Наталья Артемьева
Особенности познавательной и речевой активности у дошкольников с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Речевое развитие включает в себя:
1. Развитие словаря.
2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
3. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:
• развитие просодической стороны речи;
• коррекция произносительной стороны речи;
• работа над слоговой структурой слова;
• совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза;
4. Обучение элементам грамоты.
Публикация «Особенности познавательной и речевой активности у дошкольников с речевыми нарушениями» размещена в разделах
5. Развитие связной речи и речевого общения.
Познавательное развитие включает в себя:
1. Сенсорное развитие.
2. Развитие психических функций.
3. Ознакомление с окружающей действительностью.
4. Ознакомление с художественной литературой.
5. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений.
Познавательно - речевое развитие - одно из важнейших разделов дошкольной педагогики, которое направлено на умственное развитие ребенка. Успешность школьного обучения зависит от организованной познавательно речевой деятельности детей.
Работа по познавательно - речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматически строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания.
Познавательное развитие дошкольника связывают с развитием познавательных психических процессов – внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи.
Основные задачи познавательного развития детей :
• Обогащать познавательную сферу информацией, лежащей за пределами не-посредственно воспринимаемой действительности. Передавать информацию через слово;
• Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного взаимодействия с объектами, явлениями, с другими людьми;
• Помогать упорядочивать сведения о мире, формировать представление о его целостности;
• Формировать бережное и созидательное отношение к миру, закреплять свой положительный опыт;
• Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов, проявлению самостоятельной познавательной активности;
• Создавать условия для развития познавательных процессов в разных видах деятельности и на разных содержаниях.
В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления - доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.
Речевое общение - это обмен информацией, где всегда участвуют двое. Ребенок перенимает речевое поведение взрослых и несет это с собой в жизни. Речевое поведение не рождается само по себе, его необходимо формировать с раннего возраста и родители могут сделать очень многое. Речь развивается в процессе подражания.
При создании речевой среды следует учитывать:
• особенности детей конкретной возрастной группы;
• уровень речевого развития каждого ребенка;
• интересы и способности детей.
Задачи создания речевой среды :
• обеспечить психологическую защищенность ребенка;
• развитие у него индивидуальности;
• формирование знаний, умений, коммуникативных навыков и социализации, как средства полноценного личностного развития.
Речевая среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе и должна представлять собой хорошо оборудованные микропространства для игр. Для этого следует соблюдать следующие условия:
1. Разнообразие и сменяемость дидактического материала.
2. Предоставление возможности выбрать любые игры по собственному усмотрению.
3. Определение уровня и места размещения игрового, дидактического материала с учетом возрастных особенностей детей.
Познавательно-речевое развитие предполагает:
• развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллек-туальных способностей детей;
• развитие стремления к школьному обучению, интереса к школе, к новой со-циальной позиции школьника;
• развитие умения свободно ориентироваться, правильно использовать по на-значению и ценить предметы материальной культуры, окружающего;
• воспитание элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности;
• развитие психических процессов (внимания, мышления, воображения, восприятия, памяти, речи.