Папки-передвижки

Обучающий семинар по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье

Идрисова Люция
Обучающий семинар по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
▼ Скачать + Заказать документы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования декларирует необходимость формирования принадлежности к семье у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально- коммуникативного направления развития.

Проблема формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей пользуется актуальностью у ученых различных наук. На сегодняшний день учеными особое внимание уделяется именно детям дошкольного возраста, так как степень решения проблемы в данной период определяет эффективность духовно-нравственного развития детей на следующих этапах развития. Н. А. Виноградова утверждала, что процесс формирования этих ценностей в данном возрасте не устойчив, не всегда целенаправлен, поэтому воспитателю важно формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, у детей дошкольного возраста, в разных видах деятельности.

Публикация «Обучающий семинар по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье» размещена в разделах

Семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья - это основанная на браке, или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Исходя, из данных определений можно сделать вывод, что семья является фундаментальной ячейкой общества, и она выполняет важные и необходимые функции, как для общества, так и для жизни каждого человека.

Функции семьи - это способы проявления ее активности, жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняет основную функцию: - воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье).

1. Функция продолжения рода (репродуктивная) - это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода.

2. Хозяйственная функция - обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи.

3. Функция организации досуга - восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.

4. Воспитательная функция - важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения.

И. В. Гребенников в своем исследовании «О воспитательном потенциале семьи» выделил три аспекта воспитательной функции семьи:

1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, передавая ему социальный опыт. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности.

2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации.

3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи, побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети интуитивно осознают свое влияние на других членов семьи буквально с первых дней жизни.

Современное общество нуждается в восстановление традиционных ценностей, включающих бережное и уважительное отношение к семье, чувство привязанности к семье, пропаганду семейного образа жизни у детей дошкольного возраста.

Прежде всего, хотелось бы обратиться к рассмотрению понятия «уважительное отношение» и «чувство принадлежности к семье» у детей дошкольного возраста.

«Уважительное отношение к семье» представляет собой образование личности, которое включает понимание сопричастности семье и роду, выражаемое через почитание родителей, предков; осознание нравственных ценностей - любви, дружбы, верности, уважения - как основы семьи; желание передавать и умножать национальные, культурные традиции семьи; стремление к здоровому образу жизни; эмоциональную отзывчивость на чувства, заботы и переживания членов семьи; моральное удовлетворение от признания и любви родителей, потребность принимать активное участие в жизни семьи.

Что касается «чувства принадлежности ребенка к семье», то тут можно отметить следующее, что это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия взрослых и детей с целью приобретения дошкольниками представлений о семье, формирование чувств и отношений к семье и выстраивание поведения на их основе.

Каждая семья – это уникальная система, имеющая свои традиции и выработавшая свои правила. Уже с рождения ребенок естественно становится ее частью и включается в коммуникативный процесс, в котором каждое слово, манера поведения, поступки – все абсолютно несет в себе информацию для него.

В общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой основная работа по семьеведению отражена в образовательной области «Социально–коммуникативное развитие». В программе предусматривается расширение представлений ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д., углубление представлений ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем, о семье и ее истории, формирование умений создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи, расширение представлений о месте и профессии родителей, общественной значимости их труда, поощрение посильного участия детей в подготовке различных семейных праздников и прочее.

Для формирования у детей представлений о семье необходимо освоить комплекс методов и приемов.

Одним из условий воспитания уважительного отношения к семье является проведение с детьми НОД, целью которых является обогащение опыта детей и формирование познавательного интереса к истории семьи, ее традициям. Работу необходимо проводить комплексно. Занятие является основной формой организации обучения детей в детском саду. Оно организуется, и проводиться педагогом ДОО, который определяет в соответствии с избранными программами воспитания и обучения содержание, методику и технологию занятий.

Так же воспитатели могут использовать следующие формы работы в данном направлении :

- индивидуальные и групповые беседы. Беседа - это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Этот метод при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка;

- составление рассказов, репортажей (вечер вопросов и ответов, репортаж с места работы, составление рассказов о любимой маме и др);

-просмотр презентаций, видеофильмов;

-игровая деятельность (дидактические игры, игровые тренинги, игровые занятия). Дидактическая игра - это многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка;

-познавательно-речевая деятельность (тематические занятия, чтение художественной литературы);

-продуктивная деятельность (рисование на тему “Моя семья”, составление букета для мамы, изготовление открыток всем членам семьи и пр);

-оформление родительского уголка. Родительский уголок в детском саду – это хороший метод общения с родителями. Для каждого педагога очень важно использовать любую возможность контакта с родителями. Ведь родители регулярно могут узнавать об успехах своих детей, получать информацию о проводимых занятиях и других мероприятиях, получать мудрые советы по воспитанию детей;

-организация семейных праздников. Семейные праздники – особые дни в жизни ребенка, они несут заряд радости и эмоциональный подъем, обещают приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с друзьями. Цель проведения семейных праздников – подвести родителей к пониманию того, что необходимо привлекать детей к посильному участию в праздниках;

-семейный альбом. Создание альбома «Моя семья» - коллективно выбирается девиз семьи. Правило жизни, форма альбома (сердечко, раскладушка, книга, глобус, цветы и др.). Каждому члену семьи отводятся отдельные страницы, на которых помещаются фотографии, рисунки, ответы из интервью;

-в ДОО вместе с родителями можно открыть мини- музей. Отличительной особенностью мини – музея является то, что практически все экспонаты созданы в процессе познавательной и творческой деятельности воспитанников и их родителей.

Создание семейных музеев являются эффективным средством познания системы ценностей конкретной семьи, традиции, которые передаются из поколения в поколение. Создание такого музея правомерно рассматривать как форму совместной деятельности взрослых (членов семьи, педагогов) и детей, направленный на удовлетворение их образовательных и творческих интересов, связанных с изучением и освоением культурного наследия не только своей семьи, но и общества в целом.

Совместно с мамой и папой дети подбирают экспонаты, изготавливают их своими руками, оформляют экспозиции, что способствует стимулированию познавательной активности детей, сблизит родителей и детей, сделает их настоящими партнерами.

Мини- музей социального развития располагают как постоянными, так и сменными экспозициями. Экспозиции могут представляться по разным основаниям:

- по тематике: «Генеалогическое дерево», «Герб семьи»;

- по материалу: «Коллекции моей мамы», «Наше увлечение»;

-по решаемой задаче: «Семья глазами детей».

Проводимая работа поможет детям испытать любовь и уважение к своей семье.

Принципы функционирования семейного музея: наглядность, доступность, достоверность, психологическая комфортность и безопасность деятельности в музейном пространстве, координация обучения и воспитания в условиях детского сада и семьи и другие.

Работа по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей дошкольного возраста предоставляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников.

Многие авторы (Р. И. Жуковская, А. А. Анцыфирова, В. М. Иванова) исследовали возможности сюжетно-ролевых игр в формировании у детей представлений о семье, ее членах, их взаимоотношениях.

В игровых действия дети воспроизводят поведение, чувства, переживания свои родителей так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации.

Известна воспитательная ценность сюжетно-ролевой игры, ее влияние на нравственное, умственное, эстетическое и физическое развитие ребенка. С целью обогащения содержания последующих игр воспитатель проводит беседу с детьми, праздничные утренники («Мамин день», встречи с родителями («Родители в гостях у детей»). Это способствует формированию у дошкольников более четких представлений о взаимоотношениях взрослых людей. В силу доступности они легко воспроизводятся в играх.

Наличие комплекта для игр "Семья" так же облегчает работу над развитием уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей дошкольного возраста. Для обогащения содержания игр семейной тематики эффективными оказываются сюжетные линии, как «В семье родился ребенок», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки», «Семья на даче», «Семейный совет», «Праздники в семье», «Поэтическая гостиная», «Вместе с братом», «После работы», «Ждем маму» и другие.

Уголок "Семья" в детском саду позволяет ребенку не только увлеченно наследовать пример собственных родителей, но и проводить параллель между моделью поведения в других семьях. Детский сад - отличное место для ролевых, сюжетных игр. В ходе увлеченных занятий, дети разрабатывают модель поведения, которая привычна именно им. Правильное оформление уголка семьи в детском саду - залог формирования необходимых навыков у ребенка уже с раннего возраста. Игры должны быть не только интересными для дошкольника, но и максимально полезными для его психики.

В исследованиях Н. А. Каратаевой установлена взаимосвязь между укладом жизни семьи, уровнем психолого-педагогической культуры родителей и процессом развития уважительного отношения и чувства принадлежности детей старшего дошкольного возраста : чем благоприятнее взаимоотношения в семье и чем положительнее влияние родительского примера, а также всего семейного уклада ребенка, тем успешнее осуществляется процесс развития уважительного отношения к семье.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дружеские отношения взрослых и детей в семье как основа воспитания положительных черт характера ребенка «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка». Одинаковых семей не существует.

Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, к семейным ценностям Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье,к.

Консультация для родителей «Отношения в современной семье» Каждый родитель желает своему ребенку всего самого лучшего. Мы хотим сделать все возможное, чтобы наши дети были здоровыми Консультация.

Консультация для родителей «Формирование ценностного отношения ребенка к Здоровью в Семье» ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К ЗДОРОВЬЮ В СЕМЬЕ Современная жизнь выдвигает высокие требования к здоровью детей, которое.

Консультация «Дружеские отношения взрослых и детей в семье — основа воспитания положительных черт характера ребенка» Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни во всех семьях,.

Обучающий семинар для педагогов «Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста» Обучающий семинар для педагогов "Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста" Цель: повышение профессиональной компетентности.

Особенности формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников Старший дошкольный возраст закономерно привлекает внимание исследователей на протяжении всей истории становления педагогики. Представители.

Открытое занятие по развитию речи «Рассказы о своей семье» во второй младшей группеОткрытое занятие по развитию речи «Рассказы о своей семье» во второй младшей группе Открытое занятие по развитию речи «Семьей» во 2 младшей группеВоспитатель: Бакулина Майя Владимировна. Группа: №2 МБДОУ «Детский сад №34».

Работа по формированию чувства патриотизма у старших дошкольников Всё большее социальное значение в современных условиях приобретает проблема патриотического воспитания. В настоящее время государство пытается.

Воспитание уважительного отношения к старшим Воспитание уважительного отношения к старшим. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучающий семинар по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
Опубликовано: 5 мая 2019 в 09:28
+57Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучающий семинар по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье» (включая файлы) размещена пользователем Идрисова Люция в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД