Елена Кирюшкина
Методика использования народной сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
При работе со сказкой были выделены следующие этапы:
- знакомство детей с народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию сказок, обсуждение поведения сказочных героев и причин их
успехов или неудач;
- эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания
сказки, настольный театр, дидактические игры, подвижные игры с персонажами сказок;
Публикация «Методика использования народной сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
- художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании;
- подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, инсценировка, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок.
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой - чтение воспитателя. Детям были прочитаны тувинские сказки о животных : «Как медвежонок и мышонок стали друзьями», «Лиса и налим». Эти сказки активизировали словарь детей, помогли войти в мир взаимоотношений, где смелый поступок всегда оправдан, храбрость всегда в почете, где высмеивают хвастовство, учат скромности и умению дружить. В процессе чтения сказки по народным сюжетам «Снегурочка» детей учили понимать образное содержание сказки, характеры героев, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку, при чтении тувинской сказки «Малек» учили нравственным ценностям : добру, взаимопомощи, умению держать слово.
Одной из наиболее эффективных форм организации работы со сказкой, которую можно использовать, это игры-драматизации. Например, по тувинской народной сказке «Козлик – медные рожки», по русской народной сказке «Гуси – лебеди» и другие.
В результате проводимых игр – драматизаций у детей повышается интерес к сказкам, желание слушать и драматизировать. Дети лучше усваивают содержание сказки, владеют разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижением, жестами). Также драматизация способствовала воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Следующий метод - рассказывание, т. е. более свободная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, мы рассказывали детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Например, были рассказаны сказки «Как верблюд стал некрасивым», где целью было учить детей понимать смысл произведения, анализировать действия героев, «У страха глаза велики», где высмеивались страх и трусость.
Для закрепления знаний использовали дидактические игры на материале знакомых сказок.
«Отгадай мою сказку», «Хорошо – плохо» и «Добрые – злые», «Один начинает - другой продолжает», «Откуда я?», «Сказка на новый лад». Игра учит детей сочинять сказку, в которой разные герои обладают противоположными качествами личности. Например, сова будет трудолюбивая (тувинская сказка «Ленивая Сова», герои русской сказки «У страха глаза велики» будут смелыми и храбрыми, а Волк – добрым и честным (тувинская сказка «Козлик – медные рожки).
Следующий прием - повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, повторяли тут же еще 1 - 2 раза, например, тувинскую сказку «Ленивая сова». Из большой сказки повторно зачитывали отрывки, наиболее значимые и яркие (сказка «Мальчик с тремя знаниями»).
Чтение и рассказывание сочетали с занятиями рисованием и лепкой.
Так с детьми были проведены занятия по рисованию на темы: «Добрый герой сказки», «Мой любимый сказочный герой», «Обложка для книги сказок», «Нарисуй сказку».
Проводили занятия на темы «Как поступить правильно», «Что такое дружба», «Путешествие в зимний лес», «Добро побеждает зло».
Зачастую детям бывали непонятны некоторые слова или выражения и в таких случаях давали им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации, например, при чтении тувинской народной сказки «Мальчик с тремя знаниями». Прежде чем использовать тувинские народные сказки, изучили их и отобрали лучшие, доступные пониманию детей, так как знакомя детей с той или иной сказкой, важно не только доставить им радость, но и довести до их сознания главную идею произведения, научить оценивать поступки героев. В процесс обучения включали тувинские сказки, которые имели воспитательную ценность, четкую композицию, были доступны по содержанию и объему (тувинская сказка «Оскюс-оол и Дилгижек»).
Следующий метод - беседа по сказке. Во время беседы акцентировали внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. Проводили игры – беседы «Если бы у тебя была волшебная палочка», «Если бы ты попал в сказку», «Мои поступки», «Какие они сказочные герои?».
При знакомстве со сказками применялись не только художественное слово, но и музыкальное оформление (тувинские народные и современные песни; народные мелодии, что привносило национальный колорит произведению.
Необходимо подчеркнуть, что приобщение детей к традициям, культуре
невозможно без соответствующей развивающей среды, так как дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Были приобретены методические пособия, создана картотека для работы по сказкам. Группу наполнили различными пособиями, игрушками, играми и материалами по сказкам, которые помогали в работе по повышению нравственных качеств ребенка.
При проведении анкетирования 96% родителей отметили, что действительно, народные сказки оказывают существенное влияние на формирование нравственных качеств у детей.
С помощью родителей был создан мини – музей сказки. Также родители помогали в изготовлении костюмов и атрибутов к играм - драматизациям и праздникам, принимали в них участие. Выполняли вместе с детьми домашние задания творческого характера - придумывали загадки, оформляли книгу сказок.
В результате проделанной работы, дети научились понимать смысл сказок, отличать добро от зла, разбираться что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя; дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирали любую роль для участия в игре – драматизации; наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Список литературы
1. Аркин Е. А. Сказка как фольклорный жанр. // Специфика фольклорных жанров. - М., 1973
2. Божович Л. И., Нравственное формирование личности в коллективе
Л. И. Божович. - Москва, 2000.- 468с.
3. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у дошкольников М,1989
4. Ластовская Л. А. Нравственно-правовое воспитание, - М. : Гардарика, 2005. –
5. Самдан З. Б. Тувинские народные сказки. Новосибирск: ВО Наука, Сибирская издательская фирма, 1994.
6. Савченко С. В. Русская народная сказка, - К. : Киев, 1999
7. Терехина А. Н. Русская сказка в детском саду, - М. : Овал, 2006. – 126с.
8. Тувинские народные сказки, Кызыл,2013
9. Тувинские народные сказки. - Составитель В. Хертек. – Кызыл:, 2008.