Наталья Кренева
Особенности организации образовательного процесса с детьми раннего возраста
«Особенности организации образовательного процесса с детьми раннего возраста»
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать,
но нужно принимать меры к тому,
чтобы всегда у них было что делать».
Я. А. Коменский
Как сделать жизнь воспитанников раннего возраста интересной во время нахождения в детском саду волнует и интересует, наверно многих воспитателей? Как развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развивать умственные способности и речь?
Публикация «Особенности организации образовательного процесса с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Развитие образных форм линий познания характерных для малышей стимулируются нами в процессе включения детей в разнообразные виды интересной деятельности-проведение опытов, экспериментов, наблюдений, совместной деятельности со взрослым. В такой деятельности ребенок учится самостоятельно решать познавательные проблемы, готовится к логическому решению проблем разной сложности, у него появляется интерес к экспериментированию.
Работая с самыми маленькими детишками от 2 до 3 лет, особое внимание уделяем сенсорному развитию детей, так как именно этот возраст является наиболее восприимчивым для усвоения сенсорных эталонов, зачастую малыши младше трех лет приходят в сад с разными навыками и умениями. В этом нам помогает созданная игровая среда группы на основе Монтессори-материала, все окружающие предметы соразмерны росту детей, руке и физиологическим возможностям, обеспечивают безопасность их жизни. Материалы расположены в открытом доступе, разнообразны, привлекательны и интересны для воспитанников. Обогащение игровой среды проходит в присутствии малышей, комментируется взрослым, Это открытая, живая, яркая и насыщенное система. Для обогащения жизненного опыта детей, налаживания контактов и формирование партнерских отношений со взрослым и сверстниками.
Разработан перспективный план работы по данному направлению, который включает в себя различные игры-опыты и игры-эксперименты в соответствии с возрастом и интересами детей.
Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, которые проводятся один раз в неделю по 10 минут, с сентября по май, так же в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. Занятия целиком проходят в форме игры. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой деятельности. Индивидуальные занятия проводят во время самостоятельной деятельности с каждым ребенком 2—3 раза в неделю. На индивидуальных занятиях также знакомят детей с новым видом деятельности или материала. Проводят их в основном во вторую половину дня. При необходимости, если дети не усвоили материал, занятия проводятся повторно столько раз, сколько окажется необходимым. При этом вносятся некоторые изменения в содержание и методику. Ребята занимаются сидя за столом или на расстоянии от стола. Программное содержание, получаемое детьми на занятиях, закрепляется воспитателем во время прогулки, в игре, при проведении режимных процессов.
Еще одной из особенностей продуктивной работы с воспитанниками в данном направлении, являются различные способы и формы взаимодействия с семьями воспитанников, что позволяет лучше узнать каждого ребенка, помогает раскрытию его возможностей, развитию способностей и интересов. Наиболее популярные, являются следующие:
взаимодействие с семьей в период адаптации (специальные занятия, информационный пакет рекомендаций,психолого-педагогическое сопровождение и др)
организация тематических выставок;
онлайн-советы;
проектная деятельность;
создание «Портфолио»
«Благодарилки»(размещение отзывов на сайте) и др
Стараемся, чтобы каждый день пребывания малыша в детском саду был освещен и согрет солнцем любви, был разнообразен, прожит содержательно и радостно. Это дает маленькому ребенку его первую потребность в познании: трогать, осязать, и совершать все нужные для его возраста манипуляции, развиваться, расти, взрослеть.