Светлана Титаренко
Особенности взаимодействия педагогов и родителей в развитии коммуникативных умений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности взаимодействия педагогов и родителей в развитии коммуникативных умений у дошкольников.
Необходимость взаимодействия педагогов детского сада и семьи осознаётся воспитателями как очевидная истина. И взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка и есть одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Педагог наших дней должен уметь построить взаимоотношения с родителями на основе взаимопонимания и открытого диалога.
Публикация «Особенности взаимодействия педагогов и родителей в развитии коммуникативных умений у дошкольников» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В «Словаре русского языке» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Взаимодействие педагогов и родителей – это целенаправленно организованная совместная деятельность, основанная на их взаимопонимании и взаимном доверии и мотивированная общим стремлением. Цель взаимодействия – это добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией в совместной деятельности.
Бабаева Т. И. рассмотрела процесс взаимодействия с позиции системно-структурного подхода. Системная структура взаимодействия может быть рассмотрена как единство целевого, содержательно и коммуникативного компонентов. Центральная связь «цель – результат» выступает системообразующим звеном. Содержательный компонент раскрывает цели, средства и способы совместной деятельности субъектов по достижению результатов. Коммуникативный компонент является условием реализации содержательного и целевого компонентов. Только при условии согласованности этих компонентов процесс взаимодействия разворачивается как эффективный.
Доронова Т. говорит о взаимодействии с родителями основанном на структурно-функциональной модели, которая состоит из трё х блоков: информационно – аналитического, практического и контрольно – оценочного.
Информационно – аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
Формы работы: опрос, анкетирование, патронаж, наблюдение, интервьюирование, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики. Работа строится по двум направлениям:
1. просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное или подгрупповое консультирование, информационные листы – памятки и т. д.).
2. организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса.
Второй блок – практический. В нём содержится информация, направленная на решение комплексных задач, которое связано со здоровьем и развитием детей.
Третий блок – контрольно-оценочный. В нём идёт анализ мероприятий, которые проводятся воспитателями детского сада.
Специальное изучение показало, что работа с моделью позволяет структурировать деятельность как педколлектива, так и отдельной группы.
В психолого-педагогической литературе существуют разные подходы к взаимодействию педагогов и родителей.
Т. И. Бабаева провела исследования, в ходе которых выделила три этапа взаимодействия с семьей.
1 этап – создание общей установки на решение задач развития ребёнка. На этом этапе идёт поиск подходов к семье, объединение воспитателей и родителей на основе единой цели.
Современный педагог воплощает идеи личностно-ориентированной педагогики не только в подходе к ребёнку, но и во взаимодействии с родителями. Результат этого этапа – установка и принятие общей цели.
2 этап – формирование у воспитателей и родителей правильного понимания задач, содержания, методов и форм работы с детьми. На этом этапе идёт повышение компетентности родителей в области воспитания. Развитие умения взаимодействовать с ребёнком.
3 этап – объединение усилий воспитателей и родителей на основе согласованного понимания цели, задач и методов работы с учётом особенностей развития детей. Это основной этап. На данном этапе осуществляется тактика длительного индивидуального и дифференцированного взаимодействия воспитателей с родителями.
Взаимодействие педагогов и родителей строится как пошаговое, что позволяет концентрировать совместные усилия на определённых задачах, и завершив осуществление одного шага, переходить к следующему. Идёт совместное планирование шагов, параллельное действие, взаимное дополнение и компенсация, объединение стимулов, обсуждение результатов. Инициаторами взаимодействия должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены, и следовательно понимают, что успешность работы зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей ДОУ и семьи. Педагог сознаёт, что сотрудничество требуется в интересах ребёнка и что в этом необходимо убедить родителей.
Успех взаимодействия родителей и воспитателей во многом зависит от взаимных установок семьи и педагогов (В. К. Котырло, С. А. Ладывир). Наиболее оптимально они складываются, если стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверенны в хорошем отношении педагога к ребёнку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоёвывает его добрым, неравнодушным отношением к ребёнку, умением растить в нём хорошее, великодушием и милосердием. Необходима культуру общения, тактичность и взаимопонимание – и картина психологии доверия будет достаточно полной.
Анализ психолого – педагогической литературы показывает, что в последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, такие как круглый стол, посещение семьи, день открытых дверей, беседы, консультации, семинары-практикумы, родительские конференции, вечера отдыха, спортивные развлечения, вечер вопросов и ответов, круглый стол, семейный клуб, родительский «огонёк». Эти формы работы предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада. Доронова Т. отмечает, что необходимо предпочтение индивидуальных форм работы. Чаще работа с родителями ведётся только по одному из направлений, при которой семья является лишь объектом воздействия. И, как считает Данилина Т., в результате этого обратная связь с семьёй не устанавливается. Бабаева Т. И., анализируя взаимодействие педагогов и семьи, сделала вывод о том, что оно находится на низком уровне. Общение воспитателя и родителей происходит по инициативе педагогов и носит формально – деловой характер, содержанием является в основном вопросы организационного характера и предметом разговора чаще всего является отрицательные проявления ребёнка.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает необходимость взаимодействия педагогов и родителей в развитии коммуникативных умений у застенчивых детей. Галигузова Л. Н., Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. предлагают ряд рекомендаций, игр на преодоление застенчивости и развития умений общаться, которые можно проводить и семье и в детском саду.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема общения является одной из наиболее актуальных проблем современности, общение служит предметом изучения разных дисциплин.
В настоящее время не существует единой точки зрения, объясняющей феномен общения, и каждый исследователь, изучающий эту проблему, как правило, даёт собственное определение общения.
В нашем исследовании мы опираемся на определение, предложенное М. И. Лисиной:
«Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и получения общего результата»
Как известно, потребность в общение является одной из самых ранних в жизни ребёнка (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, М. И. Лисина). Исследование Л. С. Выготского показали, что общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, приобретении новых знаний и умений, оно также определяет строение высших человеческих процессов.
В дошкольной педагогике существуют ряд исследований по формированию общения у дошкольников, которые доказывают необходимость формирования у детей навыков и умений коммуникативного характера (Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. и др.) В последние годы появилось ряд исследований (Мамонько О. В., Федосеева Е. Г., которые посвящены проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников.
В нашем исследовании мы будем опираться на определение коммуникативных умений, предложенное Урунтаевой Г. А. :
«Коммуникативные умения – это освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми, включающий в себя желание вступать в контакт с незнакомым человеком, умение понять его состояние и в соответствии с этим строить своё поведение»
Дошкольник осваивает такие умения как умение организовывать общение (начать и завершить разговор, умение выслушать собеседника, договориться, решить конфликтные ситуации, умения эмпатийного характера (умение понимать эмоциональное состояние собеседника, умение придти на помощь, умения вербального характера (умение использовать адекватно ситуации средства речевой выразительности, умение вежливо общаться, употребляя в речи «волшебные слова», умения невербального характера (умение использовать адекватно ситуации жесты, мимику, пантомимику). Освоение этих умений позволяют дошкольнику успешно строить отношения с окружающими, развиваться как личности.
Наибольшие сложности в общении испытывают застенчивые дети.
Веденичева А. В. определила застенчивость как совокупность индивидуальных особенностей характера, проявляющихся в робости, стеснительности, часто молчаливости, сопровождающихся эмоциональной скованностью, которые приводят, в конечном счёте, к «укоренению» отрицательных привычек поведения и соответствующих качеств личности.
Застенчивый ребёнок не умеет, и не решается вступать в контакты с другими малознакомыми и незнакомыми людьми. В детском учреждении он адаптируется медленно, с большим трудом. Любая ситуация, где нужно публично выступать, полностью парализует таких детей. Неуверенность в себе, в собственных силах, боязнь не понравиться, делают ребёнка совершенно беспомощным. Застенчивые дети очень скованны в движениях, при общении с взрослыми принимают вынужденную напряжённую позу, сутулятся, нагибают голову, теребят руки и волосы, трогают волосы и лицо. Такие дети избегают встречаться с собеседником глазами, а если встречаются – отводят взгляд, отворачиваются. Основное стремление – не привлечь к себе внимание, быть незаметным, остаться в стороне.
Застенчивость может быть вызвана особенностями нервной системы, наличием физических недостатков, характером отношения к ребёнку, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов.
Галигузова Л. Н. отмечает, что многие проблемы застенчивых детей определяются характером их взаимоотношений с людьми. Это излишняя строгость и авторитарность родителей, недостаточное внимание к личности ребёнка как со стороны родителей так и педагогов, слабая эмоциональная поддержка. Всё это приводит к формированию у ребёнка чувства слабости и изолированности.
Чтобы помочь ребёнку преодолеть застенчивость, развить у него коммуникативные умения необходимо взаимодействие педагогов и родителей.
.
Библиография
1. Алексеева А. В. Застенчивые дети //Дошкольное воспитание. 1981.№12.
2. Бабаева Т. И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе // Детство. Альманах № 1. СПб. : Акцидент, 1998.
3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей
младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
4. Веденичева А. В. О сущности детской застенчивости // Нравственное
воспитание дошкольников. - М. ,1975.
5. Вместе с семьёй. Составитель Серова Н. Н. – СПб., 1998.
6. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. – М., 1996.
7. Галигузова Л. Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. - 2000. -№ 5.
8. Галигузова Л. Н. Застенчивый ребёнок// Дошкольное воспитание. - 2000. - № 4.
9. Гаспарова Е. Застенчивый ребёнок // Дошкольное воспитание. - 1989. -№ 3.
10. Детский сад и семья. Под ред. Марковой Т. А. – М., 1981.
11. Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. – 2004. - № .1
12. Дьяченко О. Тихий Серёжа // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 10.
13. Захаров А. И. Развитие застенчивости // Дневные и ночные страхи у детей. – СПб. ,2000.
14. Захаров А. И. Проблемы формирования личности // Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. – СПб. ,2000.
15. Захаров А. И. Что снится нашим детям. – М., 1997.
16. Зимбардо Ф. Застенчивость. - М., 1991.
17. Ильин Е. П. Застенчивые // Эмоции и чувства. – СПб., 2001. с. 358-363.
18. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушением речи. – СПб. : КАРО, 2004.
19. Касаткина Ю. В., Клюева Н. В. Учим детей общению. Ярославль, 1999.
20. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 1998.
21. Кравцов Г. Личность формируется в семье // Дошкольное воспитание. - 1991.- №2.
22. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000.
23. Кэрролл Э. Изард. Застенчивость как черта личности // Психология эмоций. – СПб., 2000. с. 326-339.
24. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
25. Мотова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых. – М., 2002.
26. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М., 1990.
27. Платонов К. О застенчивости // Популярная психология. – М., 1990.
28. Развитие общения дошкольников со сверстниками под. ред. А. Г. Рузской – М., 1989.
29. Развитие общения у дошкольников. Под ред. Запорожца, Лисиной М. И. – М., 1974.
30. Репина Т., Смолева Т. Неуверенный ребёнок // Дошкольное воспитание. - 1990.- №2.
31. Толкачёва Г. Как помочь ребёнку утвердить своё «Я» // Дошкольное воспитание. - 1990.- №5.
32. Федосеева Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1999.
33. Фромм А. Азбука для родителей. – М., 1991.
34. Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
35. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М., 1995.
36. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Немова Т. А. Азбука общения – СПб., 1998.
37. Шишова Т. Застенчивый невидимка. – М., 1997.