Сергей Федулов
Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативные качества — это те качества личности, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях общения. Они не являются чем-то врожденным, их можно и нужно развивать, особенно у детей с ОВЗ.
Итак, что же это за качества? Это желание вступать в контакт с окружающими, пользоваться правильной речью для выражения своих мыслей; знание норм и правил, которым необходимо следовать в процессе общения с окружающими; умение организовывать общение и слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать, разрешать конфликтные ситуации
Публикация «Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Все эти качества должны развиваться комплексно, чтобы в итоге дети могли гармонично вписаться в любой коллектив и чувствовать себя полноправными членами общества.
Большинство детей с ОВЗ с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми.
Имеют речевые недостатки (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя и трудности построения связного высказывания, которые мешают правильному выражению мыслей и создают трудности понимания обращенной речи. Часто ребенок с ОВЗ не знает, как подойти попросить, что сказать.
Некоторые дети неактивны в ходе диалога со взрослым, ограничиваются невербальным или односложным ответом. А другие наоборот импульсивны, многословны, невнимательны к словам собеседника.
Основным условием для развития коммуникативных качеств и преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми:
1) в игровой деятельности,
2) через беседы, обсуждения литературных произведений,
3) в творческой деятельности.
1) В своей работе я использую различные игры. Так, словесные дидактические игры являются одним из важных средств формирования и развития диалогической речи. В ходе таких игр дети решают разнообразные мыслительные речевые задачи: описывают предмет, отгадывают по описанию, группируют предметы, учатся строить диалог с педагогом и друг с другом. В таких играх развиваются не только психические процессы, но и умение договариваться, умение бесконфликтно убеждать и доказывать свою точку зрения.
Театрализованные игры развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать им. Кроме того, такие игры позволяют ребенку решать свои проблемные ситуации от лица персонажа, помогают преодолевать застенчивость, робость, неуверенность в себе.
Любые игры соревновательного характера (например, эстафеты) учат ребенка работать в команде, сотрудничать с другими людьми для достижения общей цели. Кроме того, поскольку в таких играх подразумевается победа или поражение, это хорошая тренировка для контроля своих эмоций: победитель должен вести себя тактично, а проигравший достойно принимать поражение.
2) На мой взгляд, детей полезно приучать к слушанию сказок, рассказов из детских книг и обсуждению их содержания. Беседуя по материалам прочитанного, я показываю ребенку, что ситуации, которые описаны в книге, имеют место и в их жизни. При этом я также высказываю свое отношение к конфликтам и событиям, которые имели место в группе детей на занятиях.
3) Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность (лепка, рисование, конструирование). В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом я стараюсь стать для ребенка партнером, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи.
Хорошо влияет на развитие коммуникативных качеств ребенка с ОВЗ общение с людьми разного возраста. Это позволяет ему освоить параллельно несколько шаблонов поведения: уважительное отношение к взрослым, подражание старшим и забота о детях младшего возраста, ответственность за них. Все это служит основой для дальнейшего встраивания человека в любой коллектив и общество в целом.
Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей.