светлана косицына
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения по средствам дидактических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения по средствам дидактических игр и упражнений"
Целью моего самообразование было: разработка системы дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
В начале года поставила задачи:
Публикация «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения по средствам дидактических игр и упражнений» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Дидактические игры
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую, медицинскую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать дидактические игры и упражнения для детей.
3. Систематизировать дидактические игры и упражнения.
4. Проанализировать результаты коррекционной работы.
Проблема исследования и компенсации нарушений зрительного восприятия детей актуальна и занимает особое место в сфере их психолого-педагогической реабилитации.
Восприятие – это целостное восприятие предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Зрительное восприятие – это способность почти непрерывно получать (принимать) глазами разнообразную информацию, поступающую к нам извне, способность осмысливать то, что видишь.
Развитию зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания способствуют следующие упражнения :
- определение изменений в ряду предметов;
- нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки;
- нахождений различий у двух сходных сюжетных картинок;
- нахождение нереальных элементов нелепых картинок; запоминание 10-15 предметов, игрушек, картинок, букв, цифр и воспроизведение их в исходной последовательности.
Слабовидящие дети воспринимают мир по другому, иначе, чем люди с развитым зрением. Окружающая их действительность выглядит гораздо более бледной и обедненной игрой цвета. «Картинки» из жизни предстают им преимущественно в серых и в черно-белых тонах, а представления о сенсорных эталонах — о цвете, величине и форме предметов — формируются в замедленном темпе.
Однако способность слабовидящих детей различать черное и белое может сослужить хорошую службу в коррекционной работе с ними и стать фундаментом в формировании сенсорных представлений. В своей работе с детьми использовала игру «Черное на белом, белое на черном», в которую с удовольствием играли. С помощью этих карт детей научились узнавать животных по их силуэтам и классифицировать животных по признаку «домашнее — дикое».
Для удобства работы подобрала и изготовила ряд дидактических игр и упражнений : «Разрезные картинки», «Сложи узор», «Выбор недостающего фрагмента изображения», «Контуры», «Выложи из палочек», «Лабиринты» (развитие двигательных функций, «Найди по цвету» (развитие зрительного восприятия, «Парные изображения» (восприятие формы, цвета, величины, «Карты» (восприятие цвета и формы, «»Читаем по губам» (учить концентрировать взгляд, «Найди по части целое», «Дорисуй» (развитие зрительного восприятия и воображения, «Нарисуй по точкам», «Что изменилось?», «Найди ошибку». «Найди отличия», «Знаковая таблица», «Спрятанные изображения», «Зашумленные изображения», «Перевернутые изображения», «Запомни и нарисуй», «Где зажегся фонарик? (ориентировка, «Кто (что, где?», «Рисование по клеточкам», «Дорисуй половину», «Зеркало», «На какую фигуру похоже?», «Найди цветовую схему», «Разрезные картинки», «Силуэты», «Выложи из палочек», «Найди отличия», «Найди пару».
При проведении дидактических игр и упражнений использовались как общедидактические методы и приёмы : объяснение, показ, практическое выполнение, образец, игровые приёмы и др., так и специальные: приём сопряжённых действий, обводка по трафарету, обводка через кальку, прием наложения цветного изображения на силуэтное и контурное, соединение целого изображения из геометрических фигур и др.
Для родителей были подготовлены консультации, буклеты, интерактивные игры с которыми можно ознакомиться на сайте «ИНФОУРОК» : ««Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения по средствам дидактических игр и упражнений», «Игры по развитию зрительного восприятия для школьников с нарушением зрения» и др.
Для педагогов начальных классов и родителей подготовлены папки «Советы дефектолога».
Можно сделать вывод о том, что в ходе систематической и последовательной коррекционной работы средствами дидактических игр и упражнений уровень сформированности зрительного восприятия повысился. В конечном результате были получены более высокие показатели по сравнению с начальными, что подтверждает гипотезу об эффективном использовании игр и упражнений в обучении способам зрительного восприятия.
На следующий учебный год продолжать работу по развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения с помощью дидактических игр и упражнений.