Юлия Музалевская
Особенности личностного развития детей с нарушениями слуха младшего подросткового возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности личностного развития детей
с нарушениями слуха младшего подросткового возраста
В разных источниках обстоятельств нарушения слуха описано огромное количество, к таковым факторам относят прием антибиотиков, итог перенесенных разных болезней, таких как ОРЗ, грипп, скарлатина менингит, корь, воспаление легких и все различных осложнений, отит, аденоиды, и даже самый обыденный, казалось бы, на первый взгляд, насморк, а также, после различных ударов, травм, ушибов, и еще многое другое.
Публикация «Особенности личностного развития детей с нарушениями слуха младшего подросткового возраста» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В нашей стране распространена психолого-педагогическая классификация, которая была разработана и обоснована советским сурдологом Р. М. Боскис. Она выделила следующие группы:
Первая – глухие или по-другому ранооглохшие дети, т. е. те, которые родились уже с нарушениями слуха или потеряли слух до начала развития речи.
Вторая – позднооглохшие дети, или по-другому глухие, но сохранившие речь. Это те дети, которые потеряли слух в возрасте, когда произошло формирование речи.
Третья – дети с частичной потерей слуха или по-другому слабослышащие, тугоухие.
Для каждой отдельной группы детей с нарушениями слуха характерны различные особенности личностного развития, но в данной работе будут рассмотрены общие особенности развития детей с нарушениями слуха характерные для младшего подросткового возраста.
Младший подростковый возраст в онтогенезе человека представляет чрезвычайно непростой и довольно несовместимый период в жизни человека, сопровождающийся гаммой отрицательных и позитивных чувств. В этом возрасте начинает происходить перестройка ранее сложившейся психологической структуры, появляются новообразования, начинают закладываться основы осмысленного поведения, устанавливается единая целенаправленность в формировании социальных установок и нравственных представлений. Именно этот процесс преобразования и устанавливает характерные особенности личности детей младшего подросткового возраста. Младший подростковый возраст непременно тяжелый как для самого ребенка, так и для окружающих его людей.
В этот возрастной период интенсивно происходит становление социального и нравственного формирования личности. Система оценочных суждений, миропонимание, нравственные идеалы, нравственные взгляды, которыми младший подросток руководствуется в своих действиях, еще не приобрели устойчивости, их очень легко могут разрушить противоречия жизни, мнения товарищей. Благодаря чему ключевой задачей является верно организованное обучение и воспитание.
В младшем подростковом возрасте происходит формирование самоотношения и самосознания личности. Наличие нарушения слуха приводит к замедлению развития самоотношения, деформации личности. Замедляет процесс переработки информации, в результате ограничивается возможность освоения им общественного опыта. Так же происходит негативное самовосприятие и отношение к окружающим. Нарушается становление адекватной самооценки. В результате появившихся трудностей повышается критичность по отношению к себе, к оценке собственных личностных качествах. В этот период у детей с нарушениями слуха возникает обостренное отношение к своему дефекту, который в основном носит очень болезненный характер, дети начинают себя комплексовать, начинают испытывать чувство неполноценности. К психологическим условиях, способствующим степени успешности самореализации личности, относятся психические познавательные процессы, свойства личности. Самоотношение включает в себя самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, самооценку, самоунижение, самообвинение, недовольство собой. Самоуважение напрямую связано с тем, что ребенок думает о себе, какие убеждения он имеет по отношению к самому себе, что он говорит о себе.
У детей с наpушениями слуха зачастую прослеживаются пpеувеличенные взгляды о своих возможностях, о самом себе («я-концепция», об оценки их другими людьми. Нормальные отношения, которые могут у детей с нарушениями слуха складываться с окружающими, в первую очередь зависят от адекватной самооценки. Самосознание в этом возрасте формируется медленнее, по сравнению со слышащими сверстниками, что в главной степени обусловливает важность активного участия в этом процессе педагогов и родителей, так как это имеет решающее значение в формирование объективной оценки личных способностей. Известно, что при формировании адекватной самооценки как компонента самосознания необходимо научить ребенка грамотно производить оценку своих действий, научить его видеть и анализировать свои ошибки.
«Я-концепция» детей с нарушением слуха младшего подросткового возраста обладает рядом нестабильных и индивидуально-психологических особенностей. У данной группы детей существуют большие тpудности в создании морально-этических взглядов и понятий, доминируют определенные, крайние оценки; затруднено представление причинной обусловленности психологических состояний и выделений, и понимание личностных особенностей. В pезультате это мешает формированию правильной самооценки адекватной оценке ими окружающих.
Осознаваемые младшим подpостком имеющего нарушения слуха познавательные, коммуникативные, организаторские и другие способности, которые проявляются в учебной деятельности. Осознание того, насколько успешно или неуспешно справляется с трудностями учебной деятельности, утверждает свое «Я» в группе свеpстников, насколько уровень его притязаний соответствует его возможностям и успешной реализации способов самоутверждения, - все это определяет направление качества самооценки и самоотношения младшего подростка на многие годы.
Пребывание ребенка в специальном коррекционном учреждении – интернате в большей степени влияет на становление личностных особенностей детей с нарушениями слуха. Л. С. Выготский отмечал, что длительное пребывание ребенка в интернате является отрывом его от нормальной среды, это созданная искусственная среда во многом отличается от нормального мира, в котором ребенку в итоге придется жить.
В нашей сурдопсихологии развитием личности детей с нарушениями слуха, а именно формирование у них самооценки изучали Т. Н. Прилепская, М. М. Нудельман, В. Г. Петрова, В. Л. Белинский, А. П. Гозова. Результаты проведенных ими исследований показали, что в формировании самосознания и самооценки у детей с нарушениями слуха наблюдаются такие же стадии, что и у слышащих детей, однако переход от одной стадии к другой совершается на 2-3 года позже. В нашей стране такие ученые как Богданова Т. Г., Речицкая Е. Г., Прелипсака Т. Н., Лихошва В. П. занимались проблемой изучения особенностей личности детей с нарушениями слуха.
Интенсивное формирование самосознания в младшем подростковом возрасте отличается большим своеобразием. В большей степени круг интересов сгруппировывается около трех видов деятельности это: учеба, труд, спорт. Осознав важность получения образования, знаний дети с нарушениями слуха обычно не проявляют интереса к учебе, в большинстве случаев интерес знаниям отодвигается на второй план. Именно поэтому, большая часть детей с нарушениями слуха для того, чтобы самоутвердиться или самосовершенствоваться начинают проявлять большой интерес к труду, в результате у большинства таких детей это становится чрезмерным увлечение разнообразными видам спорта, которые затмевают все другие интересы.
Существенным фактором изменения в поведении детей с нарушениями слуха выступает состояние тревожности. Тревожность отрицательно влияет на уровень психологического благополучия и здоровья ребенка в целом, тормозит личностное развитие. Ощущение нестабильности и незащищенности, неадекватные представления детей с нарушениями слуха о влиянии слухового дефекта на жизненные перспективы, переживание эмоционального дискомфорта, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности как устойчивой личностной черты у детей с нарушениями слуха.
В итоге можно сказать, что дети с нарушениями слуха имеют особенности личностного развития, так как развитие данной категории детей, протекает в сложных условиях, которые связанны, в первую очередь, с трудностями, которые они испытывают в общении с окружающими их людьми, замедлением процесса обработки информации, с более бедным и менее разнообразным опытом, ограниченными возможностями.