Люция Кисель
Презентация «Педсовет «Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 1
БДОУ г. Омска «Детский сад № 130» Педсовет «Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»
Слайд № 2
Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС
Слайд № 3
Актуальность проблемы речевого развития
Публикация «Презентация „Педсовет „Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
•Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.
•В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
•Речь –это инструмент развития высших отделов психики.
•С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
•Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
•Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Слайд № 4
Условия успешного речевого развития.
1. Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками. 2. Владение педагогом правильной литературной речью.
3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.
4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.
5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.
6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.
7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Поощрение детского словотворчества.
Слайд № 5
Современные образовательные технологии (схема) : здоровьесберегающие технологии; метод наглядного моделирования; игровые технологии.
Слайд № 6
Наглядное моделирование это:
• опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки. Их используют для составления рассказа, рассказа – описания, для ознакомления с предметами);
• схемы;
• реальные предметы;
• мнемотаблицы и т. д.
Слайд № 7
Здоровьесберегающие технологии это:
• физминутки, подвижные игры;
• пальчиковая гимнастика;
• некоторые приемы самомассажа (точечный массаж и др.)
Слайд № 8
Игровые технологии это:
• игры с дидактическими игрушками моторного характера (башенками, игры с вкладышами, дидактические игры с предметами, пальчиковый театр, словесные игры, театрально-игровая деятельность, настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры – инсценировки.
Слайд № 9
Мнемотехника в ДОУ
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному.
• Мнемотехника - это сенсорно-графическая схема (Воробьёва В. К.)
• Блок –квадрат (Глухов В. П.)
• Предметно-схематическая модель (Ткаченко Т. А.)
• Схема составления рассказа (Ефименкова Л. Н.)
• Коллаж (Большева Т. В.)
Слайд № 10
Мнемотехника в ДОУ
• Мнемотехника (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Слайд № 11
Актуальность (схема) : Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью;
Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление;
Применение мнемотехники, использование обобщений, позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.
Слайд № 12
Мнемотехника
Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:
1. Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы;
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов –памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Слайд № 13
Структура мнемотехники (схема) : мнемоквадрат; мнемодорожка; мнемотаблица
Слайд № 14
Мнемоквадрат
• Для младших групп в детском саду обычно применяются простые карточки — мнемоквадраты. Это яркие одиночные изображения, которые могут обозначать какое-то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия.
Слайд № 15
Мнемотаблица
В средней группе начинают работать с мнемотаблицами. Чаще всего это -последовательные графические зарисовки стихов, рассказов или действий, которые необходимо выполнить.
Мой мишка (отрывок)
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.
(Александрова З.)
Слайд № 16
Мнемодорожка
После усвоения простых карточек воспитатель усложняет задание, предлагая ребенку готовую мнемодорожку — квадрат из 4 и более картинок. «Прогуливаясь» по ним ребенок учится составлять простой рассказ в два-три предложения.
Слайд № 17
Участие детей в составлении схем-моделей вызывает у них большой интерес и мотивирует на активность при составлении рассказов, пересказе сказок, запоминании.
Слайд № 18
Дети старшего дошкольного возраста способны придумывать свои схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им обозначениями. Метод мнемотехники помогает педагогу научить детей составлять описательные рассказы.
Слайд № 19
Методика развития связной речи В. К. Воробьёвой (картографическая схема)
• Используется слуховая, зрительная, ассоциативная память
• Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа
• Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия
• Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план
• В план вводятся новые обозначения: существительные и наречия
Слайд № 20
Составление рассказа по сюжетной картинке по картографической схеме (методика Воробьёвой В.) «Маша и кошка».
У девочки Маши жила кошка.
У кошки были котята.
Маша кормила кошек рыбой и молоком.
Рыбу Маша выкладывала на тарелку.
Молоко девочка наливала в блюдце.
Кошка и котята спали в корзине.
Слайд № 21
Картографическая схема "Маша и кошка".
Слайд № 22
• С помощью мнемотаблиц, схем-моделей, удаё тся достичь следующих результатов:
• У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире
• Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории
• Появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек
• Дети преодолевают робость и застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией
• Словарный запас выходит на более высокий уровень
Слайд № 23
Правила для педагогов
• Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождётесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
• Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
• Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности очень часто. Через 5 лет станет легче.
• После проведения образовательной деятельности просмотрите конспект ещё раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям и замените его одним более точным.
• Если рассказ не получится или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!
Слайд № 24
Спасибо за внимание!