Базанова Юлия
Осмысленность восприятия у дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Мы видим мир мгновенно и сразу, не задумываясь. Наше восприятие осмысленно и предметно, но на сетчатке глаза у нас появляется перевернутое отражение. Таким образом, можно сделать вывод, что зрительное восприятие, видимый нами мир – это результат нашей умственной деятельности. Умственная деятельность позволяет видеть предметный и осмысленный мир практически мгновенно. Бессмысленное отражение на сетчатке быстро превращается в осмысленный аспект видимого мира. Такое превращение – это метаморфоза, которая не наблюдаема, и не доступна экспериментальному исследованию, что вынуждает нас прибегать к её моделированию. При этом, подобные превращения происходят во всех познавательных процессах.
Публикация «Осмысленность восприятия у дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах
Восприятие представляет собой последовательность преобразований чувственных данных в осмысленный и предметный образ восприятия. Зрительное восприятие – это вариант увиденного окружающего мира, то есть непосредственное извлечение информации из объемлющего светового потока. Мы видим и воспринимаем знаки, имеющие свою семантику, иначе говоря, основным содержанием воспринятого является его значение (смысл, а чувственное впечатление само по себе немо, в то время как мысль может быть выражена словами.
Всякая форма характеризуется тремя понятиями: морфе, эйдос и усия, писал Аристотель. Морфе – внешняя физическая форма объекта, его схема. Эйдос – смысл, или логос, который вместе с материей образует усию, то есть усия – это выраженный смысл. Таким образом, в нашем восприятии основным фактором является смысл, выраженный неразрывным единством идеи и материи, которые и задают физическую форму видимым вещам: объектам, предметам и явлениям. Физическая форма служит элементом видимого мира, и оформлена смысловым и чувственным опытом.
Существует три слоя субъективного опыта:
1) перцептивный мир, образуемый системой модальных образов, упорядоченных друг относительно друга объектов;
2) семантическая или структурированная совокупность отношений к актуально воспринимаемым объектам;
3) образ мира как глубинный слой амодальных структур, образующихся при «обработке» семантического слоя.
Доказано, что при решении таких задач, как опознание, запоминание, оценивание объекта используется семантический код, а не перцептивные признаки (цвет, форма). Появлению образа восприятия предшествует идеальное (семантическое, которое детерминирует структурирование (образование) сенсорных данных (чувственных впечатлений) в качестве образа. Таким образом, глубиной сущностью психического образа является его смысл, что обуславливает константность и точностью восприятия. Однако выраженный смысл вещи опосредуется ее положением относительно других вещей, направленностью его личности и социально-культурным опытом. Осмысление восприятия осознается субъектом восприятия в виде актуального значения.
Можно предположить, что осмысление восприятия следует рассматривать как единство когнитивного и аффективного (переживаемого). Таким образом, мы получаем образ осмысленности восприятия как знак и значение, то есть как руководство к сознательному воспроизведению и оречевлению.
Возвращаясь к перевернутому и неполному отражению на сетчатке, можно предположить, что эта сенсорная данность не только приводит нас к ее осмыслению и пониманию, но и обязывает воспринимать ее как часть целого, логичного, разумного, то есть как элемент осмысленного образа мира.
Можно сделать вывод что, благодаря осмысленности, восприятие перестает быть биологическим процессом. С осмысленностью восприятия предмета происходит осознание его функций, следовательно, восприятие становится осмысленным.
Большую роль в развитии осмысленности восприятия играет речь, с помощью которой происходит обобщение и категоризация информации. Можно считать, что осмысленность восприятия, это одно из свойств, зрительного восприятия. Предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность являются основными свойствами восприятия. Осмысленность восприятия – это зрительное восприятие и мышление. Зрительное восприятие поставляет информацию мышлению для анализа, а мышление поставляет зрительному восприятию задачи и схемы.
Смысловое значение – это перцептивные образы. Сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно опознать его, соотнести с имеющимися шаблонами-категориями и - возможно - даже назвать его, соотнеся с определенным понятием.
Когда человек видит незнакомый предмет, он пытается установить в нем сходство с другими предметами. Таким образом, можно сказать, что восприятие не определяется просто набором раздражителей, которые воздействуют на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск имеющихся данных.
Процесс осмысления воспринимаемой информации включает в себя несколько стадий:
1) выделение комплекса стимулов из потока информации;
2) принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту;
3) поиск в памяти шаблонов-категорий, аналогичных или близких по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект;
4) отнесение воспринимаемого объекта к конкретному шаблону-категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения (выработка временной гипотезы);
5) формирование окончательного вывода о соотнесенности с конкретным шаблоном-категорией;
6) дополнение шаблона индивидуальными особенностями воспринимаемого [63].
На основе литературных данных обозначим возрастные особенности зрительного восприятия у дошкольников. Дети 3-4 лет ещё не умеют осмысливаться восприятие, восприятие носит скорее предметный характер. Они воспринимают свойства предмета : цвет, вкус, величину. Эти свойства не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое. Ребенок видит не все свойства, а наиболее яркие.
У детей 4-5 лет развивается способность отделять свойство от предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. Дети в этом возрасте уже учатся сравнивать, измерять, прикладывая предметы. Они получают представление об основных геометрических фигурах, об основных цветах, о параметрах величины, о времени и т. д.
И уже в возрасте 5-7 лет знания о предметах и их свойствах расширяются и организуются в систему. В этом возрасте восприятие является ведущим познавательным процессом. Формирование восприятия обеспечивает дошкольникам адаптацию в новой обстановке, накопление новых знаний, полноценное психическое развитие.
Таким образом, можно сделать вывод, что зрительное восприятие представляет собой способность практически непрерывно принимать глазами различную информацию, которая поступает к нам извне, и способность осмысливать увиденное. Осмысленность восприятия – это процесс осмысления воспринимаемой информации. Зрительное восприятие поставляет информацию мышлению для анализа.
Зрительное восприятие - психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на орган зрения. В зрительном восприятии у детей с нарушением зрения появляются вторичные отклонения, так как формирование этого психического процесса находится в прямой зависимости от тяжести первичного дефекта. Низкий уровень зрительного восприятия оказывает отрицательное влияние на психофизическое развитие ребенка, на формирование предметных представлений, развитие ориентировки в пространстве, двигательной активности.
Сенсорная система определяется как система органов чувств, или анализаторов, позволяющая человеку осуществлять чувственное познание, получать информацию об окружающем его мире. Зрение, слух, обоняние и другие виды чувствительности входят в состав чувственного познания в виде ощущений, восприятий, представлений и характеризуют его структуру. Поскольку каждый анализатор, входя в систему, несет на себе влияние деятельности всей системы, то нарушение зрения или полная его потеря изменяет их взаимодействие и межанализаторные связи.
Любой анализатор состоит из трех отделов: 1. Воспринимающего прибора. Или рецептора. Преобразующего энергию раздражения; 2. Проводникового отдела; 3. Центрального отдела.
Любой психический процесс связан с центральной нервной системой.
Основой деятельности зрительного анализатора, как и анализаторов других модальностей, является взаимодействие первой и второй сигнальных систем, благодаря которому человеческое восприятие носит осмысленный, обобщенный и произвольный характер, чем отличается от восприятия, свойственного животным.
Физиологической основой зрительного восприятия является взаимодействие различных функций зрительного анализатора и образование на этой основе условных рефлексов на сложные комплексные раздражители, в результате чего у человека возникает сложный образ предмета со всем многообразием его свойств и частей. Существенное значение при этом имеют ранее образовавшиеся временные нервные связи, и таким образом прошлый опыт оказывает влияние на содержание и характер восприятия.
Формирование образа воспринимаемого зрительно предмета обеспечивается как сенсорными функциями зрительного анализатора, так и сложнейшей аналитико-синтетической деятельностью в коре головного мозга человека. Образ воспринимаемого предмета возникает на основе двух противоположных, но тесно взаимодействующих нервных процессов: тончайшей дифференцировки действующих раздражителей и их интеграции путем объединения, слияния, связывания возбуждений, возникающих во множестве нервных клеток. Повторное восприятие уже знакомого предмета происходит мгновенно вследствие активизации ранее образовавшихся в коре мозга нервных связей. При восприятии предмета имеет значение соответствующий опыт (апперцепция) воспринимающего человека. Если ему знаком предмет в общих чертах, то возникающий образ будет нечетким, расплывчатым. Огромную роль при восприятии играет речь, то слово, которым назван предмет. Следовательно, предмет отражается в сознании человека через чувственное познание и словесное обозначение.
Восприятие - сложный процесс, включающий ряд перцептивных и опознавательных действий. Он имеет этапы обнаружения объекта, различения и выделения информативных признаков, формирования перцептивного образа, его опознания и категоризации, обнаружения и выделения информативных признаков объектов. Адекватность и полнота формирующихся перцептивных образов зависят от ориентировочно-исследовательской деятельности.
Зрительное восприятие включает работу сенсорных (чувствительных, двигательных и речевых механизмов: зрительное воздействие и прежний опыт, интерес человека и его мыслительную деятельность. Он должен увидеть целое, состоящее из совокупности его частей, выделить главные признаки среди второстепенных, сопоставить их с известной ему категорией предметов, абстрагировать существенные признаки от второстепенных индивидуальных особенностей, присущих именно этому предмету, т. е. увидеть общее в частном и особенном.
В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Эту информацию мы получаем с помощью различных функций зрения. К основным функциям зрения относятся : острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения. глазодвигательные функции.
Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения, как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия. Нарушение функции остроты зрения снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений. Нарушение функции остроты зрения может быть вызвано нарушением преломляющей силы оптической системы глаза (рефракции) и проявиться в виде миопии (близорукости, гиперметропии (дальнозоркости, астигматизма (изменение преломления оптической системы глаза в различных меридианах).
Восприятие ребенка с нарушением зрения при отсутствии специального обучения неточно, фрагментарно и не всегда правильно. Неизбежным его результатом являются отрывочные знания, отличающиеся слитностью (нерасчлененностью); не имеет целенаправленного характера, оно непроизвольно. Даже при незначительном нарушении зрения у дошкольников может быть низкий уровень восприятия. Восприятие — это процесс накопления и обобщения индивидуального опыта.
Показателем особенностей зрительного восприятия являются : объем и качество овладения сенсорными эталонами. При сравнении особенностей восприятия у дошкольников с нарушением зрения и восприятия у дошкольников нормально видящих, можно сделать вывод, что у детей с нарушением зрения спонтанное познание предметного мира, сформирован меньший объем представлений о сенсорных эталонах. К особенностям овладения сенсорными эталонами детьми с нарушением зрения следует отнести низкое качество овладения сенсорными эталонами. Дети с нарушением зрения испытывают меньше трудностей, в отсутствии нарушений светового зрения, при овладении эталонами «цвет», больше – «форма», «пространство».
Исходя из всего вышесказанного, можно полагать, что процесс восприятия представляет собой ряд перцептивных и опознавательных действий, а также состоит из этапов обнаружения объекта, различения и выделения информативных признаков, формирования перцептивного образа, его опознания и категоризации, обнаружения и выделения информативных признаков объектов.
В процессе узнавания, локализации, соотнесение ранее усвоенных форм возникают трудности у детей с нарушением зрения. Все это приводит у детей с нарушением зрения к искаженности, диффузности, фрагментарности, недифференцированности. Зрительное восприятие дошкольников с нарушением зрения отличается от восприятия нормально видящих по точности восприятия, скорости восприятия, по степени полноты.