ЛЮДМИЛА УЛЬЯНИЧ
Методика использования авторских пособий в реабилитационном процессе детей с ограниченными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы
1.«СИГНАЛЬНАЯ МЕТКА»
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Зрительная гимнастика занимает особое место в реабилитационном процессе детей.
В настоящее время на полках магазинов можно встретить много интересной и полезной методической литературы релаксирующего характера: пальчиковые гимнастики, физминутки, игры, упражнения и т. д.
Однако литературы со зрительными гимнастиками для малышей можно встретить не так часто.
Публикация «Методика использования авторских пособий в реабилитационном процессе детей с ограниченными возможностями» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2015
Поэтому, предлогаю методы и технологии профилактической и коррекционной работы в виде зрительных гимнастик с использованиепм сигнальных символов. Данное направление нашло широкое применение в работе.
На мой взгляд, материал достаточно важен в аспекте сохранения здоровья и реализации здоровьесберегающих технологий в реабилитационном процессе детей раннего и дошкольного возраста.
Как показал многолетний опыт работы, гимнастики для глаз способствуют коррекции и восстановлению зрительных функций, также находят широкое применение как средство профилактики нарастующего зрительного утомления.
Данный материал является актуальным и полезным, в связи с особенностями развития современных детей.
Большой объем информации, который дети «поглащают» каждый день требует от глаз почти постоянного напряжения.
Многие проблемы со зрением возникают именно от перенапряжения.
Уважаемые коллеги! Позвольте представить некоторые комплексы зрительных гимнастик для малышей из опыта работы.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ :
1. Для более четкого восприятия зрительных упражнений предлагаю использовать стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения:
• сосредоточение взора на предмете;
• перевод взора с одного предмета на другой;
• фиксацию взглядом действий сигнальной меткой;
• последовательное прослеживание;
• зрительную ориентировку в окружающем пространстве;
• расслабление.
2. Каждое упражнение имеет свое название, проводится в течение нескольких минут, выполняется в умеренном темпе.
Имитационные действия глазами в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, развитии зрительных функций, активности ребенка в целом, являются не только одним из способов коррекции детского косоглазия, амблиопии, близорукости, дальнозоркости, но и средством профилактики зрительных расстройств.
3. Особую оригинальность и, вместе с тем, привлекательность методике придает использование вербального стихотворного материала, обеспечивающего доступность, запоминаемость и легкость восприятия упражнений детьми. Использование стихов позволяет задействовать в процессе коррекции эмоциональную сферу ребенка, создать дополнительную мотивацию для занятий.
Использование художественного слова в проведении зрительных гимнастик вызывает у детей огромный интерес, они внимательно слушают, легко запоминают, повторяют действия.
Проведение упражнений для глаз не требует специально созданных условий. Их можно включать как в занятия, так и в различные реабилитационные моменты.
4. Одним из приемов проведения офтальмологических пауз с детьми является наглядный показ действий педагога. Поэтому, учитывая особенности детей дошкольного и раннего возраста, я использую сигнальные символы, метки с заданным сюжетом (флажки, предметные картинки, игрушки, сказочные персрнажи, герои любимых мульфильмов, и т. д, которые демонстрируются на уровне глаз.
Предположим: во время занятий к нам неожиданно прикатился:
«Колобок – румяный бок»,
Стал он в прятки играть,
Наших деток развлекать:
При этом взрослый держит в руке сигнальную метку с изображением колобка, выполняет движения по тексту, дети следят глазами.
5. Взрослый следит за работой глаз ребенка. Обязательное условие для проведения зрительных гимнастик – фиксация головы, соблюдение офтальмо-гигиенических требований к наглядности (размер изображения, четкость линий, фон, цветовое решение и т п, соблюдение правил выполнения гимнастик в зависимости от ее назначения: снятие утомления, развитие зрительных функций.
Сигнальные метки можно изготовитиь самостоятельно, проявив свое творчество, зная особенности своих малышей, их интересы и предпочтения.
Главный принцип в подборе зрительных гимнастик и изпользовании наглядности - это личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, с учетом особенностей его развития.
Гимнастики разработаны на основе стихов детскаих поэтов, устного народного творчества, рспределены по направлениям в соответствии с методиками и технологиями Ю. А. Утехина,
с учетом рекомендаций специалистов ИПК РАО: (З. П. Малева, В. З. Денискина)
Специалисты могут адоптировать данный материал для своих малышей, учитывая диагноз и уровень развития, также использовать в плане консультативного материала родителей, опекунов, усыновителей.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ.
УПРАЖНЕИЯ НА СНЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ:
Правила выполнения.
1. Данный тип упражнений выполняется через каждые 15-20 минут зрительной работы;
2. Исходное положение – сидя на стуле;
3. Обязательно снимаем очки;
4. Не напрягаемся, сидим прямо;
5. Голову не опускать;
6. Плечи расслаблены, опущены;
7. Глубоко дышим (при каждом вдохе получать энергию и бодрость, при выдохе избавляться от напряжения и усталости);
8. Совершать от 8-12 колебательных движений глазами.
9. Упражнения выполняются в медленном темпе;
10. Взрослый следит за работой глаз ребенка;
11. Текст читается четко, доброжелательным, спокойным тоном;
12. Стрелочка в тексте указывает на то, какое движение глазами, необходимо выполнить.
13. Используем сигнальную метку по содержанию текста.
«ТЕРЕМОК»
Терем-терем-теремок! справа - налево; слева - направо;
Он не низок, не высок, снизу - вверх;
Наверху петух сидит, сверху - вниз;
Кукареку он кричит, движение по кругу.
Кукареку он кричит.
«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»
Крепко мы глаза закрыли, плотно закрыли глаза;
Широко теперь открыли, широко открыли;
И увидели сейчас: смотрим прямо.
Сидит белка на тележке, смотрим вверх;
Продает она орешки: смотрим вниз;
Лисичке-сестричке, справа - налево;
Воробью, синичке, слева - направо
Мишке толстопятому, по кругу:(вниз, вправо, вверх, влево)
Заиньке усатому. в обратную сторону.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
Условия проведения зрительных гимнастик:
1. Упражнения выполняются из положения сидя
на стуле;
2. Голова зафиксирована;
3. Работают только глаза;
4. Темп выполнения –медленный;
5. Дозировка:
-вертикальные движения: 4-6 раз;
-горизонтальные движения:4-6 раз;
-круговые движения: 2-4 раза;
-моргание: 10-15 сек;
6. Стрелочка в тексте указывает на то, какое движение глазами необходимо выполнить.
АЙ, КАЧИ-КАЧИ-КАЧИ!»
Ай, качи - качи, качи - качи! частое моргание;
Глянь, баранки - калачи! влево - вправо; вправо - влево;
Глянь, баранки - калачи! вверх - вниз;
С пылу, с жару из печи! движение по кругу по часовой ст.
С пылу, а жару из печи- против часовой стрелки
Все румяны, горячи. частое моргание;
Налетели тут грачи, влево - вправо;
Подхватили калачи. по кругу;
Нам остались частое моргание.
Бараночки.
II. «ЗАБАВНЫЕ ДОРОЖКИ»
В практике своей работы я широко использую пособие «Забавные дорожки».
Данное пособие изготовлено из специального материала. Предназначено для
Развития зрительно - моторной координации
Отличительной особенностью данного пособия является прозрачность материала, что способствует формированию целостного представления прослеживающего направления, что наиболее важно в работе с детьми, имеющими проблемы в физическом развитии: косоглазие, астигматизм.
Специально изготовлена подставка. Использование которой, помогает детям выполнять задание.
Сюжеты «Забавных дорожек» могут меняться, что поддерживает интерес детей.
Данное пособие способствует также развитию мелкой моторики детей.
Задания могут выполняться самостоятельно.
«По дорожкам мы пройдем, и … найдем!» ФОТО №5
Также под непосредственным руководством воспитателя, выполняя конкретное задание, формируя понятие: вверх- вниз и так далее.
Работая над проблемой зрительно-моторной координации, я пришла к выводу, что в реализации данного направления мне необходимы специальные пособия, которые позволяют решать коррекционно-развивающие задачи в реабилитационном процессе комплексно.
III. «ЦВЕТНЫЕ КНОПОЧКИ»
Изготовлено данное пособие из компьютерной клавиатуры с применением цветной клейкой ленты.
Пособие позволяет решить ряд задач:
-способствует развитию мелкой моторики;
-зрительному восприятию - цвет;
-глазодвигательным функциям глаз;
-вызывает яркий эмоциональный отклик у детей.
ФОТО №7
Пособие удобно для использования, гигиенично, требует минимальных материальных затрат.
В перспективе я планирую разработать пособия с использованием компьютерных клавиатур для решения задач зрительного восприятия.
АМБЛИТРЕНАЖЕР
«ВОЛШЕБНЫЙ ЭКРАН»
Технические данные:
1. Деревянный столик, закрыты со всех сторон;
2. Верхняя панель – матовая термостойкая прозрачная панель;
3. Осветительный прибор внутри столика;
5. Набор контурных рисунков;
6. Наборы писчей бумаги серых оттенков, фломастеры разной толщины.
Цель:
1. Развитие зрительных функций;
2. Коррекция амблиопии, косоглазия;
3. Повышение уровня визомоторной активности, развитие моторики
Методика :
1. Работа проводится с детьми дошкольного возраста,имеющими зрительные патологии;
2. Упражнения проводятся по данным диагностического обследования. Следуя рекомендациям врача – офтальмолога;
3. Содержание контурных рисунков подбирается строго индивидуально, учитывая зрительную нагрузку, занятия проводятся по циклам и эпизодично;
4. Ребенку дается задание скопировать изображение риснка на лист бумаги. Используя фломастер, соответствующей толщине линии.
Оценка выполнения задания
Обращается внимание на то, как ребенок совместил линии, Четко их локализовал, твердость линий, наличие лишних деталей.
На конечном этапе работы даются дополнительные задания: штриховка, раскраска. вычленение, выделение.
Пособия : «Сигнальные метки», «Цветные кнопочки», «Забавные дорожки», «Волшебный экран» позволяют решать ряд вопросов в реабилитационном процессе :
• развитие эмоциональной сферы;
• развитие моторики;
• коррекция зрительных функций: прослеживание, фиксация, отведение, сведение, локализация;
• развитие цветовосприятия;
• способствует развитию движений : рука-глаз;
На мой взгляд, представленный материал достаточно важен в аспекте сохранения здоровья и реализации здоровьесберегающих технологий в реабилитационном процессе детей раннего и дошкольного возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
1. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция» Фильчикова Л. И., Бернадская М. Э., Парамей О,В, Методическое пособие. 2003г. ;
2. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
Плаксина Л. И, 1998г. ;
3. Помоги мне это сделать самому М. Мантессори 2000г;
4. Шаг навстречу. Программы раннего вмешательства в домах ребенка. Т. Ю. Морозова, С. В. Довбня 2011г;
5. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения /Под редж. В. А. Феоктистовой. –СПб. :1995.