МААМ-картинки

Особенности игровой деятельности детей с задержкой психического развития

Васильева Вероника
Особенности игровой деятельности детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

ГКУЗ ВО «Гусь-Хрустальный дом ребенка специализированный»

Консультация для воспитателей

«Особенности игровой деятельности

детей с задержкой психического развития»

Методические рекомендации

для организации игр с детьми ЗПР.

Подготовила воспитатель Васильева В. Е.

Особенности игровой деятельности детей с ЗПР.

ЗПР или задержка психического развития – диагноз собирательный. Он как бы обо всем и ни о чем, а, в общем, сообщает нам, что ребенок отстает по многим параметрам в своем развитии.

Темочки:

Это не умственная отсталость и не приговор, но вполне может быть, что у малыша с ЗПР интеллект вторично снижен, то есть его развитие отстает от тех же показателей сверстников и условной нормы.

Что входит в понятие интеллект? В первую очередь, это наши высшие психические функции, такие как речь, внимание, воображение, память, мышление, восприятие. А теперь подумаем, может ли игровая деятельность детей с ЗПР формироваться и развиваться без патологий, если все остальные важные параметры имеют отклонения?

Ответ однозначный – нет. К сожалению, такой важный вид детской деятельности, как игра, помогающий развиваться маленькой личности в умственной, коммуникативной и бытовой сферах, претерпевает серьезные нарушения. При психических задержках игровая деятельность может формироваться с отставанием на несколько лет (старший дошкольник играет как ребенок 3-4 лет) или вообще не двигаться вперед без коррекционной помощи педагогов и специалистов.

Начинать приходится, как правило, с самого малого – привлечение внимания и интереса ребенка к игрушке и ее свойствам.

При ЗПР игра больше носит предметно-действенный характер, ее мотивы слишком скомканы, а социально-практическая направленность отсутствует, ведь мир людских эмоций и взаимоотношений для такого ребенка является на данном этапе загадкой.

Игра выглядит примерно так: малыш берет куклу, но не пытается с ней проиграть простенький сюжет и даже не пробует причесать, усадить на диван, покачать на качелях. Тогда чем он занимается с этой куклой? Трогает, ощупывает, трясет ее, крутит ей ручки и ножки, закрывает и открывает глазки. И так может продолжаться годами, когда предметно-действенный этап развития игровой деятельности давно остался позади у всех сверстников!

Так какие особенности можно отметить в игровой деятельности детей ЗПР?

• Игра имеет слабый эмоциональный окрас. Ребенок будто совершенно не переживает ту ситуацию, в которую погружается во время игры.

• За одним предметом закрепляется один заместитель, а одна игрушка проигрывает один и тот же сюжет. Ребенку сложно выйти за когда-то обозначенные и усвоенные рамки.

• В его действиях наблюдается стереотипность, однообразие, бедность картинок. Творческого замысла почти нет.

• Даже при умении принять на себя роль (изобразить профессию, взрослого, животное и т. д.) мы отметим трудность ее удержания на длительное время.

Обучение игре детей с ЗПР

Так как игра детей с ЗПР очень фрагментарна (состоит из разных и мало связанных между собой смысловых частей) и очень долго остается на уровне манипуляций или слабых подражаний взрослым, наша задача — научить ребенка играть правильно относительно его возраста, то есть сформировать более глубокий сюжет, расширить ролевой компонент, а потом соединить это воедино и ввести сюжетно-ролевую игру. Нам просто необходимо вовлечь такого дошкольника в суть игры, потому что обычно он предпочитает быть рядом, а не участвовать в процессе.

Безусловно, при этом мы не забываем о важности расширения кругозора и развития воображения, ведь именно из бытовых ситуаций и своих знаний о внешнем мире он строит в голове тот или иной замысел, воображает ситуацию и проигрывает роль. Чем больше будет в арсенале ребенка понимаемых взаимосвязей, тем лучше он осмыслит их в творческом варианте.

Итак, обучение игре детей с ЗПР.

Важно преподносить игровую форму деятельности с учетом того, что больше увлекает ребенка. Ему должно быть интересно – только в таком случае игра даст результаты. Обязательно при этом стараемся установить партнерские отношения в тандемах «взрослый-ребенок» и «ребенок-ребенок».

Этапы обучения игровой деятельности при ЗПР

На первом этапе мы знакомим детей со способами взаимодействия с игрушками, их свойствами. Нам необходимо своим примером показать, что применение игрушки не однообразно. У куклы можно не только крутить ручки и ножки или причесывать волосики, а машинку катать или крутить ей колеса. С ними можно разыгрывать интересные сценки, которые ребенок видит в быту, на улице, вообще в окружающем его пространстве. Плюшевый зайчик может не только прыгать, и он не только пушистый. Оказывается, его тоже можно укладывать спать, кормить, водить на прогулку, а также приглашать к нему других зверей и кукол!

Важным моментом станет тактильная стимуляция ребенка. Дело в том, что задержка психического развития не дает ему до конца познать предмет через ощупывание – сенсорные нарушения есть почти у всех подобных детей. Учим исследовать игрушки и предметы более детально, чем он может самостоятельно.

На следующем этапе уже не просто показываем, а даем ребенку действовать. При необходимости помогайте ему делать одно действие, второе, несколько. Усадите куклу за стол и накормите ее, умойте, уложите спать и покачайте, затем оденьте и ведите «гулять». Если ребенок плохо выполняет этапы сам, делайте все его руками. Постепенно он запомнит все особенности и даже начнет привносить свои идеи.

В игре, где игрушки приходят в гости, можно каждый раз вводить нового героя, новый элемент взаимодействия, то есть дополнять сюжет. Когда играть по образцу (подражанию) получается, учим их планировать игру – это третий этап обучения игровой деятельности детей с ЗПР. Проговаривайте план игры, прежде чем начать ее. Не надо сразу формировать сложные сюжеты или давать ребенку объемную и главную роль.

Следующим этапом, четвертым, станет формирование способности самостоятельно создавать воображаемую ситуацию и планировать ее. Если все получается хорошо, позвольте малышу взять на себя какую-то маленькую роль. Пусть он тоже станет гостем – самим собой или киской, мишкой, зайчиком – неважно, главное – окунуться в этот мирок, где происходит перенос свойств и качеств других на себя.

При более или менее развитой речи можно давать ребенку роли, в которых он сочетает поступки и слова (для начала в моноисполнении). В данном случае вы заодно развиваете связную (устную) речь и плавно подступаете к диалогу.

Основные правила при обучении игре ребенка с ЗПР

Не забывайте повторять, потому что все малыши любят много раз дублировать одно и то же. Это нормальный механизм обучения, помогающий закрепить знания/умения и перевести их в рядовой навык.

Игровая ситуация должна быть доступной и соответствовать познавательным способностям каждого конкретного ребенка.

Не превышаем лимит времени, который способен выдержать малыш. Наша задача состоит в том, чтобы привить интерес к игре и развить ее до нужного уровня, а не заставить его высидеть намеченные минуты. Дети с особенностями развития имеют повышенную истощаемость внимания и работоспособности.

В процессе игры умейте варьировать ситуацию с учетом изменяющихся факторов детского поведения. Можно какие-то моменты исключить, другие добавить, уменьшить временной отрезок, выделенный на один этап, или увеличить. Спокойно вводите новый элемент, если видите, что ребенок готов его принять и осознать.

Не забывайте о таком моменте, как перенос полученного опыта на другие сферы. Вы должны прорабатывать ситуации, взятые в игре, в повседневном общении с ребенком. Акцентируйте на затронутых темах внимание.

Маленькие дети живо откликаются на эмоциональные игры, а дети с задержкой психического развития реагируют на подобное оформление особенно остро. Потому создаем комфортную и теплую атмосферу, постепенно вводим легкий телесный контакт, обязательно комментируем все действия.

Какие игры применяются для развития игровых навыков у детей ЗПР

В целом, при формировании игровых навыков с самого начального уровня мы можем использовать следующие типы игр:

• на развитие общения и сотрудничества с взрослым и детьми, которые помогают устанавливать эмоциональный контакт и доверять;

• на развитие моторики рук и пальцев;

• на развитие речевого подражания связной речи, накопление словаря;

• на воображение, внимание, память;

• на слуховое восприятие и другие.

Публикации по теме:

Двусторонняя ширма для развития игровой деятельности детейДвусторонняя ширма для развития игровой деятельности детей Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому большое внимание уделяем созданию предметно - игровой среды в группе. В игре.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольниковМакеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой познавательного развития (ЗПР) Известно, что основа для развития познавательного интереса закладывается у детей в дошкольном возрасте, в процессе специально организованной.

Особенности развития детей 2–3 лет в игре с предметами и дидактическими игрушками На третьем году жизни ребёнка продолжается интенсивное ознакомление с окружающем миром. Возросшая активность малыша проявляется в большей.

Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей»Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей» Актуальность: Ранний возраст является уникальным и значимым периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности игровой деятельности детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 9 сентября 2023 в 11:44
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности игровой деятельности детей с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Васильева Вероника (УИ 1246948) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД