Наталья Ашенкова
Образовательная среда как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Публикация «Образовательная среда как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни.
Наш мир динамичен, постоянно требуется смена каких-то знаний в любой предметной области: отмирают старые специальности, а вместо них появляются новые, меняется культура. Возникает необходимость изменения стратегии образования детей, которым предстоит жить в быстро изменяющемся мире: важно сформировать у дошкольников исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области; анализировать новые ситуации; ставить и решать нетиповые проблемы; обучать работе с информацией; коммуникациям, адаптировать к динамичной картине мира. Иными словами – создать педагогические условия для формирования ключевых компетентностей.
У детей с ОВЗ в развитии отсутствуют возможности усвоения социального опыта окружающих путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, вследствие этого отмечается дефицит моделей и образцов социального поведения, что вызывает затруднения в усвоении и воспроизводстве социального опыта. Познавательная и социальная пассивность, вызванная ограниченностью социальных контактов, приводит к трудностям в формировании коммуникативной компетентности детей, что также затрудняет социализацию.
Социализация как двусторонний процесс включает в себя, с одной стороны, усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в систему социальных связей; с другой стороны - процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет активной деятельности, активного включения в социальную среду. Ребенок не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации.
Таким образом, в процессе социализации ребенка с ОВЗ в развитии можно выделить следующие компоненты:
• социальное познание (о самом себе, взаимоотношениях с другими людьми, о социальных и культурных ценностях, о построении общества);
• овладение навыками практической деятельности (как предметный, так и социальный мир);
• усвоение определенных норм, ценностей, установок, ролей, что обеспечивает соответствие поведения требованиям конкретного социального окружения;
• выработка собственной системы ценностей.
Успешность социализации ребенка с ОВЗ в развитии в первую очередь зависит от той образовательной среды, в которую он попадает.
Среда, в нашем дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 97» куда попадает ребенок с ОНР не только, коррекционно-развивающая, но доброжелательная, в которой воспитанники ощущают себя субъектами деятельности. В этой среде «особый» ребенок принят «на равных», его «особость» не подчеркивается и не акцентируется, он проживает каждый возрастной этап в соответствии со своим индивидуальным темпом развития.
Доброжелательная образовательная среда обеспечивает социальную ситуацию развития ребенка, динамику его психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода. Именно в такой образовательной среде содержится материал, необходимый для развития высших психических функций. Поэтому деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи (ОНР, направлена на создание образовательной среды, которая обеспечивает условия для социализации воспитанников и формирование субъектной позиции ребенка.
Образовательная среда детского сада предоставляет ребенку возможность быть субъектом любой социокультурной области человеческой деятельности (социальная и коммуникативная компетентность, художественное и техническое творчество, спортивная деятельность и т. д.) и обеспечивает способы социализации, заключающиеся в возможности социального и межличностного взаимодействия, необходимого для успешной и активной жизни.
Полноценные межличностные отношения между воспитанниками - залог гармоничного развития личности и ценного социального опыта общения с людьми. Положительное влияние на взаимоотношения в группах с ОНР оказывает организация совместной деятельности детей с разным уровнем развития. Организуя это взаимодействие, воспитатели, специалисты: (учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) руководствуются следующими требованиями:
• Обеспечивают интеграцию и дифференциацию социальных интересов детей с ОНР в деятельности. Это означает учет личных и групповых интересов в совместной деятельности детей. Основой успешной совместной деятельности является общий интерес, конкретное нужное и полезное для всех участников дело, в котором каждый найдет для себя привлекательную, личностно значимую сторону (например, проектная деятельность). В процессе участия в общем деле ребенок усваивает богатейший опыт естественно и непосредственно, сверстники дают образцы поведения и способы деятельности.
• Воспитатель заботится об обновлении содержания и форм совместной деятельности детей разного уровня развития, добровольном включении детей во все сферы социальных отношений, стимулирует участие воспитанников в поиске совместных дел.
• Развивают сотруднические отношения между детьми на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, обеспечивать защищенность каждого ребенка; заботиться о том, чтобы отношения ребенка с остальными были референтными для него, не допускает подавления личности в группе, независимо от отклонения в развитии ребенка.
Таким образом, проектирование образовательной среды в детском саду направлено на организацию педагогических условий для формирования и осознания ребёнком собственного личностного опыта, приобретаемого на основе межличностных отношений и обусловленных ими ситуаций, обеспечения личностного саморазвития всех детей в интегрированной группе при сохранении и укреплении соматического, психического, социального и духовного здоровья.