Лучший педагог года

Осмысленность восприятия у дошкольников с нарушением зрения

Базанова Юлия
Осмысленность восприятия у дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Мы видим мир мгновенно и сразу, не задумываясь. Наше восприятие осмысленно и предметно, но на сетчатке глаза у нас появляется перевернутое отражение. Таким образом, можно сделать вывод, что зрительное восприятие, видимый нами мир – это результат нашей умственной деятельности. Умственная деятельность позволяет видеть предметный и осмысленный мир практически мгновенно. Бессмысленное отражение на сетчатке быстро превращается в осмысленный аспект видимого мира. Такое превращение – это метаморфоза, которая не наблюдаема, и не доступна экспериментальному исследованию, что вынуждает нас прибегать к её моделированию. При этом, подобные превращения происходят во всех познавательных процессах.

Публикация «Осмысленность восприятия у дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах

Восприятие представляет собой последовательность преобразований чувственных данных в осмысленный и предметный образ восприятия. Зрительное восприятие – это вариант увиденного окружающего мира, то есть непосредственное извлечение информации из объемлющего светового потока. Мы видим и воспринимаем знаки, имеющие свою семантику, иначе говоря, основным содержанием воспринятого является его значение (смысл, а чувственное впечатление само по себе немо, в то время как мысль может быть выражена словами.

Всякая форма характеризуется тремя понятиями: морфе, эйдос и усия, писал Аристотель. Морфе – внешняя физическая форма объекта, его схема. Эйдос – смысл, или логос, который вместе с материей образует усию, то есть усия – это выраженный смысл. Таким образом, в нашем восприятии основным фактором является смысл, выраженный неразрывным единством идеи и материи, которые и задают физическую форму видимым вещам: объектам, предметам и явлениям. Физическая форма служит элементом видимого мира, и оформлена смысловым и чувственным опытом.

Существует три слоя субъективного опыта:

1) перцептивный мир, образуемый системой модальных образов, упорядоченных друг относительно друга объектов;

2) семантическая или структурированная совокупность отношений к актуально воспринимаемым объектам;

3) образ мира как глубинный слой амодальных структур, образующихся при «обработке» семантического слоя.

Доказано, что при решении таких задач, как опознание, запоминание, оценивание объекта используется семантический код, а не перцептивные признаки (цвет, форма). Появлению образа восприятия предшествует идеальное (семантическое, которое детерминирует структурирование (образование) сенсорных данных (чувственных впечатлений) в качестве образа. Таким образом, глубиной сущностью психического образа является его смысл, что обуславливает константность и точностью восприятия. Однако выраженный смысл вещи опосредуется ее положением относительно других вещей, направленностью его личности и социально-культурным опытом. Осмысление восприятия осознается субъектом восприятия в виде актуального значения.

Можно предположить, что осмысление восприятия следует рассматривать как единство когнитивного и аффективного (переживаемого). Таким образом, мы получаем образ осмысленности восприятия как знак и значение, то есть как руководство к сознательному воспроизведению и оречевлению.

Возвращаясь к перевернутому и неполному отражению на сетчатке, можно предположить, что эта сенсорная данность не только приводит нас к ее осмыслению и пониманию, но и обязывает воспринимать ее как часть целого, логичного, разумного, то есть как элемент осмысленного образа мира.

Можно сделать вывод что, благодаря осмысленности, восприятие перестает быть биологическим процессом. С осмысленностью восприятия предмета происходит осознание его функций, следовательно, восприятие становится осмысленным.

Большую роль в развитии осмысленности восприятия играет речь, с помощью которой происходит обобщение и категоризация информации. Можно считать, что осмысленность восприятия, это одно из свойств, зрительного восприятия. Предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность являются основными свойствами восприятия. Осмысленность восприятия – это зрительное восприятие и мышление. Зрительное восприятие поставляет информацию мышлению для анализа, а мышление поставляет зрительному восприятию задачи и схемы.

Смысловое значение – это перцептивные образы. Сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно опознать его, соотнести с имеющимися шаблонами-категориями и - возможно - даже назвать его, соотнеся с определенным понятием.

Когда человек видит незнакомый предмет, он пытается установить в нем сходство с другими предметами. Таким образом, можно сказать, что восприятие не определяется просто набором раздражителей, которые воздействуют на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск имеющихся данных.

Процесс осмысления воспринимаемой информации включает в себя несколько стадий:

1) выделение комплекса стимулов из потока информации;

2) принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту;

3) поиск в памяти шаблонов-категорий, аналогичных или близких по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект;

4) отнесение воспринимаемого объекта к конкретному шаблону-категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения (выработка временной гипотезы);

5) формирование окончательного вывода о соотнесенности с конкретным шаблоном-категорией;

6) дополнение шаблона индивидуальными особенностями воспринимаемого [63].

На основе литературных данных обозначим возрастные особенности зрительного восприятия у дошкольников. Дети 3-4 лет ещё не умеют осмысливаться восприятие, восприятие носит скорее предметный характер. Они воспринимают свойства предмета : цвет, вкус, величину. Эти свойства не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое. Ребенок видит не все свойства, а наиболее яркие.

У детей 4-5 лет развивается способность отделять свойство от предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. Дети в этом возрасте уже учатся сравнивать, измерять, прикладывая предметы. Они получают представление об основных геометрических фигурах, об основных цветах, о параметрах величины, о времени и т. д.

И уже в возрасте 5-7 лет знания о предметах и их свойствах расширяются и организуются в систему. В этом возрасте восприятие является ведущим познавательным процессом. Формирование восприятия обеспечивает дошкольникам адаптацию в новой обстановке, накопление новых знаний, полноценное психическое развитие.

Таким образом, можно сделать вывод, что зрительное восприятие представляет собой способность практически непрерывно принимать глазами различную информацию, которая поступает к нам извне, и способность осмысливать увиденное. Осмысленность восприятия – это процесс осмысления воспринимаемой информации. Зрительное восприятие поставляет информацию мышлению для анализа.

Зрительное восприятие - психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на орган зрения. В зрительном восприятии у детей с нарушением зрения появляются вторичные отклонения, так как формирование этого психического процесса находится в прямой зависимости от тяжести первичного дефекта. Низкий уровень зрительного восприятия оказывает отрицательное влияние на психофизическое развитие ребенка, на формирование предметных представлений, развитие ориентировки в пространстве, двигательной активности.

Сенсорная система определяется как система органов чувств, или анализаторов, позволяющая человеку осуществлять чувственное познание, получать информацию об окружающем его мире. Зрение, слух, обоняние и другие виды чувствительности входят в состав чувственного познания в виде ощущений, восприятий, представлений и характеризуют его структуру. Поскольку каждый анализатор, входя в систему, несет на себе влияние деятельности всей системы, то нарушение зрения или полная его потеря изменяет их взаимодействие и межанализаторные связи.

Любой анализатор состоит из трех отделов: 1. Воспринимающего прибора. Или рецептора. Преобразующего энергию раздражения; 2. Проводникового отдела; 3. Центрального отдела.

Любой психический процесс связан с центральной нервной системой.

Основой деятельности зрительного анализатора, как и анализаторов других модальностей, является взаимодействие первой и второй сигнальных систем, благодаря которому человеческое восприятие носит осмысленный, обобщенный и произвольный характер, чем отличается от восприятия, свойственного животным.

Физиологической основой зрительного восприятия является взаимодействие различных функций зрительного анализатора и образование на этой основе условных рефлексов на сложные комплексные раздражители, в результате чего у человека возникает сложный образ предмета со всем многообразием его свойств и частей. Существенное значение при этом имеют ранее образовавшиеся временные нервные связи, и таким образом прошлый опыт оказывает влияние на содержание и характер восприятия.

Формирование образа воспринимаемого зрительно предмета обеспечивается как сенсорными функциями зрительного анализатора, так и сложнейшей аналитико-синтетической деятельностью в коре головного мозга человека. Образ воспринимаемого предмета возникает на основе двух противоположных, но тесно взаимодействующих нервных процессов: тончайшей дифференцировки действующих раздражителей и их интеграции путем объединения, слияния, связывания возбуждений, возникающих во множестве нервных клеток. Повторное восприятие уже знакомого предмета происходит мгновенно вследствие активизации ранее образовавшихся в коре мозга нервных связей. При восприятии предмета имеет значение соответствующий опыт (апперцепция) воспринимающего человека. Если ему знаком предмет в общих чертах, то возникающий образ будет нечетким, расплывчатым. Огромную роль при восприятии играет речь, то слово, которым назван предмет. Следовательно, предмет отражается в сознании человека через чувственное познание и словесное обозначение.

Восприятие - сложный процесс, включающий ряд перцептивных и опознавательных действий. Он имеет этапы обнаружения объекта, различения и выделения информативных признаков, формирования перцептивного образа, его опознания и категоризации, обнаружения и выделения информативных признаков объектов. Адекватность и полнота формирующихся перцептивных образов зависят от ориентировочно-исследовательской деятельности.

Зрительное восприятие включает работу сенсорных (чувствительных, двигательных и речевых механизмов: зрительное воздействие и прежний опыт, интерес человека и его мыслительную деятельность. Он должен увидеть целое, состоящее из совокупности его частей, выделить главные признаки среди второстепенных, сопоставить их с известной ему категорией предметов, абстрагировать существенные признаки от второстепенных индивидуальных особенностей, присущих именно этому предмету, т. е. увидеть общее в частном и особенном.

В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Эту информацию мы получаем с помощью различных функций зрения. К основным функциям зрения относятся : острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения. глазодвигательные функции.

Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения, как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия. Нарушение функции остроты зрения снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений. Нарушение функции остроты зрения может быть вызвано нарушением преломляющей силы оптической системы глаза (рефракции) и проявиться в виде миопии (близорукости, гиперметропии (дальнозоркости, астигматизма (изменение преломления оптической системы глаза в различных меридианах).

Восприятие ребенка с нарушением зрения при отсутствии специального обучения неточно, фрагментарно и не всегда правильно. Неизбежным его результатом являются отрывочные знания, отличающиеся слитностью (нерасчлененностью); не имеет целенаправленного характера, оно непроизвольно. Даже при незначительном нарушении зрения у дошкольников может быть низкий уровень восприятия. Восприятие — это процесс накопления и обобщения индивидуального опыта.

Показателем особенностей зрительного восприятия являются : объем и качество овладения сенсорными эталонами. При сравнении особенностей восприятия у дошкольников с нарушением зрения и восприятия у дошкольников нормально видящих, можно сделать вывод, что у детей с нарушением зрения спонтанное познание предметного мира, сформирован меньший объем представлений о сенсорных эталонах. К особенностям овладения сенсорными эталонами детьми с нарушением зрения следует отнести низкое качество овладения сенсорными эталонами. Дети с нарушением зрения испытывают меньше трудностей, в отсутствии нарушений светового зрения, при овладении эталонами «цвет», больше – «форма», «пространство».

Исходя из всего вышесказанного, можно полагать, что процесс восприятия представляет собой ряд перцептивных и опознавательных действий, а также состоит из этапов обнаружения объекта, различения и выделения информативных признаков, формирования перцептивного образа, его опознания и категоризации, обнаружения и выделения информативных признаков объектов.

В процессе узнавания, локализации, соотнесение ранее усвоенных форм возникают трудности у детей с нарушением зрения. Все это приводит у детей с нарушением зрения к искаженности, диффузности, фрагментарности, недифференцированности. Зрительное восприятие дошкольников с нарушением зрения отличается от восприятия нормально видящих по точности восприятия, скорости восприятия, по степени полноты.

Публикации по теме:

Формирование предметных представлений в обучении детей с нарушением зрения Никулина И. В. Воспитатель ГБОУ №36 компенсирующего вида Приморского района города Санкт-Петербурга Формирование предметных представлений.

Формирование пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольников с нарушением зрения (из опыта работы) «Слепой и слабовидящий специально должны быть обучены тому, что зрячий постигает сам» (Л. С. Выготский). Проблема обучения детей с ограниченными.

Консультация «Использование речи в развитии мыслительных навыков дошкольников 2–4 лет с нарушением зрения»Консультация «Использование речи в развитии мыслительных навыков дошкольников 2–4 лет с нарушением зрения» Разработала: Урядова Анна Дмитриевна, МДОУ «детский сад №210» Консультация: «Использование речи в развитии мыслительных навыков дошкольников.

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения по средствам дидактических игр и упражнений «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения по средствам дидактических игр и упражнений" Целью моего самообразование было:.

Развитие восприятия у дошкольников с нарушениями зрения Развитие восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, имеют недостаточно представлений.

Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зренияРазвитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения Обучение детей с нарушением зрения изобразительной деятельности только на основе общеобразовательных принципов, приемов и методов, без учета.

Рекомендации для родителей по воспитанию ребёнка с нарушением зрения Ребёнок с нарушением зрения, в силу искаженного зрительного восприятия окружающего, не имеет возможности увидеть всё чётко, в полном объёме,.

Роль сюжетно-ролевых игр в развитии навыков социально-бытовой ориентировки у дошкольников с нарушением зрения Роль сюжетно- ролевых игр в развитии навыков социально- бытовой ориентировки у дошкольников с нарушением зрения Социальное созревание ребенка,.

Роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушением зрения «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали, нравственности и общения». Б. М. Теплов. Одним из важных элементов работы.

Зрительный тренажер для детей дошкольного возраста с нарушением зренияЗрительный тренажер для детей дошкольного возраста с нарушением зрения Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для коррекции различных глазных заболеваний и развития всех зрительных функций.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Осмысленность восприятия у дошкольников с нарушением зрения
Опубликовано: 3 октября 2019 в 10:06
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Осмысленность восприятия у дошкольников с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Базанова Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД