Соколова Светлана Владимировна
Основы сурдопедагогики. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Дисциплина: «Основы сурдопедагогики»
Тема: "Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха"
Введение
Ребенок постигает окружающий мир с помощью органов чувств. Общее умственное развитие тесно связано с развитием органов чувств, среди которых слух занимает одно из ведущих мест.
Публикация «Основы сурдопедагогики, Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей, запоминает и усваивает значение слов, учится говорить и воспринимать окружающий мир. С помощью слуха он может контролировать собственную речь и сравнивать с речью окружающих – так он усваивает не только правильное произношение, но и лексико-грамматические средства языка. В дальнейшем слух является необходимым условием для овладения чтением и письмом. Так же слуховой анализатор помогает ему ориентироваться в окружающей среде, а соответственно и социализироваться.
В основе психического развития детей с нарушением слуха, лежат те же закономерности, что и для развития детей в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: медленное овладение речью, коммуникативные барьеры и своеобразие развития познавательной сферы.
Целью контрольной работы является изучение особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха.
Задачи исследования:
- изучить, систематизировать и обобщить материал научно-педагогической и психологической литературы по проблемам детей с нарушением слуха;
- раскрыть особенности познавательной сферы детей с нарушением слуха на основе выявления особенностей ощущения и восприятия, особенности развития внимания, памяти и воображения, развития мышления, психологические особенности формирования речи.
1. Ощущения и восприятия
Жизнь человека, его деятельность требуют постоянной ориентировки в окружающем мире, которая во многом зависит от работы органов чувств – анализаторов человека. Большую часть информации (93 %) люди получают с помощью зрительного анализатора, оставшиеся 7 % – через слух, обоняние, осязание и др. При восприятии окружающего слух во многом дополняет зрение в процессе познания внешнего мира и является ведущим в восприятии речи и музыки. Значение слуха в восприятии окружающего мира:
-способствует более полной предметности восприятия и его целостности; -обеспечивает условия наиболее адекватного поведения в окружающем мире; -дает возможность определить место возникновения звука в окружающей среде, направление движения источника звука, расстояние до него; -способствует определению свойства предмета по его звучанию; -обеспечивает моделирование ситуации на основе услышанных звуков; -дает возможность воспринимать и понимать речь, контролировать собственную
Зрительное восприятие выступает ведущим видом восприятия для глухих людей. Его своеобразие определяется следующими показателями:
-тонко дифференцированное восприятие мимики и жестов, дактильных знаков, движений губ; -характерна высокая детализованность восприятия предметов (сосредоточенность на отдельных частях предмета) и слабом обобщении воспринимаемых предметов, отнесении их к типу, виду, роду; - замедленная скорость узнавания зрительных объектов, выделения информативных признаков объектов: знакомых предметов, геометрических фигур; - сниженная осмысленность восприятия сюжетных изображений: перспективы, причинно-следственных связей, необычных ракурсов.
Вибрационные ощущения являются и контакным, и дистантным каналами восприятия действительности. Они выполняют для глухого важную компенсаторно-познавательную функцию и дают возможность неслышащему человеку судить: - контактно и дистантно о характеристиках звуков (темп, сила, ритм музыки, речевого потока, различение фонем по звонкости и глухости, ударных слогов); - о работе устройств (будильники, моторы автомашин); - о характеристиках удаленных явлений, находящихся вне поля зрения (месте их локализации, размере, массе, силе, темпе действия, например, приближающегося поезда).
Осязательное восприятие– это сложно организованный познавательный процесс, в котором сочетаются кожные и двигательные компоненты. В основе осязания лежит обобщение целостного образа предмета в результате целенаправленного, сознательного ощупывания его отдельных фрагментов. В период школьного обучения осязательный процесс развивается, различия между глухими и слышащими сглаживаются, но не исчезают и в более старшем возрасте [2; с. 38]. Сурдопсихологи отмечают, что динамика развития зрительного восприятия у глухих опережает развитие осязания, так как осязательный процесс более сложный по своей психологической структуре, нежели зрительный. Статические ощущения возникают при изменении положения тела человека в пространстве, при переходе от покоя к движению и наоборот. За это отвечает вестибулярный аппарат. Статические ощущения обеспечивают функцию равновесия, а также правильную оценку углов поворота при движении. Нарушениями вестибулярного аппарата страдают до 70% глухих по данным Ф. Ф. Заседателева [5; с. 70]. У глухих компенсаторную роль при обеспечении равновесия играет зрительное восприятие, поэтому походка глухих с открытыми глазами мало отличается от походки слышащих.
Кинестетические ощущения регистрируют степень натяжения мышц, связок и сухожилий при движении человека в пространстве. Благодаря этому человек различает направление своих движений, их силу, скорость, размах, контролирует степень мышечного усилия. Особенно значительна роль кинестетических ощущений при усвоении глухими навыков произношения, Ведь именно эти ощущения, получаемые от собственных артикуляционных движений, являются у глухого ведущей физиологической опорой в создании образа слова, а также средством самоконтроля за произношением. У слышащих людей качество движений контролируется не только кинестетическими ощущениями, но и во многом слухом. При потере слуха кинестетические ощущения лишаются дополнительной помощи слухового контроля; отсюда движения глухих по плавности, ритмичности, координированности отстают от нормы, страдает мелкая моторика рук, недостаточность речевой регуляции.
Кинестетические ощущения у глухих детей нужно формировать целенаправленно на уроках предметно-практического обучения, труда и адаптивной физкультуры, фонетической ритмики, тренировать на индивидуальных занятиях по обучению произношению, самостоятельно они развиваются недостаточно.
2. Особенности развития внимания
Ведущей сенсорной основой внимания глухих является зрительное восприятие (зрительное внимание, так как оно максимально задействовано в процессе общения и обучения. Чтобы понять устную речь собеседника (информацию учителя) по губам, по дактильным знакам, по динамичным жестам, по мимике лица, глухой должен быть предельно сосредоточен. В связи с перенапряжением зрительного анализатора внимание глухих отличается истощаемостью и неустойчивостью. Основные качества внимания - объем, устойчивость, распределение и переключение. В исследованиях отечественных педагогов и психологов [Гоголева А. В., 1981; Боскис Р. М., 1971; Розанова Т. В., 1980] были получены данные о том, что у школьников с нарушениями слуха продуктивность внимания зависит от подаваемой им информации: буквы, цифры, фигуры и т. п. Устойчивости внимания [Богданова Т. Г., 2002] меняется на протяжении дошкольного возраста в начале данного возрастного периода – от 10-12 мин., и до 40 мин. в его конце. Наибольший темп развития произвольного внимания у глухих и слабослышащих приходится на подростковый период (у слышащих оно формируется на 3-4 года раньше. Изучение динамических характеристик внимания школьников с нарушенным слухом [Гоголева А. В., Москалик И. А., 2005], выявило следующие характеристики:
-сниженный объем внимания – дети с нарушениями слуха могут одномоментно воспринять меньшее количество элементов; -меньшая устойчивость, а следовательно, большая утомляемость, так как получение информации происходит на слухо-зрительной основе. -низкий темп переключения: ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому; -трудности в распределении внимания: школьник с сохранным слухом может одновременно слушать и писать, ребенок с нарушениями слуха при этом испытывает серьезные затруднения.
Таким образом, проблема не только в психофизиологических трудностях сосредоточения, но и в природе самого внимания, а навыки произвольности внимания формируются у глухих на 3-4 года позже, чем у слышащих.
3. Развитие памяти
Память – это процесс усвоения, сохранения и воспроизведения ранее воспринятой информации. Усвоение информации глухими и слабослышащими детьми затруднено в связи с нарушением взаимодействия с социумом. То, что слышащим ребенком усваивается непроизвольно и естественно в общении с окружающими, ребенку с нарушенным слухом доступно только в условиях специального обучения и при серьезных волевых усилиях с его стороны. Вместе с тем память глухого или слабослышащего ребенка имеет свои особенности. В непроизвольном запоминании дети с нарушениями слуха дошкольного и младшего школьного возраста не уступают своим слышащим сверстникам (Т. В. Розанова). Но в дошкольном возрасте глухие хуже запоминают места расположения предметов, в младшем школьном возрасте – путают места расположения предметов, сходных по изображению или реальному функциональному назначению [Богданова Т. Г., 2002].
Основная причина своеобразия образной памяти лежит в особенностях визуального (наглядно-образного) мышления глухих [опыты Т. В. Розановой, В. В. Синяк, М. М. Нудельман]: неполнота сравнения, анализа и синтеза зрительно воспринимаемых предметов, а также трудности их вербализации. А именно: - смешивают сходные объекты, что приводит к менее точному их узнаванию и воспроизведению; чаще сглаживают воспроизводимые образы; - используют словесные опоры-обозначения реже слышащих, а моторные опоры (обведение в воздухе фигуры) чаще, чем у слышащие.
Особенности образной памяти в большей мере свойственны детям дошкольного и младшего школьного возраста. В дальнейшем у глухих детей в школьном возрасте наблюдается компенсаторное развитие их образной памяти, все более сближающееся с линией развития этого вида памяти у слышащих детей. Формирование образной памяти во многом зависит от специфики мыслительной деятельности, включающейся в процессы восприятия, запоминания и воспроизведения. Дошкольники и младшие школьники недостаточно овладевают этими способами мыслительной деятельности, что задерживает развитие их образной памяти и отрицательно сказывается на расширении наглядного опыта, на накоплении представлений о разнообразных предметах и явлениях окружающего мира и на их использовании в дальнейшем познании.
Особенности словесной памяти: - плохо запоминают отдельные слова, это явление устойчиво прослеживается во всех возрастах; - лучше запоминают существительные, нежели глаголы и прилагательные; - с трудом запоминают слова определенной грамматической формы, слова – синонимы и с переносным значением.
Запоминание и воспроизведение слов: -воспроизводят слова, обозначающие зрительные образы, но при этом затрудняются в запоминании слов, обозначающих звуковые явления [Синяк В. В., Нудельман М. М., 1975]; - часто заменяют одно слово другим в процессе воспроизведения по следующим категориям: внешнему сходству (угол-уголь, дрожит-держит); смысловому родству (кисть-краска, земля-песок); внешнему сходству и смысловому родству (сел-сидел, выбрали-собрали).
Это объясняется тем, что слово для глухих – это не единая смысловая единица, а совокупность нескольких элементов, последовательность слогов, букв в слоге. При запоминании может произойти пропуск букв, перестановка букв, слогов, несколько слов могут сливаться в одно. Это результат недостаточной расчлененности значений слов.
Значительные трудности испытывают при запоминании связной речи: - не точное запоминание отдельных фраз; - меньший объем воспроизводимых элементов рассказа; - глухие учащиеся всех возрастов стремятся к дословному воспроизведению; - увеличение объема запоминаемого материала в течение первых трех классов и снижение объема в старших классах.
Слабое запоминание связной речевой информации глухими обусловлено рядом причин: малой эффективностью словесного, зрительноартикуляционного кодирования информации, слабой логической обработкой (пониманием) информации; отставанием в усвоении специальных приемов запоминания (группировки, ассоциации и т. д.) [5; с. 126-128].
Запоминание и воспроизведение фраз: -стремятся воспроизвести фразу в той самой последовательности, в какой она была воспринята; -часто изменяют смысл самой фразы, так как она является для плохослышащего ребенка набором отдельных слов [Синяк В. В., Нудельман М. М., 1975]. Запоминание и воспроизведение текстов: -стремятся к дословному, текстуальному воспроизведению и не могут передать своими словами прочитанное; -имеют ограниченность словесного фонда; -испытывают трудности в использовании слова в соответствии со значением в другом сочетании, так как слова оказываются элементами речи, «застывшими в определенных сочетаниях», «инертными», «малоподвижными».
Исследования И. М. Соловьева позволили выделить ряд стадий в развитии словесной памяти плохослышащих и неслышащих учащихся: Первая стадия – распространяющийся тип запоминания (1-3 классы). Из трех предложений такой ученик запоминает после первого прочтения отдельные слова из первого предложения. При последующих повторениях – запоминает часть материала второго, а затем и третьего предложения. Вторая стадия – охватывающее запоминание (4-6 классы). Запоминание предложений ученик начинает с охвата целого текста, а в дальнейшем пополняет его недостающими элементами. Третья стадия – полное запоминание (старшие классы): после однократного чтения все три предложения запоминаются с одинаковой полнотой. Таким образом, особенности памяти детей с нарушениями слуха можно кратко охарактеризовать следующим образом: -образная память развита лучше, чем словесная (на всех этапах и в любом возрасте); -уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка с нарушением слуха.
Ребенку требуется гораздо больше времени на запоминание учебного материала, практически при всех степенях снижения слуха словесная память значительно отстает.
4. Особенности воображения
Воображение– особый психический процесс, занимающий промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. В жизни глухого также как и слышащего, воображение выполняет ряд специфических функций: - создание образов результата и средств его достижения; - аффективно-защитное снятие напряжения, стресса при помощи фантазий; - формирование внутреннего плана действий – способности выполнять их, манипулируя образами; - планирование и программирование действий в условиях высокой неопределенности задачи; - помощь в саморегуляции психофизиологических состояний, лежащая в основе аутотренингов.
Исследования показали, что игровые действия глухих стереотипны, однообразны, осуществляются по образцу, а не по лично придуманным сюжетам, часто они не могут использовать предметы-заместители, т. е. абстрагироваться от привычных, усвоенных ранее функций предмета [3]. Исследования воссоздающего воображения (образы по словесному описанию, басне, рассказу) показали, что глухие с трудом воссоздают обратимые пространственные отношения, плохо вычленяют существенные стороны предметов и событий, описанных связной речью [5]. Исследования творческого воображения (создающего оригинальные образы) у глухих выявили, что оно отличается недостаточной гибкостью в использовании идей [6].
Практика и научные исследования показали, что при целенаправленном развитии всех компонентов процесса воображения, при развитии высших форм мышления и речи процесс воображения приближается к норме.
5. Развитие мышления
Мышление– это сложный познавательный процесс обобщения, опосредованного и целенаправленного отражения действительности, процесс решения задач, поиска и открытия нового. Мышление человека неразрывно связано с речью и не может развиваться вне речи. У глухих и слабослышащих детей наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в других познавательных процессах. У врожденно глухого ребенка в процессе физических, эмоциональных, социальных контактов с близкими своевременно и спонтанно начинают формироваться процессы мышления.
Глухие дети в доречевой (дословесный) период длительное время продолжают оставаться на стадии наглядно-образного мышления, используя жестовую речь. По свидетельству Т. В. Розановой подавляющее большинство глухих дошкольников и младших школьников не уступают слышащим по уровню развития наглядно-образного мышления [5; с. 168]. В процессе педагогически организованного обучения словесной речи и усвоения общеобразовательных знаний у глухих школьников постепенно начинают формироваться высшие понятийные формы мышления: словесно-логическое, абстрактно-логическое; правда, процесс этот отстает от нормы на 3-4 года. Развитие мышления детей с нарушениями слуха имеет следующие особенности: -формирование всех стадий мышления в более поздние сроки; -увеличение разрыва в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления по сравнению со слышащими сверстниками; -стереотипия мышления при решении задач различного вида; -отставание в развитии мыслительных операций (формирование мыслительных операций задерживается уже в дошкольном возрасте); -наличие значительных индивидуальных различий в развитии мышления, обусловленное уровнем речевого развития; -овладение речью как средством общения является одним из важнейших условий его умственного развития; -обозначение словом на начальных этапах овладения речью определенного конкретного единичного предмета, при этом слово не приобретает обобщенный характер, не становится понятием; -распространение значения выученного слова неправомерно широко – обозначение предмета и связанного с ним действия («картошка» – овощ и чистить картошку); -усвоение отдельных понятий без формирования правильных причинноследственных связей между ними; -слабое выделение существенных признаков предметов и явлений, «застревание» на случайных деталях; -непонимание смысла, содержания сюжетного рисунка, рассказа, т. к. не могут вычленить главные признаки событий и отделить их от несущественных деталей; -выделение общего, сходного в сравниваемых объектах затруднено; -овладение обобщенными способами ориентации в сфере научных и технических понятий, в выявлении внутренних существенных связей и отношений внутри и между объектами затруднено; -непонимание причинно-следственных отношений, так как затрудняются выявлять скрытые причины каких-либо явлений, событий
Эффективность умственного развития глухих зависит от соблюдения ряда дидактических условий:- формирования речи как средства мыслительной деятельности, активного оречевления учащимися своих интеллектуальных действий; - целенаправленного развития всех видов логических операций: сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения, абстрагирования; - овладения началами логической грамоты, умений устанавливать причинно-следственные и другие отношения между явлениями.
6. Психологические особенности формирования речи
Наиболее серьезные последствия при нарушении слуховой функции наблюдаются у детей, так как не формируется речь, и появляются особенности психического развития детей, так как не формируется речь, и появляются особенности психического развития. Дети с нарушениями слуха классифицируются по психолого-педагогической классификации [Боскис Р. М., 1971]: - по степени нарушения слуха; - времени возникновения слухового дефекта; - педагогических условий, в которых находился ребенок после появления слухового нарушения; - индивидуальных особенностей ребенка.
Следует понимать, что нарушение слуха – это не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на всё психическое развитие ребенка. Это объясняется ролью слуха в развитии человека
Психологические особенности формирования речи. Нарушение слуха- (первичный дефект) приводит к недоразвитию речи- (вторичный дефект) и к замедлению или специфичному развитию других функций: зрительное восприятие, мышление, внимание, память, что и тормозит психическое развитие в целом. Психическое развитие детей, имеющих нарушения слуха, подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей (Л. С. Выготский). Психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными: -возникает преобладание письменной речи над устной; -недоразвитие одних перцептивных систем при относительной сохранности других (сохранна кожная чувствительность, при правильном обучении и воспитании развивается зрительное восприятие и формируется слуховое); -изменения в темпах психического развития: замедление психического развития через некоторое время после рождения или после потери слуха и ускорение в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания. Таким образом, нарушение слуха приводит к особенностям развития познавательной и личностной сферы, прежде всего, это недоразвитие речи, замедление развития мышления, памяти и др.
Заключение
Особенности развития детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним. Первичный дефект, нарушение слуха, ведет к недоразвитию речи – функции, связанной со слухом наиболее тесно, а также к замедлению развития познавательной сферы.
Значительную часть знаний об окружающем мире нормально развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Неслышащий ребенок лишен такой возможности, или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий. В связи с нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.
Запоминание находится в тесной зависимости от способа предъявления материала, поэтому у детей затруднено запоминание, сохранение и воспроизведение речевого материала – слов, предложений и текстов.
Психическое развитие детей с нарушениями слуха представляет собой особый тип развития, связанного с наличием специфических условий взаимодействия с окружающим миром. Своевременно организованные медицинская коррекция нарушенного слуха и психолого-педагогическое сопровождение позволяют в значительной степени компенсировать отклонения в психическом развитии глухих и слабослышащих детей. При работе с детьми, имеющими нарушения слуха, педагогу и психологу необходимо знать и учитывать характерные для них особенности познавательной и личностной сфер
Таким образом, отношения, возникающие между процессами речевого общения, мышления и памяти у детей с нарушениями слуха (как и у слышащих) включаются в сложный комплекс всех составляющих познавательной деятельности личности.
Список использованной литературы:
Основная литература:
1. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994. 2. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М. : Изд-во «Советский спорт», 2004.
3. Выгодская, Г. Л. О творческих играх глухих дошкольников [Текст] / Г. Л. Выгодская // Пути обучения речи / под ред. Б. Д. Корсунской. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960.
4. Гоголева А. В. Особенности развития внимания глухих школьников // Дефектология. 1981. № 3.
5. Исследование личности детей с нарушениями слуха / под ред. Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. М., 1981.
6. Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. М., 1991.