Елена Беломестных
Кинетический песок как средство развития познавательной сферы дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
КИНЕТИЧЕСКИЙ ПЕСОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА.
Беломестных Е. В.
МБДОУ д/с №5 «Солнышко»
В настоящее время, когда в нашу повседневную жизнь прочно вошли телевидение, компьютер, интернет, смартфоны наметилась тенденция дефицита речевого общения. Компьютерные игры заменили нашим детям непосредственное общение друг с другом.
Публикация «Кинетический песок как средство развития познавательной сферы дошкольника» размещена в разделах
- Кинетический песок
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Современные технологии вытесняют живое общение. Родителям для общения с детьми не хватает времени. Как следствие – скудный словарный запас, пассивный словарь преобладает над активным словарем, грамматический строй речи развивается медленно, страдает звуковая культура речи.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те составляющие, которые важны, когда мы говорим о проблеме речевого развития дошкольников.
Общеизвестно, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кинетический песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что положительно сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма.
Также песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование игр с песком позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к речевым занятиям.
Задачи по развитию речевой активности в процессе игр с кинетическим песком могут решаться на занятиях кружка, в совместной деятельности детей и педагогов, в самостоятельной детской деятельности.
Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими, поэтому с ним можно работать на любой поверхности. Также на выбор предлагается как можно большее количество мини-фигурок и материалов (шишки, желуди и другие натуральные материалы, лоскутки ткани, тесьма и прочие).
Одним из главных средств развития связной речи детей является сюжетно-ролевая игра. Атрибуты для игры можно построить из кинетического песка. Вспомогательным материалом могут служить фигурки животных. С помощью кинетического песка можно реализовать множество интересных сенсорных идей - посадить огород, построить ферму и заселить ее животными, все зависит только от детской фантазии.
Сенсорные занятия с кинетическим песком помогают детям развить речь и улучшить языковые навыки. Детям предлагают построить из песка волшебную страну и рассказать о ее жителях, спрятать или найти клад с сокровищами и рассказать, где он спрятан и многое другое.
С помощью кинетического песка дети могут рисовать пальцами или небольшими «приспособлениями» (счетными палочками, зубочистками, палочками от мороженого, составлять композиции с помощью трафаретов (формочек для песка, печенья и т. п.).
Упражнения с песком развивают двигательные навыки : тренируют захват, учат пользоваться инструментами (вместо совочка можно для разнообразия брать разные ложки, лопатки и т. д., равнять поверхность песка, нажимать на перевернутые формочки, чтобы получать отпечатки.
Игры с песком помогают освоить процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте, дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны, открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию.
Количество игр и упражнений с этим материалом можно придумывать множество. Необычная структура кинетического песка порождает творчество и развивает фантазию детей. Опыт работы показал, что использование кинетического песка позволяет повысить эффективность занятий и дает положительные результаты.
В работе с родителями используются индивидуальное общение, наглядная информация, консультации, организация мастер класса по работе с песком, открытые занятия по развитию речи с использованием необычного материала. Это необходимо для того, чтобы родители ясно представляли уровень речевого развития ребенка, знали о его индивидуальных особенностях и могли сами помочь своим детям дома — развивать и закреплять навыки, полученные на занятиях в детском саду.
Литература
1. Абраменкова В. Возвращение песочницы, или как создать игровое пространство / В. Абраменкова // Учительская газета. – 2000. - № 20. – с.
2. Андреенко Т. А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. - 128 с.
3. Федосеева М. А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально – коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. Волгоград : «Учитель», 2015. – 122 с.