Елена Неясова
Ознакомление детей дошкольного возраста с мордовским фольклором
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей дошкольного возраста с мордовским фольклором
Неясова Елена Ивановна
Воспитатель
СП «Детский сад №114комбинированного вида»МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида Рузаевского муниципального района г. Рузаевка.
Устное народное творчество включает произведения всех родов и жанров. Это Эпос- произведения повествовательного рода: песни о памятных событиях истории, героях; разнообразные сказки, предания об основании городов, рассказы о жизни выдающихся людей.
Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с мордовским фольклором» размещена в разделах
Фольклор в буквальном переводе означает «народная мудрость, народное знание».
Фольклорное творчество сопряжено с действительностью одного человека, но отдельное лицо, вследствие своей не профессиональности не создает чего – то совсем нового, а творит на основе и в пределах сложившейся бытовой и поэтической традиции, повторяет и развивает усвоенное от других лиц. Иначе говоря, в фольклоре всегда имеет место непосредственное заимствование результатов предшествующего творчества, лишь дополняемое и видоизменяемое в последующем. Вследствие передачи произведения от лица к лицу в устно- поэтической обиход многих певцов, сказочников и сказителей входит только то, что они считают творчески удачным. При этом плохо придуманное утрачивается. Сохраняется удачно- спетое, удачно сказанное, отвечающее интересам и вкусам той среды, в которой фольклорное произведение бытует. Поэтому фольклорное произведения и называют народными – они действительно непосредственно отражают художественные потребности народа. Он отражает и те народные черты, которые сформировались под влиянием трудового образа жизни, и те которые сопутствовали условием подневольного труда в классовом обществе.
Национальное поэтическое творчество – величайшее достояние национальной культуры каждого народа. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения. Фольклор вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развлекает, приобщая к добру и красоте, честности и мудрости.
Колыбельные песни, потешки, прибаутки доставляют ребенку большое удовольствие, радость. Еще не понимая их содержание, он прислушивается к их звучанию, улавливает их ритмичность, музыкальность. Для подросших детей произведения фольклора является ценным материалом, содействующим развитию их речи, обогащенного словаря. Художественные образы вызывают у ребенка представления о предметах и явлениях окружающего мира, приобщают к словесному творчеству народа.
Произведения детского фольклора высоко – художественны, достойны глубокого изучения. Их отличает простота повествования, стройная логическая последовательность. Они в доступной форме раскрывают отдельные связи между явлениями, помогают понять, «что такое хорошо и что такое плохо». Народная поэзия воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеке.
Мордовский народ создал богатый детский фольклор. В дореволюционное – издание на национальных языках (мокша и эрьзя) были очень редкими и почти не доходили до народа, поэтому произведения устного творчества и являлись одним из основных средств эстетического и нравственного воспитания детей. Фольклор благотворно влияет на формирование мировоззрения и мироощущения подрастающего поколения.
Яркие поэтические образы фольклора оказывает благотворное воздействие на ребенка и тогда, когда начала развиваться письменная литература.
Устное творчество остается сокровищницей мудрости народной и в наши дни, когда телевидение, радио, печать несут массу информаций детям. Мордовские ученые, писатели, поэты в ответ на призыв русских фольклористов изучать детский быт и фольклор развернули активную деятельность по сбору произведений устно-поэтического творчества.
Произведения детского фольклора включены в первый сборник образцов Эрьзянского фольклора («Эрьзянь фольклор»). Видную роль в этом деле сыграл А. И. Маскаев. Работал над монографией «Мордовская народная сказка», ученый собрал богатый текстовый материал, который со временем в сборники «Детские сказки» (Эйкакшонь евкост). В 1952 году вышла книга К. Т. Самородова «Мокшень ефкст» (Мокшанские сказки) и «Эрьзянь ефкст» (Эрзянские сказки, предназначенные для детей дошкольного и младшего возраста. В сборник включены тексты, близкие и понятные детям.
Отрадным надо считать появление в последние специальных сборников детского фольклора («Раз-два-три»… Сост. А. Борисов. Саранск, Мордовское книжное издательство, 1970-1973г. на 3-языках).
Мордовский детский фольклор делится на три пласта:
1. произведения, пришедшие из репертуара взрослых в детский (загадки, скороговорки, игры, заклички, коляды);
2. произведения, специально созданные для детей (колыбельные песни, потешки, частушки, прибаутки, сказки);
3. произведения, создаваемые самими детьми (дразнилки, поддевки, считалки).
Жанровый состав мордовского детского фольклора может быть охарактеризован и на основе возрастного принципа : устное творчество следует за ребенком по всем главным этапам его умственного и физического развития. Родные песни звучат для него с колыбели. Колыбельная песня вбрала в себя и сохранила чистый голос тысячи матерей, их нежную душу и чуткое сердце. Так создалась форма для колыбельной песни.
В традиционных колыбельных песнях поется о птицах (сороке и вороне, о животных (кошке, коровушке, о предметах домашнего обихода.
- Сак, катоня, удома, - Приходи, кисоня, спать,
- Мань шабазень нурсема. – Моего ребеночка качать.
- А мон тонеть пандса, - А я с тобой расплачусь,
- Сяконе лофца масса. – Дам кувшин молока.
Содержание мордовских колыбельных песен может представлять собой либо монолог матери, обращенный к ребенку, к различным животным, зверям, либо имитацию диалога.
Ухаживая за ребенком, взрослые сопровождают действия разными словами. Это пестушки, потешки и прибаутки.
В Мордовской фольклористике еще не принято единого названия для обозначения произведений, сопровождающих «тютюшканье», подкидывание ребенка на ноге, на колене, качанье за спиной. Мы принимаем термин, взятый из русского фольклора, - пестушки.
Пестушками сопровождаются различные движения ребенка, начиная с самых простых. Когда дитя просыпается, взрослые, поглаживая его по животику, приговаривают:
- А конашкасто касоть, Монь церанязе!
- А каким большим ты вырос, мой сынок!
Пестушки помогают детям учиться потягиваться, ходить, сидеть.
Существует у мордовского народа немало произведений, побуждающих малыша смелее двигаться, тверже держаться на ножках. Словами сопровождается и обувание ребенка, и одевание. Широко распространена у мордовского народа любимая забава детей : качаться у взрослых на ноге. Взрослый при этом произносит ритмически построенный текст, который помогает движению, организует его.
В русском детском фольклоре классическими образцами потешек являются «Ладушки» и «Сорока». У мордовского народа есть подобные забавы, но произносимые при этом текст совершенно другой.
С потешек начинается и обучение детей счету. Мудрый педагог – народ уже на втором году жизни начинает учить малышей счету. У мордовского народа для этого используется различные игры с пальчиками детей. Взрослый берет левую ладошку и водит по ладошке указательным пальцем другой его руки, приговаривая:
- Тя, тядязе. Это – матушка.
- Тя, алязе. Это – батюшка.
- Тя, патязе. Это – брат.
- Тя, сазорозе. Это – сестра.
В Эрьзянских и в мокшанских потешках особые концовки, их цель развеселить ребенка, а форма – диалога между бабушкой и внучкой. Таким образом у мордовских потешек устойчивая композиция. Дети постепенно знакомятся с песенками сложного содержания. Пестушки и потешки уступают место прибауткам. Прибаутки – это шуточные песенки, чаще всего сюжетного характера, они не связаны с игрой, как потешки и пестушки. Ими взрослые забавляют детей, начиная с 2-3 лет. Дети постарше поют их сами, переняв от взрослых. По своему содержанию мордовские прибаутки очень разнообразны. Одни из них создавались специально для колядок. Прибаутки делятся на две группы. К первой группе относятся песенки о сороке, кошке, зайчике, мышонке и о других птицах и животных. Несмотря на свой небольшой размер, эти песенки всегда воплощают в себя законченную мысль. Первые два стиха обычно содержат обращение. Сороку или ласточку спрашивают, почему у них длинный хвост. Ответы могут быть разными:
- Ай, сезянка, сезянка! - Ай, сорока, сорока!
- Мес пулоце кувака? - Отчего хвост у тебя длинный?
Прибаутки второй группы по содержанию столь же просты, но в них чаще всего говорится о нереальных действиях и явлениях.
В устной поэзии самих детей важное место занимают произведения, в своей основе восходящие к обрядовым произведениям.
Это заклички, приговорки, колядки.
Заклички – стихотворные обращения к солнцу, дождю, ветру, временам года – восходят к древним магическим заклинаниям природы, но теперь это лишь детская забава, игра.
Приговорки – небольшие песенки – обращения к различным птицам, насекомым.
- Кшу! Кавалонь пиза палы, кшу!
- Кшу! Гнездо коршуна горит, кшу!
Большое участие принимали дети в зимних обрядах.
Рождественское колядование было одним из любимых развлечений. Дети колядовали в отличие от взрослых, днем. Целью детских колядок было – повеселить взрослых, получить подарки.
А каляда, каляда,
Тячи шись каляда.
Каляда, каляда
Ванды шись роштува!
Каляда, каляда
Лама перекада валяда!
Каляда, каляда,
Сегодня день каляды!
Каляда, каляда,
Завтра день рождества!
Каляда, каляда,
Много пирогов давайте!
Ребенок с колыбели играет. В процессе игры он учится мыслить, воспроизводит и осваивает многие действия взрослых. В игре постепенно формируется детская скороговорка, сообразительность, ловкость и другие ценные качества.
Мордовский детский фольклор представляется перед нами в многообразии жанров. Во всех них умело сочетаются художественное и педагогическое начало. Идеалом народа во все времена были стремления к социальной справедливости, мечта о победе труда, добра над злом. В самых разных жанрах мордовского детского фольклора рассыпано множество назиданий, рожденных народной мудростью. Фольклор способствовал воспитанию у подрастающего поколения уважения к труду и правде, чувство любви к Родине.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Зубарева Е. Е. «Детская литература», Москва «Просвещение» 1985г.
2. Самородов К. Т. «Мордовские загадки», Саранск Мордовское книжное издательство 1987г.
3. Устно-поэтическое творчество мордовского народа Н Ч Ч Я Л Ч Э, т. в. Саранск 1978г.