Идрисова Люция
Обучающий семинар по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования декларирует необходимость формирования принадлежности к семье у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально- коммуникативного направления развития.
Проблема формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей пользуется актуальностью у ученых различных наук. На сегодняшний день учеными особое внимание уделяется именно детям дошкольного возраста, так как степень решения проблемы в данной период определяет эффективность духовно-нравственного развития детей на следующих этапах развития. Н. А. Виноградова утверждала, что процесс формирования этих ценностей в данном возрасте не устойчив, не всегда целенаправлен, поэтому воспитателю важно формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, у детей дошкольного возраста, в разных видах деятельности.
Публикация «Обучающий семинар по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья - это основанная на браке, или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Исходя, из данных определений можно сделать вывод, что семья является фундаментальной ячейкой общества, и она выполняет важные и необходимые функции, как для общества, так и для жизни каждого человека.
Функции семьи - это способы проявления ее активности, жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняет основную функцию: - воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье).
1. Функция продолжения рода (репродуктивная) - это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода.
2. Хозяйственная функция - обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи.
3. Функция организации досуга - восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.
4. Воспитательная функция - важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения.
И. В. Гребенников в своем исследовании «О воспитательном потенциале семьи» выделил три аспекта воспитательной функции семьи:
1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, передавая ему социальный опыт. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности.
2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации.
3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи, побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети интуитивно осознают свое влияние на других членов семьи буквально с первых дней жизни.
Современное общество нуждается в восстановление традиционных ценностей, включающих бережное и уважительное отношение к семье, чувство привязанности к семье, пропаганду семейного образа жизни у детей дошкольного возраста.
Прежде всего, хотелось бы обратиться к рассмотрению понятия «уважительное отношение» и «чувство принадлежности к семье» у детей дошкольного возраста.
«Уважительное отношение к семье» представляет собой образование личности, которое включает понимание сопричастности семье и роду, выражаемое через почитание родителей, предков; осознание нравственных ценностей - любви, дружбы, верности, уважения - как основы семьи; желание передавать и умножать национальные, культурные традиции семьи; стремление к здоровому образу жизни; эмоциональную отзывчивость на чувства, заботы и переживания членов семьи; моральное удовлетворение от признания и любви родителей, потребность принимать активное участие в жизни семьи.
Что касается «чувства принадлежности ребенка к семье», то тут можно отметить следующее, что это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия взрослых и детей с целью приобретения дошкольниками представлений о семье, формирование чувств и отношений к семье и выстраивание поведения на их основе.
Каждая семья – это уникальная система, имеющая свои традиции и выработавшая свои правила. Уже с рождения ребенок естественно становится ее частью и включается в коммуникативный процесс, в котором каждое слово, манера поведения, поступки – все абсолютно несет в себе информацию для него.
В общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой основная работа по семьеведению отражена в образовательной области «Социально–коммуникативное развитие». В программе предусматривается расширение представлений ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д., углубление представлений ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем, о семье и ее истории, формирование умений создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи, расширение представлений о месте и профессии родителей, общественной значимости их труда, поощрение посильного участия детей в подготовке различных семейных праздников и прочее.
Для формирования у детей представлений о семье необходимо освоить комплекс методов и приемов.
Одним из условий воспитания уважительного отношения к семье является проведение с детьми НОД, целью которых является обогащение опыта детей и формирование познавательного интереса к истории семьи, ее традициям. Работу необходимо проводить комплексно. Занятие является основной формой организации обучения детей в детском саду. Оно организуется, и проводиться педагогом ДОО, который определяет в соответствии с избранными программами воспитания и обучения содержание, методику и технологию занятий.
Так же воспитатели могут использовать следующие формы работы в данном направлении :
- индивидуальные и групповые беседы. Беседа - это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Этот метод при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка;
- составление рассказов, репортажей (вечер вопросов и ответов, репортаж с места работы, составление рассказов о любимой маме и др);
-просмотр презентаций, видеофильмов;
-игровая деятельность (дидактические игры, игровые тренинги, игровые занятия). Дидактическая игра - это многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка;
-познавательно-речевая деятельность (тематические занятия, чтение художественной литературы);
-продуктивная деятельность (рисование на тему “Моя семья”, составление букета для мамы, изготовление открыток всем членам семьи и пр);
-оформление родительского уголка. Родительский уголок в детском саду – это хороший метод общения с родителями. Для каждого педагога очень важно использовать любую возможность контакта с родителями. Ведь родители регулярно могут узнавать об успехах своих детей, получать информацию о проводимых занятиях и других мероприятиях, получать мудрые советы по воспитанию детей;
-организация семейных праздников. Семейные праздники – особые дни в жизни ребенка, они несут заряд радости и эмоциональный подъем, обещают приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с друзьями. Цель проведения семейных праздников – подвести родителей к пониманию того, что необходимо привлекать детей к посильному участию в праздниках;
-семейный альбом. Создание альбома «Моя семья» - коллективно выбирается девиз семьи. Правило жизни, форма альбома (сердечко, раскладушка, книга, глобус, цветы и др.). Каждому члену семьи отводятся отдельные страницы, на которых помещаются фотографии, рисунки, ответы из интервью;
-в ДОО вместе с родителями можно открыть мини- музей. Отличительной особенностью мини – музея является то, что практически все экспонаты созданы в процессе познавательной и творческой деятельности воспитанников и их родителей.
Создание семейных музеев являются эффективным средством познания системы ценностей конкретной семьи, традиции, которые передаются из поколения в поколение. Создание такого музея правомерно рассматривать как форму совместной деятельности взрослых (членов семьи, педагогов) и детей, направленный на удовлетворение их образовательных и творческих интересов, связанных с изучением и освоением культурного наследия не только своей семьи, но и общества в целом.
Совместно с мамой и папой дети подбирают экспонаты, изготавливают их своими руками, оформляют экспозиции, что способствует стимулированию познавательной активности детей, сблизит родителей и детей, сделает их настоящими партнерами.
Мини- музей социального развития располагают как постоянными, так и сменными экспозициями. Экспозиции могут представляться по разным основаниям:
- по тематике: «Генеалогическое дерево», «Герб семьи»;
- по материалу: «Коллекции моей мамы», «Наше увлечение»;
-по решаемой задаче: «Семья глазами детей».
Проводимая работа поможет детям испытать любовь и уважение к своей семье.
Принципы функционирования семейного музея: наглядность, доступность, достоверность, психологическая комфортность и безопасность деятельности в музейном пространстве, координация обучения и воспитания в условиях детского сада и семьи и другие.
Работа по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей дошкольного возраста предоставляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
Многие авторы (Р. И. Жуковская, А. А. Анцыфирова, В. М. Иванова) исследовали возможности сюжетно-ролевых игр в формировании у детей представлений о семье, ее членах, их взаимоотношениях.
В игровых действия дети воспроизводят поведение, чувства, переживания свои родителей так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации.
Известна воспитательная ценность сюжетно-ролевой игры, ее влияние на нравственное, умственное, эстетическое и физическое развитие ребенка. С целью обогащения содержания последующих игр воспитатель проводит беседу с детьми, праздничные утренники («Мамин день», встречи с родителями («Родители в гостях у детей»). Это способствует формированию у дошкольников более четких представлений о взаимоотношениях взрослых людей. В силу доступности они легко воспроизводятся в играх.
Наличие комплекта для игр "Семья" так же облегчает работу над развитием уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей дошкольного возраста. Для обогащения содержания игр семейной тематики эффективными оказываются сюжетные линии, как «В семье родился ребенок», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки», «Семья на даче», «Семейный совет», «Праздники в семье», «Поэтическая гостиная», «Вместе с братом», «После работы», «Ждем маму» и другие.
Уголок "Семья" в детском саду позволяет ребенку не только увлеченно наследовать пример собственных родителей, но и проводить параллель между моделью поведения в других семьях. Детский сад - отличное место для ролевых, сюжетных игр. В ходе увлеченных занятий, дети разрабатывают модель поведения, которая привычна именно им. Правильное оформление уголка семьи в детском саду - залог формирования необходимых навыков у ребенка уже с раннего возраста. Игры должны быть не только интересными для дошкольника, но и максимально полезными для его психики.
В исследованиях Н. А. Каратаевой установлена взаимосвязь между укладом жизни семьи, уровнем психолого-педагогической культуры родителей и процессом развития уважительного отношения и чувства принадлежности детей старшего дошкольного возраста : чем благоприятнее взаимоотношения в семье и чем положительнее влияние родительского примера, а также всего семейного уклада ребенка, тем успешнее осуществляется процесс развития уважительного отношения к семье.