Надежда Исупова
Особенности развития детей 2–3 лет в игре с предметами и дидактическими игрушками
▼ Скачать + Заказать документы
На третьем году жизни ребёнка продолжается интенсивное ознакомление с окружающем миром. Возросшая активность малыша проявляется в большей самостоятельности, умении и желании выполнять что – то своими руками: рисовать, конструировать, лепить строить и т. д. Расширяется ориентировка в окружающем, возникает способность отразить в игре более широкий круг явлений. Быстро развивается наглядно – образное мышление ребё нка: малыши третьего года жизни уже могут действовать в плане образа, им доступно выполнение заданий по представлению. Детям легче выделять в предметах существенные признаки: возрастает их способность к общению, сравнению. Усложнение психической жизни ребёнка позволяет предъявить ему и большие требования.
Публикация «Особенности развития детей 2–3 лет в игре с предметами и дидактическими игрушками» размещена в разделах
В умственном развитии ребёнка занятия с дидактическими игрушками по –прежнему занимают важное место. Дети уже имеют навыки «работы» с этими игрушками и любят с ними заниматься. Пирамидки, башенки, матрёшки и т. д. собираются в более сложных вариантах. При этом обращается внимание на выполнение мелких и точных действий, например не только приложить одну часть к другой, но и совместить рисунок при сборке матрёшек и других расписных игрушках.
Развивающаяся способность к анализу явления и поиску закономерностей в нём, а также умение сравнивать предметы позволяют детям третьего года решать более сложные задачи на подбор, группировку, соотнесение предметов с ориентировкой на 2 свойства одновременно. Дети выполняют эти задания сравнительно легко, меньше прибегают к практическим способностям, меньше ориентируются на наглядность, решая уже часть действий самостоятельно в умственном плане.
Так же как и на втором году жизни, на занятиях и в самостоятельной деятельности малышей используются 5 видов дидактических игрушек : для нанизывание (различные пирамидки); объёмные геометрические; для вкладывания и выкладывания (полые, различные формы: конусы, кубы, цилиндры); сборно – разборные трёхместные (матрёшки, бочата, яйца и пр.); а также предметы и игрушки, специально подобранные по какому – либо признаку.
Занятия с предметами, имеющими сквозное отверстие по оси симметрии (втулки, кольца, шары, кубы по цвету и величине). Если ребёнок 2 лет собирает пирамидку из 4 – 5 последовательно уменьшающихся колец с помощью взрослого, то на третьем году жизни его обучают выполнению этого задания самостоятельно. С этой целью вначале предлагают собрать одноцветные пирамидки из 4 – 5 последовательно уменьшающихся колец, а затем собрать 2 такие же пирамидки красного и синего или зелёного и красного, жёлтого и синего и т. п. цветов, т. е. с ориентировкой одновременно на величину и цвет колец.
Эти виды занятий позволяют затем научить ребёнка самостоятельно собирать пирамидку из 5 – 6 разноцветных, последовательно уменьшающихся колец, т. е. собирать игрушку, ориентируясь одновременно на цвет, величину и соотношение частей.
Дети осваивают сбор пирамидки из объёмных геометрических фигур со сквозным отверстием (шаров, кубов и пр., осуществляя выбор из 3 величин – большой, поменьше, маленький. Малыш учится переносить усвоенные знания в аналогическую ситуацию.
От 2,5 до 3 лет дети уже умеют собирать пирамидки путём чередования деталей по цвету, форме или величине, то есть действуют в определённой системе, целенаправленно - вначале по показу воспитателя, а затем по его инструкции, удерживая цель в памяти. После 2,5 лет ребёнок уже хорошо понимает указание взрослого, малыша можно побуждать действовать только по словесной инструкции, развивая умение мысленно предвидеть результат и способы его достижения.
Занятия с дидактическими игрушками рассчитаны на развитие умственной активности ребёнка, его воображения, они побуждают к самостоятельному поиску способов и средств решения поставленной перед ним задачи. Способы действия с предметами у детей почти автоматизированы, ребёнок не задумывается над техникой их выполнения. Поэтому главная задача действий с предметами на третьем году связана уже не со способом практического их выполнения, а с более сложными умственными действиями. При систематических упражнениях ребёнок учится действовать в плане образа, проявляя способность к моделированию различных конструкций не только по словесному указанию, но и по графическому изображению: по рисунку составить несложную пирамидку (например, из одноцветных одинаковых по размеру деталей).
На 3 году занятия с объёмными геометрическими фигурами (шарами, кубами и пр.) усложняются за счёт выполнения действий, требующих более тонкой зрительной дифференцировки. Дети в возрасте 2 – 2,5 лет уже вкладывают в занимательную коробку предметы, одинаковые по форме в 3 величинных соотношениях: большой, поменьше, маленький. От 2,5 до 3 лет они обучаются проталкивать предметы, различные не только по величине, но и по форме. При выборе отверстия ориентируются уже на 2 свойства одновременно: величину и форму предмета. При вкладывании предметов в коробки разной формы ребёнок пытается действовать с несколькими объектами, учитывая их пространственное соотношение, форму и тому подобное.
К 3 годам малыш умеет чередовать детали согласно словесной инструкции воспитателя, то есть по несложной программе в определённой системе.
Усложняются и занятия с геометрическими фигурами – вкладышами. В 2 – 2,5 года дети могут составлять башенки из 3 последовательно уменьшающихся деталей. Малышам предлагаются предметы – вкладыши : кубы, цилиндры, конусы и прочее. В 2,5 – года малыши могут собирать конструкции из 2 – 3 кубов или цилиндров разной величины и одного цвета или чередовать детали по цвету, а затем по цвету и величине. То есть ребята не просто составляют башенку, а выполняют её в системе по показу, а затем и по словесной инструкции, объяснению взрослого, соблюдая определённые условия.
Дети с наиболее развитым наглядно – образным мышлением доступно несложное чередование деталей согласно рисунку.
Занятия со сбороно – разборными игрушками усложняются не только за счёт увеличения числа вкладных предметов, но и за счёт формирования умения совмещать их по величине и по рисунку. Это объясняется совершенствованием координации движений, более тонких действий кончиками пальцев.
Расширяя использование всевозможных мелких предметов и небольших образных игрушек. Малыши уже способны выполнять выбор предметов на ощупь ( например: игра «Чудесный мешочек», то есть без зрительного контроля узнавать предмет по форме или величине, а также находить различные предметы, предмет и его изображение. Это говорит о высоком уровне умственных действий (по представлению, в плане образа).
Различные виды занятий с дидактическими игрушками способствуют разностороннему развитию ребё нка 3 года жизни: воспитывают умственно, физически и эстетически, повышают работоспособность, формируют умение учиться, тренируют морально – волевую сферу, предоставляют возможность действовать в коллективе сверстников, выполнять задания вместе с ними и тому подобное.
В системе обучения детей третьего года жизни имеются изменения, связанные с усложнением не только программного материала, но и методов изучения. Если на втором году применялись в основном наглядные методы, рассчитанные на понимание процесса действий и активное подражание, то на 3 году жизни малыши учатся действовать по словесной инструкции и в отдельных случаях по представлению.
Педагогу всегда следует понимать, что занятия не должны быть для ребёнка слишком лёгкими; посильная трудность повышает его интерес и работоспособность. Только в этом случае обучение будет развивающим.