МААМ-картинки

Особенности развития детей 2–3 лет в игре с предметами и дидактическими игрушками

Надежда Исупова
Особенности развития детей 2–3 лет в игре с предметами и дидактическими игрушками

На третьем году жизни ребёнка продолжается интенсивное ознакомление с окружающем миром. Возросшая активность малыша проявляется в большей самостоятельности, умении и желании выполнять что – то своими руками: рисовать, конструировать, лепить строить и т. д. Расширяется ориентировка в окружающем, возникает способность отразить в игре более широкий круг явлений. Быстро развивается наглядно – образное мышление ребё нка: малыши третьего года жизни уже могут действовать в плане образа, им доступно выполнение заданий по представлению. Детям легче выделять в предметах существенные признаки: возрастает их способность к общению, сравнению. Усложнение психической жизни ребёнка позволяет предъявить ему и большие требования.

Публикация «Особенности развития детей 2–3 лет в игре с предметами и дидактическими игрушками» размещена в разделах

В умственном развитии ребёнка занятия с дидактическими игрушками по –прежнему занимают важное место. Дети уже имеют навыки «работы» с этими игрушками и любят с ними заниматься. Пирамидки, башенки, матрёшки и т. д. собираются в более сложных вариантах. При этом обращается внимание на выполнение мелких и точных действий, например не только приложить одну часть к другой, но и совместить рисунок при сборке матрёшек и других расписных игрушках.

Развивающаяся способность к анализу явления и поиску закономерностей в нём, а также умение сравнивать предметы позволяют детям третьего года решать более сложные задачи на подбор, группировку, соотнесение предметов с ориентировкой на 2 свойства одновременно. Дети выполняют эти задания сравнительно легко, меньше прибегают к практическим способностям, меньше ориентируются на наглядность, решая уже часть действий самостоятельно в умственном плане.

Так же как и на втором году жизни, на занятиях и в самостоятельной деятельности малышей используются 5 видов дидактических игрушек : для нанизывание (различные пирамидки); объёмные геометрические; для вкладывания и выкладывания (полые, различные формы: конусы, кубы, цилиндры); сборно – разборные трёхместные (матрёшки, бочата, яйца и пр.); а также предметы и игрушки, специально подобранные по какому – либо признаку.

Занятия с предметами, имеющими сквозное отверстие по оси симметрии (втулки, кольца, шары, кубы по цвету и величине). Если ребёнок 2 лет собирает пирамидку из 4 – 5 последовательно уменьшающихся колец с помощью взрослого, то на третьем году жизни его обучают выполнению этого задания самостоятельно. С этой целью вначале предлагают собрать одноцветные пирамидки из 4 – 5 последовательно уменьшающихся колец, а затем собрать 2 такие же пирамидки красного и синего или зелёного и красного, жёлтого и синего и т. п. цветов, т. е. с ориентировкой одновременно на величину и цвет колец.

Эти виды занятий позволяют затем научить ребёнка самостоятельно собирать пирамидку из 5 – 6 разноцветных, последовательно уменьшающихся колец, т. е. собирать игрушку, ориентируясь одновременно на цвет, величину и соотношение частей.

Дети осваивают сбор пирамидки из объёмных геометрических фигур со сквозным отверстием (шаров, кубов и пр., осуществляя выбор из 3 величин – большой, поменьше, маленький. Малыш учится переносить усвоенные знания в аналогическую ситуацию.

От 2,5 до 3 лет дети уже умеют собирать пирамидки путём чередования деталей по цвету, форме или величине, то есть действуют в определённой системе, целенаправленно - вначале по показу воспитателя, а затем по его инструкции, удерживая цель в памяти. После 2,5 лет ребёнок уже хорошо понимает указание взрослого, малыша можно побуждать действовать только по словесной инструкции, развивая умение мысленно предвидеть результат и способы его достижения.

Занятия с дидактическими игрушками рассчитаны на развитие умственной активности ребёнка, его воображения, они побуждают к самостоятельному поиску способов и средств решения поставленной перед ним задачи. Способы действия с предметами у детей почти автоматизированы, ребёнок не задумывается над техникой их выполнения. Поэтому главная задача действий с предметами на третьем году связана уже не со способом практического их выполнения, а с более сложными умственными действиями. При систематических упражнениях ребёнок учится действовать в плане образа, проявляя способность к моделированию различных конструкций не только по словесному указанию, но и по графическому изображению: по рисунку составить несложную пирамидку (например, из одноцветных одинаковых по размеру деталей).

На 3 году занятия с объёмными геометрическими фигурами (шарами, кубами и пр.) усложняются за счёт выполнения действий, требующих более тонкой зрительной дифференцировки. Дети в возрасте 2 – 2,5 лет уже вкладывают в занимательную коробку предметы, одинаковые по форме в 3 величинных соотношениях: большой, поменьше, маленький. От 2,5 до 3 лет они обучаются проталкивать предметы, различные не только по величине, но и по форме. При выборе отверстия ориентируются уже на 2 свойства одновременно: величину и форму предмета. При вкладывании предметов в коробки разной формы ребёнок пытается действовать с несколькими объектами, учитывая их пространственное соотношение, форму и тому подобное.

К 3 годам малыш умеет чередовать детали согласно словесной инструкции воспитателя, то есть по несложной программе в определённой системе.

Усложняются и занятия с геометрическими фигурами – вкладышами. В 2 – 2,5 года дети могут составлять башенки из 3 последовательно уменьшающихся деталей. Малышам предлагаются предметы – вкладыши : кубы, цилиндры, конусы и прочее. В 2,5 – года малыши могут собирать конструкции из 2 – 3 кубов или цилиндров разной величины и одного цвета или чередовать детали по цвету, а затем по цвету и величине. То есть ребята не просто составляют башенку, а выполняют её в системе по показу, а затем и по словесной инструкции, объяснению взрослого, соблюдая определённые условия.

Дети с наиболее развитым наглядно – образным мышлением доступно несложное чередование деталей согласно рисунку.

Занятия со сбороно – разборными игрушками усложняются не только за счёт увеличения числа вкладных предметов, но и за счёт формирования умения совмещать их по величине и по рисунку. Это объясняется совершенствованием координации движений, более тонких действий кончиками пальцев.

Расширяя использование всевозможных мелких предметов и небольших образных игрушек. Малыши уже способны выполнять выбор предметов на ощупь ( например: игра «Чудесный мешочек», то есть без зрительного контроля узнавать предмет по форме или величине, а также находить различные предметы, предмет и его изображение. Это говорит о высоком уровне умственных действий (по представлению, в плане образа).

Различные виды занятий с дидактическими игрушками способствуют разностороннему развитию ребё нка 3 года жизни: воспитывают умственно, физически и эстетически, повышают работоспособность, формируют умение учиться, тренируют морально – волевую сферу, предоставляют возможность действовать в коллективе сверстников, выполнять задания вместе с ними и тому подобное.

В системе обучения детей третьего года жизни имеются изменения, связанные с усложнением не только программного материала, но и методов изучения. Если на втором году применялись в основном наглядные методы, рассчитанные на понимание процесса действий и активное подражание, то на 3 году жизни малыши учатся действовать по словесной инструкции и в отдельных случаях по представлению.

Педагогу всегда следует понимать, что занятия не должны быть для ребёнка слишком лёгкими; посильная трудность повышает его интерес и работоспособность. Только в этом случае обучение будет развивающим.

Публикации по теме:

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Игры с сенсорными предметами для развития речи детей старшего дошкольного возрастаИгры с сенсорными предметами для развития речи детей старшего дошкольного возраста Для развития речи детей большое значение имеют игры с сенсорными предметами. Их основная цель - дать ребёнку новые чувственные ощущения:.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Лэпбук «Тень» с дидактическими играми для детей средней группыЛэпбук «Тень» с дидактическими играми для детей средней группы Цель: формировать у детей представление о тени людей, животных и предметов. Задачи: - учить детей находить тень предметов в соответствии.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Занимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детейЗанимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детей Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития детей 2–3 лет в игре с предметами и дидактическими игрушками
Опубликовано: 12 февраля 2023 в 13:59
+217Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 91.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД