Мелихова Ирина Валерьевна
Особенности коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта
▼ Скачать + Заказать документы
"Особенности коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта"
Сформированная связная речь важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе.
Публикация «Особенности коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими различные нарушения речи формирование связной речи конечная цель всего коррекционного процесса, требующего длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
Одним из нарушений речи, при котором наблюдаются недостатки в формировании связной речи, является общее недоразвитие речи (ОНР). Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи. Т. В. Волосовец и соавторы отмечают, что связное речевое высказывание детей с ОНР отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения [2, c.17].
В своем исследовании В. Я. Валуева указывает на то, что у детей с ОНР отмечаются специфические особенности связной монологической речи, недостаточная сформированность которой проявляется в монологах, трудностях программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, нарушении связности и последовательности рассказа, смысловых пропусках существенных элементов сюжетной линии, заметной фрагментарности изложения, нарушении временных и причинно-следственных связей в тексте. Эти особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этим отмечаются бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, описывая любимые игрушки, дети обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей [1, c.102]. Количественный диапазон употребляемых в предложениях слов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи невелик. Большие трудности дети с ОНР испытывают в программировании своих высказываний. Словарный запас этих детей ниже, чем у детей первой группы как по количественным, так и качественным показателям. Так, дети овладели основными значениями слов, выраженными их корневой частью, но они недостаточно различают изменение значений, обусловленных употреблением разных приставок. Недостаточно успешно дошкольники с ОНР усваивают обобщающие слова, нередко заменяют родовые понятия видовыми.
В традиционной системе развития связной речи у дошкольников с ОНР применяются специально организованные занятия и различные виды деятельности: – фронтальные, подгрупповые или индивидуальные занятия по развитию фразовой речи с использованием разнообразных форм и видов высказываний (рассказ-образец, рассказы-соревнования, конкурсы рассказов, устные сочинения и т. д.); – организованная деятельность детей (игра-беседа «Посиделки-повязалки», бытовые ситуации общения, сюжетно-ролевые игры, театральные представления, праздники, родительские «игротеки общения», индивидуальные беседы детей с родителями по теме «Познакомь с рассказом маму» и т. д.).
Однако в условиях логопедического пункта мы вынуждены упростить данную модель коррекции из-за оптимизации образовательного процесса — становятся невозможными фронтальные занятия, но в рамках данной проблемы это имеет существенные плюсы: больше внимания уделяется непосредственно каждому ребенку. Также, взаимодействуя с другими детьми в рамках небольшой подгруппы, ребенок чувствует себя более комфортно и раскованно, в такой подгруппе он постоянно взаимодействует с другими участниками игры (специалистом и детьми).
Одним из уникальных средств, позволяющих развивать речь дошкольников, является пальчиковый театр — один из видов кукольного театра. Пальчиковые театрализованные игры положительно влияют на общее развитие ребенка, позволяют ему проявить свои творческие способности [3]. Пальчиковый театр также выступает как один из компонентов мотивационной среды, создаваемой для активизации высказываний (направляющие действия и слова педагога, рождающие потребность в высказывании или напоминающие о нем, так как персонажи (куклы) пальчикового театра необычны и привлекательны для детей.
Занятия по развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю и построены следующим образом: на неделю выделяется одна тема (сказка, пальчиковая игра). На первом занятии дети прослушивают речевой материал, выделяют главных персонажей, обсуждают их вместе с взрослым, пробуют описывать внешность, характер и действия персонажей. В зависимости от сложности персонажей пальчиковые куклы могут изготавливаться специалистом самостоятельно или совместно с детьми. Второе занятие посвящено непосредственно театрализованному представлению, где дети выступают в роли актеров, управляющих пальчиковыми куклами по заданному сценарию.
Например, самостоятельное рассказывание (описание события, предмета или явления, повествование или рассуждение о них) может быть построено следующими способами :
а) со сменой обстоятельств: без публики (для куклы, для себя, для единичных слушателей, наделенных доверием (педагог, мама, друг, для единичных слушателей при варьировании коммуникативных уровне, (взрослый, сверстник, младший по возрасту, публично (знакомая и незнакомая аудитория, самоконтроль с отсрочкой (запись на магнитофон, видео, диктовка взрослому для записи высказывания («Письмо другу», «Маленький писатель»);
б) при вариативном повторении: на занятии, на улице, дома, по одному, парами, цепочкой, стоя, сидя, лежа, в движении, громко, шепотом, на ушко, за зайку, мишку, Таню, Сережу, для папы, бабушки, девочки, мальчика.
Для детей с ОНР очень важно обеспечение позитивной эмоционально-оценочной среды (самооценка в условиях доброжелательства, заинтересованности, соучастия со стороны слушателей). Таким образом, пальчиковый театр является эффективным средством развития связной речи дошкольников с ОНР и может быть реализован в рамках коррекционной работы на логопедическом пункте. Игры с пальчиковым театром развивают у детей с речевым недоразвитием не только речь, но и формирует любознательность, воображение, коммуникабельность, способствует развитию памяти, внимания, помогают развивать кисти рук, что благотворно влияет на овладение навыками связной речи, а также готовит дошкольников к овладению письменной речью.
Литература:
1. Валуева Я. В. Развитие связной речи дошкольников с ОНР и использованием методических приемов // Логопед. 2014. № 1. С. 102–112.
2. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников : учеб. -метод. пособие / под ред. Т. В. Волосовец. М. : Институт общегуманитарных исследований, 2002. 286 c. Смирнова Н. И. И… оживают куклы. М. : Детская литература, 1982. 192 с.