Алеся Самохина
Консультация «Основные направления коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей с дизартрией»
▼ Скачать + Заказать документы
Определяя содержание работы по развитию произносительной стороны речи, мы должны учитывать анализ результатов первичного обследования, сохранных и компенсаторных возможностей каждого ребенка, а также учитывать закономерности развития фонетической стороны речи в онтогенезе.
Поскольку недостатки произношения данной категории детей связаны с задержавшимся по тем или иным причинам развитием фонематического слуха, основным условием для формирования правильного произношения звуков детьми со стертой формой дизартрии является развитие слухового восприятия фонем и подготовка артикуляционных навыков.
Публикация «Консультация „Основные направления коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей с дизартрией“» размещена в разделах
- Дизартрия
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Темочки
Содержание фонетических занятий с детьми экспериментальной группы включало в себя:
1. Развитие фонематического слуха. Формирование восприятия звуков зависит от их артикуляционной сложности. Ведущим в процессе фонемообразования, как известно, является слуховое восприятие, поэтому мы учили детей последовательно различать фонемы, близкие по звучанию.
2. Уточнение правильного произношения звуков, имеющихся в экспрессивной речи детей.
3. Постановка отсутствующих звуков.
4. Закрепление навыков правильного, четкого воспроизведения 3-4 сложных слов различной звуконаполняемости.
5. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, доступных фразах.
В процессе логопедической работы по развитию звукопроизношения в первую очередь отрабатывались согласные раннего онтогенеза — п., б, м, т, д, н, ф, к; гласные звуки а, у, о, и. Необходимо было добиться четкого, правильного артикулирования каждого звука. Наша основная задача заключалась в уточнении произношения звука в изолированной позиции, а также в слогах и простых словах. Одновременно использовались упражнения на дифференциацию оппозиционных и близких по звучанию фонем. Четкое произношение и различение сохранных гласных и согласных звуков имело большое значение для последующей постановки более трудных по артикуляции звуков, нарушенных или отсутствующих в речи детей.
Усвоению произношения звуков способствовала система артикуляционных упражнений, направленная на активизацию и развитие подвижности артикуляционного аппарата. Четкость произношения звуков достигалась, главным образом, в результате постоянных тренировочных упражнений в различных фонетических сочетаниях.
Становление произносительной стороны речи тесно связано с формированием слоговой и ритмической структуры речи, при этом нами соблюдалось следующее методическое условие: упражнения проводились только на базе правильно произносимых звуков. Нами использовалась предложенная А. К. Марковой система упражнений по воспитанию навыков воспроизведения слов разной слоговой структуры, адаптированная с учетом возрастных и речевых возможностей детей 4-х лет :
• все упражнения проводятся только в игровой ситуации;
• лексический материал должен состоять из правильно произносимых звуков;
• необходима специальная (игровая) система поощрений, побуждающая детей к активному и правильному выполнению фонетических заданий;
• правильно артикулируемые слоговые сочетания должны тут же включаться в слова и предложения;
• важно создавать условия, обеспечивающие мотивацию ребенка.
Предлагаемые задания выстраиваются в нижеуказанной последовательности.
1) Научить ребенка на слух дифференцировать длинные и короткие слова: машинисты - кот, панама – кот, каша – дуб.
2) Отхлопывать предложенный рисунок слова.
3) Запоминать и проговаривать:
• сочетания из однородных слогов:
а) с разным ударением — ПА, ПАпа, паПА, ПАпапа, паПАпа, папаПА;
б) разной силой голоса;
в) разной интонацией.
• сочетания из одинаковых согласных и разных гласных звуков : папупы, татуты, какукы.
Их также следует произносить с разным ударением, силой голоса и интонацией, постепенно включая их в слова и предложения: У папы Тата. У Таты мама.
4) Запомнить и повторить:
• сочетания из разных согласных и одинаковых гласных звуков : ката, катама, катама, ка-та, ка-та-ма панама, канава.
• слоговые сочетания со стечением согласных звуков : то – кто, ва-ква. Ам, ам – кто там?
• слоговые сочетания с разными гласными и согласными звуками : патукы, вамопу, тыкабу.
Названные упражнения способствуют введению в речь детей односложных двух-, трех- и четырехсложных слов с закрытыми и открытыми слогами, состоящих из правильно произносимых звуков.
Организация логопедических занятий
Известно, что большое значение для речевого и интеллектуального развития ребенка имеет специально организованная коррекционная работа в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Наибольшую результативность в обучении дошкольников со стертой формой дизартрии можно было достигнуть на занятиях с одним-двумя детьми (с сентября по ноябрь). Это объясняется тем, что дети гораздо лучше воспринимают новый материал тогда, когда он обращен непосредственно к каждому из них.