Ольга Осипова
Основные особенности работы по формированию гендерной принадлежности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация - сложный процесс вхождения индивида в социум. С одной стороны, включает усвоение определенной системы ценностей (норм, образцов, знаний, представлений). С другой стороны - процесс обретения собственного социального опыта и активного самоопределения личности.
Значение дошкольного детства трудно переоценить. Д. Б. Эльконин отмечал, что «в период детства ребенок присваивает общество.» Ребенок в детстве приобщается к богатству духовной и материальной культуры, созданной обществом, приобретает специфические для человека способности и нравственные качества личности.
Публикация «Основные особенности работы по формированию гендерной принадлежности дошкольников» размещена в разделах
В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли : к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом; в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что гендер не изменяется : мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
В мировой психолого-педагогической науке имеется много работ посвященных изучению половых особенностей детей дошкольного возраста. Утверждается, что девочки и мальчики по - разному воспринимают окружающую действительность, обучаются, запоминают, думают и т. п. Что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.
Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неясного. Единодушны ученые лишь в одном — формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрим проблемы, связанные с гендерным воспитанием детей вразновозрастных группах.
По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение не писанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот.
Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т. д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является осуществление воспитателем дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности и в повседневной жизни.
При общении воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
Мальчики очень любят дружеские потасовки – «медвежьи игры», что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у окружающих раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.
Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый год жизни.
Мы составили перспективный план работы с детьми нашей группы, в котором предусмотрели разнообразные виды деятельности, в которых мы могли проводить работу по гендерному воспитанию. В соответствии с планом мы провели занятие: «Продолжи историю». Во время проведения этого занятия мы выявляли знания детей об особенностях полоролевого поведения мальчиков и девочек. Мы давали детям ситуации и предлагали продолжить их. Так же нами было проведено занятие-игра «Кто Я», где дети учились определять наиболее характерные особенности поведения мальчиков и девочек. Во время проведения этого занятия мы учили детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками, формировали адекватное представление о собственной половой принадлежности, закрепляли представление о зависимости имени человека от его половой принадлежности, воспитывали у детей доброжелательное и чуткое отношение друг к другу.
Можно организовывать игры, где сконцентрировано внимание на выполнение определенной роли, мальчики должны были играть мужскую роль, а девочки женскую, создать разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака. Очень нравится детям игра «Семья», в которой предлагается поучаствовать как девочкам, так и мальчикам. Игра приобретает оживленный характер, мальчишки – это непоседы и любители спорить, поэтому от девочек требовалось умение где-то уступить, не обращать внимания на непослушание. В этой игре у ребят раскрываются такие качества как сотрудничество, использование взаимовыручки. Игра позволяет детям стать нужными и значимыми в кругу противоположного пола, узнать характер и привычки своих друзей, почувствовать себя взрослыми мужчинами и женщинами.
Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли. Пол в этом возрасте “переделать” уже невозможно и исправлять погрешности поло-ролевого воспитания после этого возраста трудно.
Литература.
1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 2007 № 5. с. 70 - 77.
2. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., Воронеж, 2008. 416 с.
9. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки. Два разных мира. - СПб. : Тускарева, 2010.
14. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений. -М. : Изд. Центр «Академия», 2002.
16. Красоткина И. По-разному или одинаково думают мальчики и девочки? // Дошкольное воспитание. -2003. - №12. – с. 44
24. Радзивилова М. А. Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации. (Дипломное исследование) - Волгоград, 2012.
35. https://www.analysys.com/vlib/educate.htm