Анна Кобзева
Проект «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»
ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Проект «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста». Выступление на методическом объединении
Подготовил педагог-психолог Кобзева А. М.
с. Левокумское 2019г
«Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо
Публикация «Проект „Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Наблюдая за детьми в детском саду, я замечаю, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Если в дошкольные годы не заложить у девочек и мальчиков необходимые качества, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Содержание игр детей также вызывало тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.
Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали меня»
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
В программе Вераксы «От рождения до школы» начиная с 1 младшей группы в образовательную область «Социализация» включена задача:
• формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Все выше сказанное легло в основу проекта, который я реализовала в первое полугодие этого учебного года.
По виду проект – информационно -практико-ориентированный.
Поэтому и целью проекта стало : формирование у ребенка устойчивого
понятия своего пола и стереотипа поведения - «Я - девочка», «Я - мальчик».
Для успешной реализации поставленной цели, в рамках данной технологии поставила перед собой следующие задачи:
- Формирование полоролевых знаний, развитие умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.
-Развитие ценностного отношения к себе как к человеку соответствующего пола, формирование способности к самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия.
- Формирование дружеского, толерантного отношения к противоположному полу.
- Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков и для девочек.
Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
Всю работу над проектом я разделила на три этапа.
На начальном этапе изучила научно-методическую литературу по данной теме, подготовила материал для реализации проекта :
- изучила картотеку игр и упражнений по гендорному воспитанию детей;
- подобрала методическую, художественную литературу, иллюстративный материал, пособия для игр и упражнений по данной теме;
- подготовила материал для продуктивной деятельности;
- подобрала материал, модели, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности;
Проинформировала родителей о предстоящей деятельности: пригласила в проект, провела анкетирование; разместила справочную информацию по тематике бесед.
Опираясь на комплекс задач, планирование практической деятельности по реализации проекта, я разделила по блокам:
Работа с педагогами.
На начальном этапе моей главной целью было заинтересовать членов педагогического коллектива данной работой и предоставить возможность для творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек. Подобрала и анализировала теоретический и практический материал по данной теме. Провела анкетирование педагогов для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания. Изучали психолого-педагогическую литературу по теме «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста». Для расширения представлений педагогов об особенностях полоролевого развития детей, уточнения представлений о современных методах работы по вопросам полоролевого воспитания были проведены мероприятия для педагогов.
Работа с родителями:
Работа с родителями носила информационно – практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей.
С этой целью я проводила различные формы работы с родителями : встречи на родительском собрании; консультации с презентациями, беседы, с наглядной информацией.
Исходя из вышесказанного, в работе с семьей я использую следующие методы:
- проведение опросов, анкетирование;
- наблюдение;
-беседы;
-просмотр родителями различных видов деятельности;
- вовлечение родителей в детскую деятельность;
- привлечение к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества;
-участие в совместных мероприятиях; - проектах.
Вовлекаю родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее).
Привлекаю к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества детей (рисунки, аппликация, лепка, работа в индивидуальных тетрадях и прочее);
Родители участвуют совместных мероприятиях, проектах. Например, оформление выставки «Моя семья».
Работа с детьми.
Использую в работе с детьми дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности. При осуществлении совместной деятельности учитываю психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даю типовые и шаблонные задания, мальчикам - ориентированные на поисковую деятельность, с девочками подробно проговариваю инструкции по выполнению заданий, а мальчикам сообщаю лишь принцип их выполнения.
Реализация программы «От рождения до школы» требует организации в детском саду своеобразной развивающей среды.
Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью.
В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группах нашего детского сада созданы условия для игр «Транспорт», игры с военной тематикой. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами.
Сегодня, доведя свой проект до логического завершения, с уверенностью могу сказать, что моя работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему. Я думаю, что данную работу буду углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.
Спасибо за внимание!