измеряет температуру, назначает лекарства.
Продавец – взвешивает, показывает, отрезает, заворачивает, считает.
Повар – режет, чистит, варит, жарит, печет, пробует, солит.
Парикмахер – причесывает, стрижет, моет волосы, делает прически, бреет бороду и усы.
Дидактическая игра «Кому нужны эти предметы».
Весы, товар, прилавок (для продавца).
Ножницы, ткань, швейная машинка (для портнихи).
Половник, кастрюля, продукты (для повара).
Шины, автобус, руль (для шофера).
Шприц, вата, бинт (для врача).
Кирпичи, цемент, мастерок (для строителя).
Краска, кисть, ведро (для маляра).
Дидактическая игра «Кому нужен этот предмет?».
На ковре лежат каска, жезл, швейная машинка, шприц, молоток, гаечный ключ, дуршлаг, расческа, газета, молярная кисть, тетрадь, рубанок.
Дети под музыку движутся по кругу, музыка останавливается – дети берут предметы и говорят:
- Как называется этот предмет?
- Людям какой профессии он нужен?
- Что делает человек данной профессии?
Таким образом, дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словесные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.