Фатима Дарахова
Конспект открытого занятия «Особенности песка» в подготовительной группе
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.
Тема «Особенности песка».
Цель: познакомить детей с составом и свойствами природного песка;
Публикация «Конспект открытого занятия „Особенности песка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Подготовительная группа
- Темочки
развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта; расширять представления о песке, его качествах и особенностях; стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы.
Ход занятия
Воспитатель:
В круг веселый вижу я
Входят все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся
И обратно все вернемся.
Поиграли мы с утра,
Заниматься нам пора
Но не лепкой, не чтеньем,
Ждёт нас опыт и игра.
Я сегодня предлагаю вам стать исследователями, будем проводить опыты и эксперименты. А вот что мы будем исследовать, вам надо отгадать.
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже.
Воспитатель: Правильно. Это песок. Где в природе можно встретить песок?
Дети: На речке, около моря, в пустыне и т. д.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, песок - это живая или не живая природа? Почему?
Дети: Песок - это не живая природа, потому что он не растет, не дышит, не питается, не размножается.
Воспитатель: Знаете ли вы, откуда на земле появился песок? (Ответы детей.) Вода долгими тысячелетиями перекатывает камни в реках, морях и океанах. Камни ударяются друг о друга, разрушаются – и получается песок. Или представьте горы. Там дует ветер, идет дождь, бывает мороз. Это все разрушает горные породы и также образуется песок.
А где используется песок, как вы думаете?
Песок используют в строительстве домов. Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор, который идёт на закладку фундаментов жилых домов. Из песка делают наждачную бумагу и песочные часы. Еще применяется песок в дорожных работах. Им посыпают зимние обледеневшие дороги. А еще из песка делают стекло. Когда – то, давным–давно путешественники развели в пустыне костер, а наутро обнаружили на кострище куски стекла. После этого люди с помощью огня и песка начали изготавливать стекло. Добавляют песок в грунт при разбивке клумб, газонов и при посадке деревьев. Также используют песок в художественном творчестве. С помощью песка рисуют картины. Для здоровья полезно ходить босиком по песку. Песком тушат пожар.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, для чего детям песок?
Дети: Его привозят на детские площадки и в детские сады. Сооружают песочницы, где ребята играют в строителей и скульпторов, а также рисуют на песке.
Воспитатель: Как вы думаете, где самое большое скопление песка?
Дети: В пустыне. Пустыня - огромная территория, где всё покрыто песком
Воспитатель: На какое слово похоже слово пустыня? Пусто, пустой.
Воспитатель: Вы правы, но это совсем не означает полное отсутствие жизни. Некоторые животные и растения хорошо приспособились к существованию в условиях пустыни. А условия там очень суровые: днем бывает очень жарко, а ночью очень холодно. Каких животных пустыни вы знаете?
Дети: Верблюд, варан, змеи, пауки, скорпионы, черепахи…
Воспитатель: Расскажите, как некоторые животные приспособились к жизни в пустыне?
Дети: Прячутся от жары днём, ночью выползают. У верблюда в горбе запас пищи и воды, черепаха прячется под толстым панцирем.
Воспитатель: Какие растения можно встретить в пустыне?
Дети: кактусы, колючки.
Воспитатель: Как растения приспособились к жизни в пустыне?
Дети: Длинные корни, колючки вместо листьев.
У верблюжьей колючки длинный корень, почти 20 метров, с его помощью растение питает себя водой. Вода через песок проходит очень быстро, практически не задерживаясь на поверхности. Так как в пустыне вода находится далеко от поверхности, то растениям нужно за ней глубоко тянуться.
А листья-иголки практически не испаряют воду, поэтому кактусу хватает запасов влаги, которая содержится в его мясистом стебле.
Воспитатель: А песок может двигаться? Под действием чего? (Ветра).
А как называют волны из песка? (Барханы)
И еще ребята, песок бывает разного цвета. А вы знаете почему?
Всё зависит, от породы из которого образовался песок.
Есть уголок на нашей планете, где песок от природы раскрашен в семь разных цветов. Он находится в юго-западной части Индийского океана, на острове Маврикия.
Воспитатель: - А теперь я приглашаю вас в лабораторию «Хочу всё знать!», где вы станете учеными- исследователями.
В: — Ребята, а что люди делают в лаборатории?
Д: — Проводят опыты, эксперименты.
В: — Давайте мы с вами наденем фартуки и шапочки и займем свои места.
Для начала давайте вспомним о мерах безопасности:
На песок нельзя дуть.
Нельзя брать песок в рот.
Нельзя песок сыпать на себя и на друзей.
Не тереть грязными руками глаза.
После работы с песком нужно вымыть руки, или протереть салфеткой.
Опыт 1.
- Возьмите ложечкой немного песка и посмотрите сыпется ли песок?
- Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий)
Работа с лупой.
- Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песка. (наблюдают)
- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?
Дети: Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.
-Какого они цвета? (Темные и светлые.)
- Давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (Не одинаковые, есть крупные и мелкие.)
Вывод: песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.
Теперь давайте поиграем с песком. Попробуем сделать артикуляционную гимнастику и одновременно выполнять упражнения руками в песке. «Лошадка»- щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично в такт щёлкать по песку.
«Качели»- языком ритмично двигать вверх- вниз, пальчиками двух рук в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
«Часики»- языком ритмично двигать вправо- влево, пальчиками в такт движениям языка двигать в том же направлении по песку.
«Рыбка»- открыть широко рот, а потом закрыть, как будто разговариваем. Одновременно сжимать и разжимать кулачки в песке.
«Оближем губки» -: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам, одновременно руками делаем круговые движения на песке.
Опыт 2.
У нас на столе стоят на каждого по 2 стаканчика с песком. Давайте представим. Что прошёл дождик и в одну из баночек он попал.
- Каким стал песок? (влажным, мокрым)
- А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками).
-Ребята, не трогая мы можем определить где сухой песок, а где мокрый. Как (Сухой песок- светлый, а влажный песок- темный по цвету).
- Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, а в другую с влажным. Что тяжелее? Почему? (Сухой – среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных – более тяжёлая вода).
-Давайте понюхаем сначала сухой песок (не имеет запаха, а затем влажный песок (имеет специфический запах).
- Аккуратно мерной ложечкой возьмите сырой песок и выложите в тарелочку.
Работа с лупой.
Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, т. к. из влажного песка выходит воздух. Вода выталкивает воздух из песка и мокрые грани слипаются друг с другом, поэтому мокрый песок сохраняет форму ёмкости.
- А теперь попробуйте пересыпать мокрый песок обратно в ёмкость.
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
Вывод: мокрый песок не сыпется, он лепится, отдельные песчинки прикреплены между собой, сухой песок не имеет запаха, а влажный имеет специфический запах.
А теперь давайте отдохнем, а потом вернемся в свою лабораторию.
Физкультминутка.
По пустыне мы гуляли
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели
И нас лучики согрели
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети
Как песчинки, как песчинки
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь.
А потом все дружно встали
Великанами мы стали
Дружно все мы погуляли
И несколько не устали
Предложить детям проверить, как песок пропускает воду.
Опыт 3.
Воспитатель: Возьмем пластиковую бутылку с отрезанным дном, перевернем её, вложим в горлышко кусочек губки (поролона, насыпаем песок. Под бутылку разместим ёмкость для сбора жидкости. Нальем в бутылку воду.
- Что произошло? (Вода выходит, а остается только мокрый песок).
- Какой можно сделать вывод? (песок пропускает воду).
Это свойство песка люди используют для очистки загрязненной воды.
Опыт 4.
В нашу пластиковую бутылку с поролоном и песком нальем воду с мелким мусором. Часть грязной воды оставим для сравнения.
Нальём часть воды в бутылку с песком, и ждём пока, она не просочится в песок. Сравним!
Вода прошла через фильтр. Сравним отфильтрованную воду с грязной.
- Как изменилась вода? (вода очистилась от мусора)
Вывод: песок – это природный фильтр, он пропускает воду, а мусор задерживает.
-Сейчас мы будем делать радугу из цветных мелков и песка.
Поделка "Радуга в бутылке"
1. Возьмите мел определенного цвета и аккуратно разотрите им песок на чистом листе бумаги. Старайтесь посильнее нажимать песок, ему не больно, так как он неживой.
2. Аккуратно пересыпаем получившийся цветной песок в стеклянный сосуд, заполняя емкость полностью слоями песка разного цвета.
Чтобы поделка смотрелась интересней, нужно пересыпать песок в емкость под углом, поворачивая сосуд.
3. Закрутим крышку.
Вот какая замечательная радуга у нас получилась в бутылке!
Итог занятия :
В: — Сегодня мы с вами открыли некоторые тайны песка и пустыни. Что мы для этого делали? (Смотрели презентацию, беседовали, проводили опыты).
В: — Что вы узнали нового о песке? (Узнали, какой бывает песок, где и как его используют и сами применяли песок — сделали поделку из песка).
В: — Из вас получились хорошие исследователи, экспериментаторы. Молодцы!