Виктория Исраелова
Особенности использования народной педагогики в гендерном воспитании в процессе социализации детей в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Примерное комплексно-тематическое планирование
Тема. Развернутое содержание работы.
Кто в тереме живет. Сентябрь.
Знакомить детей с образом жизни русского народа в прошлом.
Формировать представление об устройстве русской избы, ее простоте и удобстве.
Расширять представления о жизни семьи в прошлом и настоящем, о роли мужчины и женщины в семье.
Публикация «Особенности использования народной педагогики в гендерном воспитании в процессе социализации детей в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Народная культура, фольклор
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Способствовать формированию у детей положительного отношения друг к другу, становлению гендерной идентичности.
Формировать образ «Я».
Познакомить с древнейшим поселением Орловщины — городищем Радовище.
Учить детей создавать на аппликативной основе разные образы сказочных избушек: мальчики — лубяную для зайчика, девочки — ледяную для лисы. Направить на самостоятельный выбор исходных материалов и средств художественной выразительности.
Воспитывать интерес к народной культуре.
Формировать начальные представления о родном крае, его истории, воспитывать любовь к нему.
Сошью Марье сарафан. Октябрь.
Знакомить детей с русским национальным женским костюмом.
Подвести детей к простейшему анализу женских видов одежды и выделению их отличительных деталей.
Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотоворного мира.
Расширять представления детей о предметах одежды, которую носят девочки и мальчики.
Развивать первоначальные представления о социальной роли женщины: мать, хранительница семейного очага, искусница.
Формировать у девочек и мальчиков модель поведения, адекватную полу.
Приобщать к русской истории через знакомство с устным народным творчеством.
Познакомить детей с особенностями Орловского народного женского костюма.
У нас в гостях Марьюшка и Иванушка. Ноябрь.
Знакомить детей с русским национальным мужским костюмом, обратить внимание на его простоту, удобство, характерные отличия от женского костюма.
Развивать умение ориентироваться в прошлом предметов одежды.
Расширять гендерные представления о социальной роли мужчины: защитник, хозяин дома, кормилец, «мастер на все руки».
Формировать у мальчиков и девочек модель поведения, адекватную полу.
Вызвать у мальчиков и девочек интерес к украшению кушаков и поясов. Учить самостоятельно создавать орнамент: мальчиков оттенками холодных цветов, девочек оттенками теплых цветов.
Познакомить детей с особенностями Орловского народного мужского костюма.
Чудесные лапоточки. Декабрь.
Знакомить детей с историей развития обуви на Руси.
Развивать умение устанавливать простейшие связи между историческим периодом и предметами рукотворного мира.
Учить определять сходство и различие женской и мужской обуви.
Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экпериментирования с материалами, служившими и служащами для изготовления обуви (лыко, мех, кожа).
Продолжать знакомить с устным народным творчеством.
Познакомить с историей обуви на Орловщине.
Что посеешь, то и пожнешь. Январь.
Формировать представление о трудовой деятельности русского народа.
Развивать представление о том, что мужчина в семье выполняет наиболее трудные дела: занимается земледелием, ремеслами и пр.
Приобщать к русской истории через знакомство с былинами.
Формировать стремление у мальчиков быть защитниками, сильными, смелыми, «мастерами на все руки» и пр.
Продолжать формировать исследовательский интерес в ходе экспериментирования с природным материалом (свойства ивовых прутьев).
Познакомить с одним из ремесел Орловской области: плетением севалок и плетушек из ивовых прутьев, соломы, бересты.
Масленица дорогая — наша гостьюшка годовая. Февраль.
Знакомить детей с праздниками и традициями русского народа.
Использовать фольклор в организации всех видов деятельности.
Познакомить детей с технологией лепки, учить работать с тестом, замешивать, раскатывать в шар или жгут и оформлять птичку традиционным способом.
Расширить представления детей о народной культуре и видах художеств.
Развивать представление о том, как отмечали народные праздники на Орловщине.
Золотое веретено. Март.
Расширять представление детей о традиционно женском труде (ведение домашнего хозяйства, забота о всех членах семьи, рукоделие).
Познакомить с видами женского рукоделия: прядение, вышивка, вязание.
Формировать стремление у девочек быть добрыми, нежными, заботливыми, трудолюбивыми, внимательными, заботиться о своих близких.
Продолжать прививать детям ценности, интересы и модели поведения, соответсвующие их полу.
Воспитывать уважение к мамам, бабушкам, желание помогать им по дому, привлекать к изготовлению подарков для них.
Познакомить с историей мценского кружева.
Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Создать условия для экспериментирования с красками: мальчики - оттенками фиолетового и серого цветов, девочки — оттенками голубого и сиреневого.
Воспитывать чувство гордости за родной край.
]Веселые ложки и важный самовар. Апрель.
Расширять представления детей об истории развития посуды.
Знакомить с распределением обязанностей при изготовлении посуды: мужчины изготавливают посуду, а женщины ее украшают.
Заинтересовать детей творчеством над панно «Посуда, которую нарисовали мальчики, а украсили девочки».
Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с деревом и глиной.
Продолжать воспитывать интерес к фольклору, добиваться понимания поэтического текста и умения действовать в соответствии со словами текста.
Познакомить детей с историей развития посуды на Орловщине (плешковские корчаги).
Продолжить знакомить детей со способом выполнения аппликации в технике – «обрыв бумаги».
Деревянные сестрички. Май.
Расширять представления детей о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешки и др., истории ее развития.
Знакомить с народными промыслами.
Воспитывать чувство гордости за народных мастеров.
Использовать фольклор при организации всех видов деятельности.
Учить детей рисовать матрешку с натуры и украшать детали ее одежды (фартук, юбка, сорочка, платок) элементами декора: мальчикам — листочками, девочкам — цветами.
Познакомить детей с орловской народной игрушкой — Плешковской.