Приложение МААМ

Картотека упражнений, подвижных игр, сказкотерапии, поведенческих тренингов для развития познавательной сферы дошкольников

Елена Рылова
Картотека упражнений, подвижных игр, сказкотерапии, поведенческих тренингов для развития познавательной сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Подборка упражнений, подвижных игр, сказкотерапии, поведенческих тренингов для развития :

познавательных способностей.

внимания;

памяти;

творческого мышления;

воображения

произвольности

• Эмоционально-личностной сферы :

способствовать формированию внутренней позиции будущего школьника;

формировать навыки общения;

развивать уверенность в себе и самостоятельность;

продолжать формировать самосознание и адекватную самооценку;

Публикация «Картотека упражнений, подвижных игр, сказкотерапии, поведенческих тренингов для развития познавательной сферы дошкольников» размещена в разделах

развитие у детей понимания и чувствования друг друга;

развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.

1. Приветствие «Давайте познакомимся

Упражнение проводится в кругу. Каждый называет себя по имени. Затем дети перебрасывают мяч друг другу, называя при этом имя ребенка.

Встаньте все те, кто ….

Ведущий дает задание: встаньте те, кто

любит смеяться;

у кого светлые волосы;

у кого темные глаза;

любит играть с малышами;

радуется хорошей погоде.

После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры. Кто запомнил, что любит …Таня.

2. Игра «Отгадай друга»

Дети становятся в круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем одному из них завязывают глаза и переводят на другое место в кругу. Ему необходимо представить себя волшебником и, ошупав друзей, угадать, кто стоит рядом с ним.

3. Релаксация «Тихое озеро»

Упражнение выполняется под спокойную, расслабляющую музыку.

А теперь лягте поудобнее. Закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете. А теперь открываем глаза. Мы снова из сказочной страны переместились в д/с, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течении всего дня.

4. Приветствие «Упражнение Карусели»

В сказочной стране все очень вежливые, благовоспитанные. Делают друг другу комплименты. Вы знаете что такое комплименты?. Детям предлагается посмотреть друг на друга и дать позитивное описание соседа внешности. «У тебя. красивые голубые глаза.»

5. Упражнение Что нового?

Воспитатель рисует на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие – либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.

6. Упражнение «Дракон кусает хвост».

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок -это голова дракона, последний это кончик хвостика. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.

7. Упражнение «Задачка – шутка»

В комнате зажгли три свечи. Одна из них сразу погасла, а остальные продолжали гореть. сколько свечей осталось в комнате? (Три свечи)

В сказочной стране нет фломатеров и ручек. Зато есть разноцветные чернила! А у Эдгара - даже целая коллекция цветных чернильниц! Раскрасьте их, но помните: первая чернильница красного цвета, последняя – зеленого, вторая и четвертая – одинаковые, самая большая –твоего любимого цвета! Сколько цветов у тебя получилось?

8. «Мое настроение»

Детям предлагается поведать другим о своем настроении при помощи упражнения «Я сегодня вот такой.».

Каждый участник поочередно входит в центр круга и называет свое имя, затем возвращается на место. Все дети, идя в центр, повторяют его имя и манеру двигаться. Ребенок, имя которого называют, наблюдает за этим на месте.

9. Тренинг поведения.

Какие чувства мешают дружить. Каждый ребенок выбирает картинку с изображением из настольной игры «Зоопарк настроений». Другим не говорит.. Выходят по очереди за дверь и кричит «как гордый орел» или «испуганный заяц». Остальные должны отгадать эмоцию.

вспоминаем какие чувства существуют.

а) проигрывание ситуации

б) обсуждение результатов:

хотелось ли иметь таких друзей (сердитый, веселый, обиженный, злой, пугливый) и почему?

10. Пальчиковая гимнастика

Пальчик-иальчик, где ты был?

С этим пальцем в лес ходтл,

С этим пальцем щи варил,

С этим пальцем песни пел,

С этим пальцем кашу ел,

Оттого и потолстел.

Наелся!

11. Игра «Чувство ритма»

Взрослый задает ритм, отстукивая его правой рукой, например «1-2-1», дети повторяют ритмичный рисунок той же рукой. Затем ритм задает взрослый левой рукой, дети воспроизводят ритмический рисунок левой рукой.

12. Игра «Менялки»

Участники содятся на стулья в круг. Оставшийся без стула — водящий. Ведущий должен найти общий признак у детей и предложить им поменяться местами: «Меняются местами те, у кого.». Дети, имеющие такой признак, должны быстро поменяться местами. Цель ведущего — занять освободившееся место. Тот, кто остался без стула, становится водящим. В эту игру вводятся система штрафов (из-за двигательной неловкости, которая поможет детям регулировать свое поведение.

13. Игра «Летает, не летает».

Все встают в круг. Воспитатель называет разные предметы. Дети должны поднимать руки вверх только тогда, когда психолог произносит название предмета, который может летать.

14. Развитие чувства ритма

Взрослый задает чувство ритма двумя руками, например, два удара правой рукой, три левой, дети воспроизводят ритм руками в том же порядке. По мере усвоения детьми этого задания ритмы можно усложнять, например, один удар правой, три - левой, два — правой рукой и т. п.

15.«Физкультминутка»

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

Корпусом вращаем тоже,

Это мы, конечно, сможем.

А теперь мы приседаем,

Мы прекрасно понимаем -

Нужно ноги укреплять,

Раз — два — три — четыре — пять!

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны. Прогнулись.

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

16. Игра «Ладонь в ладонь»

Дети становится попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия.

17. Упражнение «Из чего состоит»

детям предлагаете любой предмет. Задача — рассказать, из чего состоит.

18. Графический диктант

Гномы очень любят собирать и строить. Сейчас мы с вами построим первый этаж. Поставьте точку красным карандашом в левом нижнем углу листа. Проведите вверх от точки отрезок длиной в 5 клеток, теперь 5 клеток вправо, 5 клеток вниз, 5 клеток влево. Отступите от правого нижнего угла красного квадрата 5 клеток вправо и поставьте точку зеленым карандашом. Проведите вправо от нее отрезок длиной в 5 клеток, затем 5 клеток вверх, 5 клеток влево, 5 клеток вниз. От левого нижнего угла зеленого квадрата отступите 5 клеток вправо и поставьте точку синим карандашом. Проведите вверх отрезок длиной в 5 клеток, вправо 5 клеток, вниз 5 клеток, влево 5 клеток. Теперь построим второй этаж башенки. Возьмите желтый карандаш и поставьте его в правый верхний угол красного квадрата. Соедините его с левым верхним углом зеленого квадрата, проведите вверх отрезок длиной в 5 клеток, влево 5 клеток, 5 клеток вниз. Поставьте красный карандаш в левый верхний угол синего квадрата. Проведите вверх отрезок длиной в 5 клеток, влево 5 клеток, вниз 5 клеток, вправо 5 клеток. Переходим к третьему этажу. Поставьте синий карандаш в правый верхний угол желтого квадрата, соедините его с левым верхним углом красного квадрата. Поведите вверх отрезок длиной в 5 клеток, влево 5 клеток, вниз 5 клеток. Аккуратно закрасьте получившиеся квадраты соответствующими карандашами. Вы начертили план, по которому мы сейчас построим башню из цветных кубиков.

19. Физкультминутка

Вместе весело шагаем Руки в стороны, вперед.

И колени поднимаем. И направо поворот.

Пальцы мы в кулак сожмем Руки в стороны и вниз.

И за спину уберем. И налево повернись.

20. Упражнение «Изучаем предлоги»

Попросите детей показать следующие действия: «рука над головой», «рука под носом», «рука за спиной», «рука за ухом», «рука на груди» и т. п.

21. Физкультминутка

Рот, нос, голова,

Уши, щёки, лоб, глаза,

Плечи, локти, шея, грудь.

Не забыть бы что-нибудь.

Ноги: топ-топ,

Руки: Хлоп-хлоп,

Раз- туда, два- сюда.

Это- нет, а это- да!

22. Упражнение «Говори один- говори хором»

Воспитатель показывает детям два знака. Первый называется «Говори один» и показывает в том случае, если ответ на вопрос должен дать один ребенок. (Дети поднимают руки, психолог называет того, кто будет отвечать). Второй знак - «Говорим хором»- показывается в том случае, если на вопрос разрешается ответить всем вместе, хором.

А теперь нужно отгадать мои загадки: (для детей с высоким уровнем)

На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна внучка Маша.)

Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (5, остальное рыбы.)

Горело 7 свечей. 2 свечи погасло. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели.)

В каждом из четырех углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из кошек сидят три кошки. Сколько всего в этой комнате кошек? (4)

(для детей с низким уровнем)

Вопросы могут быть следующими:

Как называется этот палец? (Показываем большой палец и знак «Говори один»)

отгадайте загадку: хитрая плутовка,

рыжая головка,

хвост пушистый — краса,

а зовут ее -? (показывает знак «Говори хором»)

как зовут мальчика, которого папа Карло вырезал из дерева? (Показываем большой палец и знак «Говори один»)

на какой свет светофора можно переходить улицу? (Показываем большой палец и знак «Говори один»)

скажите, пожалуйста, драться, ругаться, толкаться — это хорошо или плохо? (показывает знак «Говори хором»)

23. Приветствие. Игра «Мячик»

Давайте поздороваемся. А поможет нам мячик. Я передам его тому, с кем встречусь глазами. Я встретилась глазами с Олей, кивнула головой в знак приветствия, и мячик катится по полу от меня к ней. Теперь Оля встретится с кем-нибудь взглядом. (Все дети по очереди встречаются взглядами) Замечательно!

24. Упражнение «Опиши друга»

Выполняется в парах, одновременно всеми участниками. Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

25. Закончи предложение

«Со мной хотят дружить, потому что я.».

26. Упражнение «Сравни предметы» (для детей с высоким уровнем)

Вы видели муху? А бабочку? Чем они похожи? Чем отличаются? Сравните следующие пары слов: дом и избушка; стол и стулья; книга и тетрадь; вода и молоко.

27. Упражнение «Четвертый лишний» (для детей с низким уровнем)

детям предъявляются четыре картинки, детям нужно исключить одну:

пирамидка — матрешка — портфель — кукла

сосиска — печенье — тарелка — сыр

перчатки — ботинки — сапоги — туфли

муха — воробей — стрекоза — кузнечик

машина — троллейбус — самолет — скакалка

сом — щука — жук - огонь

28. Сказка о маленьком привидении Филе (А. Демиденко)

Детям слушают, обсуждают и рисуют сказку.

Далеко-далеко, в другом мире, полном теней и призраков, но очень похожем на наш, жило маленькое и совсем еще несмышленое привидение Филя. Было оно, как и полагается порядочным привидениям, беленькое и пушистенькое, но пока еще не очень умное. Однако наше привиденьице думало иначе — оно полагало, что не найти во всем сумрачном мире более чудесного маленького призрака. В этом Филю убедило его многочисленное семейство: и мама, и папа, и дядя, и тетя, и, конечно же, дедушка с бабушкой. Все они постоянно твердили, что оно, Филя, — самый умный, красивый, талантливый, одаренный ребенок, и делали это так часто, что наше маленькое привидение начало ужасно гордиться собой. Оно не желало ни с кем дружить, потому что все его друзья не такие умные — так говорили мама, и Филя это хорошо запомнило. Кое-как научившись читать, чтобы не разочаровывать родных, оно целыми днями путешествовало в соседнем мире и пугало там людей, притаившись в коридорах старого замка.

Но настало время идти в школу, хотя очень не хотелось нашему Филе оставлять любимые игрушки и заботливых родных. И в школе появились у Фили ужасные неприятности. Оно вдруг узнало, что для того, чтобы тебя похвалили, нужно обязательно сделать что-то хорошо. Оказалось, что учительница совсем не считает его самым талантливым ребенком и все время заставляет делать ужасно трудные вещи: писать, читать и даже счи-тать. К тому же с Филей никто не хотел дружить, потому что оно страшно задавалось и все время говорило, какое оно красивое и талантливое. И так плохо было Филе, так не нравилась ему школьная жизнь со всеми ее неприятностями, что оно непрерывно плакало. Как-то раз долго рыдало Филя, сидя в уютной маминой комнатке, и не хотелось ему ни шалить, ни слушать мамины похвалы, лакомясь ее вкусными пирожками. И тогда за-думалось Филя, очень сильно задумалось: «Почему так происходит? Почему никто не хочет дружить со мной? Может быть, я что-то делаю не так?» Долго думало Филя, а ведь оно, как и все, кому исполнилось шесть лет, на самом деле было очень способным. И Филя догадалось, что нужно попробовать относиться к себе и друзьям по-другому. Оно вспомнило, что старший брат привидение Вася говорило, что судят о привидении не по словам, а по делам. И сразу сделалось у Фили веселее на душе.

На следующий день маленькое привидение пришло в школу и внимательно слушало учительницу, позабыв о том, какое оно талантливое. И у него действительно стало понемногу получаться. Ручка выводила нужные па-лочки и крючочки. А буквы складывались в слова. Филя очень старалось. А на перемене оно угостило пирожками с вареньем соседа по парте привиденьице Лешу, попросив у него прощения за грубые слова. Они полетели вместе играть в мяч, а потом Филя извинилось и перед остальными одноклассниками. С тех пор оно совсем повеселело, стало прекрасно учиться и у него появилось много друзей. Но самое главное — мама и папа хвалят Филю теперь не только потому, что оно их любимое дитятко, но и за добрые дела и поступки, — потому что им Филя тоже рассказало, что судят не по словам, а по делам.

29. Упражнение «Четвертый лишний»

Воспитатель раздает простые карандаши и тетради. Инструкция:

- Нарисуйте квадрат, еще один квадрат, круг, квадрат. Зачеркните лишнее.

- Напишите цифру 1-2-3 закончите нужным изображением ряд.

Далее психолог рисует на доске следующие ряды (прил. 1 рис 2). Детям предлагается перерисовать и закончить каждый ряд.

При необходимости психолог оказывает детям разъяснительную помощь.

30. игра Муравьиные бега

Кто из вас хотя бы раз наблюдал за муравейником в лесу? Вы замечали, как несколько муравьев пытаются перетащить с места на место большой листок или маленькую веточку? Я хочу предложить вам игру, которая называется «Муравьиные бега».

Разделитесь на группы по шесть человек. Вы — маленькие муравьи. Вы хотите перенести на спинках со старта до финиша один большой листок. Вот здесь линия старта. Опуститесь на пол и положите коврик себе на спинки. Когда все будут готовы, попробуйте как можно скорее перетащить его к финишу. Команде, которая придет к финишу первой, мы будем долго и громко хлопать в ладоши и кричать «Ура!». Когда я скажу: «Внимание, приготовились, начали.» — мы начинаем.

31 .Упражнение «Ласковые имена».

Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно.

32. Игра «Что это?» (для детей с высоким уровнем)

Назовите, что может сочетать два признака.

Яркий, желтый (свет, солнце, лампа)

Пушистый, зеленый (свитер-трава- игрушка-одеяло)

Прозрачный, голубой (шарф- платок- небо-воздух)

Сильный, добрый (папа- богарырь- человек)

Звонкий, громкий (плач-крик-голос-песня)

Сладкий, легкий (поп-корн, вата, сон)

33. Упражнение «И хорошее и плохое»

Психолог просит объяснить, что хорошего/плохого бывает зимой, весной, в дождливую погоду, в солнечную погоду, когда получишь хорошую — плохую оценки.

Давайте все вместе подумаем вот над чем. Когда наступает зима, идет снег. А хорошо это или плохо, когда идет снег?

34. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Детям нужно тихо встать.

Оглянулись, потянулись,

Раз- присели, два- прогнулись,

Встать на пятку, на носок.

А теперь все дружно сели,

Продолжаем разговор

35. Упражнение «Робот»

Знаете ли вы, кто такой робот?.

Мы сейчас сыграем в игру, в которой будут действовать роботы. Эти роботы понимают три простые команды: «Вперед!», «Стоп!» и «Обратно!».

Станьте здесь. Первая команда — «Вперед!». Если робот это слышит, он идет маленькими шагами вперед, как бы с усилием. Вы поняли, как надо идти? Давайте попробуем. Вторая важная команда, которую должен понимать робот — «Стоп!». Если робот слышит «стоп», он останавливается и больше не двигается. Третья команда — «Обратно!». Робот разворачивается и начинает медленно двигаться в обратном направлении.

Покажите мне, что вы понимаете эти команды: «Вперед! Стоп! Обратно!» Теперь объединитесь друг с другом. Один из вас будет роботом, другой — инженером, который хочет проверить, как работает робот. Инженер дает роботу команды, робот выполняет их. Инженеры также отвечают за то, чтобы роботы не сталкивались и не ломались. Давайте начнем играть, а потом вы поменяетесь ролями.

Чтобы все поняли, что надо делать, давайте один раз посмотрим, как это будет выглядеть. (Для демонстрации игры выберите двух наиболее понятливых детей.)

36. Упражнение «Правильно- неправельно»

В управление используется знак «Говори один»

Воспитатель говорит:

Сейчас я буду рассказывать истории, которые приключились с ребятами-первокласниками в прошлом году, вы внимательно их послушаете, а потом ответите, кто из ребят поступил правильно, а кто- нет.

Первая история такя. Прозвенел звонок, все дети вошли в класс и сели за парты. Вошла учительница, говорит: «Здравствуйте, садитесь!» все дети сели. Вдруг вбегает опоздавший мальчик и кричит: «Ой, я не слышал звонка!» и бежит к своему месту. Другой мальчик тоже задержался. Он постучался в дверь и сказал : «Извините, можно войти?». Учительница ответила: «Входи.»

Кто из мальчиков поступил правильно?

А вот другая история. На уроке математики сидели две подружки- Катя и Валя. У Кати в руках был карандаш, а у Вали не было. Тогда она вырвала карандаш из рук своей соседки, а Катя в ответ сбросила со стола Валины тетрадки, и обе подружки обиженно заплакали. Правильно ли поступили девочки? Как надо было поступить?

Следующая история. На уроке чтения одному мальчику захотелось в туалет. Он поднял руку и сказал : «Учительница, я пойду в туалет пописать.» Тут все ребята засмеялись, а мальчик обиделся. На следующем уроке другому мальчику тоже понадобилось в туалет. Он поднял руку, учительница спросила: «Что случилось?», и мальчик ответил : «Мария Ивановна, можно выйти?». Кто из мальчиков поступил правильно?

Молодцы! Теперь вы знаете, как надо вести себя в школе.

Публикации по теме:

Картотека артикуляционных упражнений и игр для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи МОУ «Средняя школа №44» г. Ярославль Картотека артикуляционных упражнений и игр для развития физиологического дыхания и формирования воздушной.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки у детей первой младшей группы Карточка №1 Тема: «Переложи игрушки» Цель: развитие мелкой моторики руки Задача: заполнить мелкими предметами сосуд сначала правой, затем.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки у детей первой младшей группы Карточка №29 Подари котику нос, рот.» Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки, развитие способности запоминать расположение.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки у детей первой младшей группы Карточка №60 «Пластилиновый салат» Цель: развитие у ребенка умения отрезать стекой маленькие кусочки от большого бруска пластилина; формирование.

Картотека подвижных игр для дошкольников «Мороз – красный нос» Цель: учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по.

Картотека подвижных игр для дошкольников Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить.

Картотека подвижных игр для старших дошкольников Картотека подвижных игр для старших дошкольников № 1 Подвижная игра «Гуси, гуси» Цель: развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять.

Картотека подвижных игр и упражнений для детей младшей группы Картотека подвижных игр и упражнений для детей младшей группы Раздел: "Введение в звуковую действительность" Игра «Угадай, что делать».

Презентация «Условия для развития познавательной сферы дошкольников в группах» Условия для развития познавательной сферы дошкольников в группах. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.

Картотека «Сборник подвижных игр для дошкольников!» Подборка лучших подвижных игр,которые так забавляют детишек 1 и 2 младшей группы. Подвижная игра «Хоровод» Цель: учить детей водить хоровод;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека упражнений, подвижных игр, сказкотерапии, поведенческих тренингов для развития познавательной сферы дошкольников
Опубликовано: 11 января 2019 в 15:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека упражнений, подвижных игр, сказкотерапии, поведенческих тренингов для развития познавательной сферы дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Рылова (УИ 1528439) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД