Трофимова Светлана Викторовна
Теоретические основы своеобразия речевого развития детей с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретическая основа своеобразия общего и речевого развития детей с нарушениями слуха.
Для того, чтобы знать закономерности, процесс (преподавание, учение, учебная деятельность, результат, принципы, функции (образовательная, воспитательная, развивающая, модели (учебно-дисциплинарная, личностно-ориентированная, типы (прямой, проблемный, опосредованный, методы и средства обучения, необходимо иметь теоретические знания в области дидактики, как педагогической науки, которая является теоретической основой процесса обучения. Впервые термин «Дидактика» был введен немецким педагогом Вольфгангом Ратке (Радихия) (1571-1635 гг.) для обозначения искусства обучения.
Публикация «Теоретические основы своеобразия речевого развития детей с нарушением слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Впервые об обучении детей дошкольного возраста заговорил Я. А. Коменский в своей книге «Материнская школа». По его мнению, главная цель дошкольного обучения заключается в освоении детьми разнообразных знаний об окружающем мире, в нравственном развитии и подготовке к обучению в школе. В дальнейшем дошкольной дидактикой занимались
Ф. Фрёбель (им впервые представлена методика обучения, В. Ф. Одоевский (главная задача педагога научить детей учиться и развить их умственные способности, К. Д. Ушинский (главная задача —развитие сил и речи детей и формирование умения управлять своим поведением, Е Н. Водовозова, П. Ф. Лесгафт, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Поддъяков и многие другие ученые. Внутри самой дидактики выделяются направления, связанные со спецификой возраста обучаемых (дошкольная дидактика, дидактика начального образования, дидактика высшей школы, а также с особенностями преподавания той или иной учебной дисциплины (частных методик, например: методика преподавания математики).
Выделяют общую и частную дидактику. Общая дидактика рассматривает общее представление об организации процесса обучения, необходимое во всех предметных областях. Частная дидактика занимается специальными вопросами обучения, которые можно обозначить как применение общих аспектов к отдельной предметной области, т. е. она объединяет предметные методики. Предметная методика – это последовательность действий и операций для объяснения определенного тематического материала. Частные предметные дидактики позволяют, преодолев личностную субъективность, объяснить материал так, что будет понятно максимальному числу слушателей.
У глухих слабослышащих детей даже при специальном формировании речи в условиях организованного обучения процесс её усвоения оказывается замедленным. В самой структуре речевой деятельности и приобретаемой языковой системе длительное время сохраняются специфические отклонения. К ним относятся различного рода фонетические дефекты, обеднённый словарный состав, аграмматизмы, низкий уровень языковых обобщений и др.
При характеристике речевого развития детей с нарушениями слуха обычно указываются два отличительных признака, а именно: её отсутствие (немота) или глубокое недоразвитие (предполагающее нарушение всех уровней языковой системы).
Для слабослышащих, потерявших речь в раннем возрасте, в большинстве случаев характерно недоразвитие всех компонентов речевой системы, охватывающее лексику, грамматику, фонетику. Неполноценность восприятия слов на слух приводит к бедности и искаженности словарного запаса, к ограниченности значений слов, даже употребляемых в речи.
Так, наряду с многозначностью, расширенностью значений ряда слов словарю ребенка присуща конкретность: почти отсутствуют обобщающие понятия (транспорт, посуда, животные и т. д., смешиваются названия целого предмета и его частей, наблюдается взаимозамещение названий предметов и действий ( рисовать - карандаш: раскладушка - лежать; обложка - тетрадь и т. п.). Затруднено усвоение служебных слов и слов с отвлеченным значением.
Грамматический строй речи у слабослышащих детей не сформирован в той степени, какая характерна для нормально развивающихся детей того же возраста. Неточность слухового восприятия слов, в особенности их окончаний, суффиксов и приставок препятствует вычленению грамматических форм слова, усвоению грамматических связей между словами. К числу наиболее типичных ошибок грамматического оформления речи относятся нарушения синтаксических связей согласования и управления. Чаще всего страдает глагольное управление. Дети выбирают не ту падежную форму существительного, которую требует глагол (ответил мальчика). К достаточно распространенным явлениям следует отнести неправильное использование предлогов:
-замена предлогов («Шел на мостику», «Снял от себя»)
-пропуски предлогов («Лезет дерево», «Дедушка остался детьми»)
-включение лишних предлогов («Кормит с морковкой»).
Грубые нарушения проявляются по-разному: от употребления только однословных предложений до развернутой фразы с ошибками в падежах, родовых, числовых, временных согласованиях, в употреблении предложных конструкций.
Чрезвычайно распространены в предложениях слабослышащих ошибки в пользовании морфологическими особенностями языка. Для них характерны недоговаривание тех частей слов, которые не стоят под ударением, поэтому мало доступны слуху. Следовательно, когда слова «Одеваются» и «Одеваюсь» произносятся как «Одева» или «Одевай», невозможно понять то новое значение, которое привносится изменением окончания слов. Дополнение слов лишними предлогами, звуками, искажение или отсутствие окончаний — все это свидетельствуют о том, что невозможность полноценно воспринимать слова является одной из причин недостаточного овладения морфологическим составом.
Таким образом, знание теоретических особенностей речевого развития детей с нарушением слуха способствует правильно спланированной коррекционной работе.
Сравнительный анализ требований, предъявляемых к разработке учебного плана для глухих обучающихся:
Параметры Вариант 1.1 Вариант 1.2 Вариант 1.3 Вариант 1.4
Части УП
Перечень предметных областей Филология
(русский язык, литературное чтение, иностранный язык);
Математика и информатика;
Окружающий мир;
Основы духовно-нравственной культуры народов России;
Искусство (технлогия, музыка, ИЗО);
Технология;
Физическая культура.
Филология;
Математика и информатика;
Окружающий мир;
Основы религиозных культур и светской этики;
Искусство;
Технология;
Физкультура.
Язык и речевая практика;
Русский язык и литературное чтение;
Математика;
Естествознание;
Искусство;
Технология;
Физкультура.
Речь и альтернативная коммуникация;
Математика;
Окружающий мир;
Искусство;
Технология;
Физкультура.
Перечень видов внеурочной деятельности Содержание коррекционно – развивающей работы определяется с учетом особенностей и особых образовательных потребностей, выявляемых в ходе комплексного психолого- медико – педагогического обследования каждого обучающегося
Коррекционно-развивающая область (формирование речевого слуха и произносительной стороны речи, музыкально – ритмические занятия, развитие слухового восприятия и техника речи).
Коррекционно-развивающая область (формирование речевого слуха и произносительной стороны речи, музыкально – ритмические занятия, развитие слухового восприятия и техника речи, социально – бытовая ориентировка; развитие познавательной сферы). Коррекционно-развивающая область (развитие слухового восприятия и обучение произношению, музыкально – ритмические занятия, коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные занятия) - сенсомоторное развитие.
Срок освоения 4 года 5 летклассы для детей, получивших дошкольное образование –; 6 лет для детей, не получивших полноценное дошкольное образование, способствующее освоению НОО на основе АООП. Данный вариант стандарта предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1 - 6 классы).
Данный вариант стандарта предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет
Продолжительность учебной недели 5 дней 5 дней 5 дней Общий объём нагрузки, включенной в индивидуальные учебные планы, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом адаптированной основной образовательной программы общего образования глухих обучающихся (вариант 1.4)., не более 5 дней
Продолжительность учебного года
33 уч. недели
недели. - 1класс,
другие классы
не менее 34
Продолжительность каникул Продолжительность каникул в течение учебного года
составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель.
Продолжительность урока 1класс до 40 мин. ; 2-4 классы от 40мин. до 45мин. 1класс (подготовительный) от 35мин. до 40 мин. ; 2-4 классы от 40мин. до 45мин. 1 класс от 35мин. до 45 мин. ; 2-4 классы от 40мин. до 45мин. устанавливается Организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка. Продолжительность специально организованного занятия / урока с обучающимися различна и зависит от возраста и психофизического состояния обучающихся.