МААМ-картинки

Роль сюжетно-ролевых игр в развитии навыков социально-бытовой ориентировки у дошкольников с нарушением зрения

Мария Быкова
Роль сюжетно-ролевых игр в развитии навыков социально-бытовой ориентировки у дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Роль сюжетно- ролевых игр в развитии навыков социально- бытовой ориентировки у дошкольников с нарушением зрения

Социальное созревание ребенка, развитие и формирование социальных умений и навыков лишь частично происходит в серьезном и деловом взаимодействии с окружающей средой, окружающими его людьми. Самое главное развитие ребенка дошкольного возраста происходит в играх. С помощью игр дети знакомятся с различными социальными позициями, подражают поведению других людей, проникают в суть взаимоотношений людей, знакомятся с различными социальными ролями.

Публикация «Роль сюжетно-ролевых игр в развитии навыков социально-бытовой ориентировки у дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах

Детство является самым важным периодом для становления личности ребенка. В это период ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинают формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются новые навыки и умения, складывается характер. По этой причиной игровая деятельность у детей дошкольного возраста является ведущей, определяющей его дальнейшее психическое развитие, что отмечает Зворыгина Е. В. Благодаря игре, ребенок учится мыслить о реальных вещах и действиях.

В процессе игры дети не только копируют то, что они видели, но и проявляют самостоятельность, активность; фантазию. Так происходит творческое усвоение социального опыта, ролей, позиций, отношений.

Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка с нарушением зрения и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща. В игре дети приобретают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически овладевают нормами и правилами поведения, приобщаясь к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявлять большую, чем в какой-либо другой деятельности самостоятельность.

Подход к игре, в отечественной психологии разработан как к деятельности глубоко социальной по происхождению, содержанию и структуре (Выготский Л. С., 1996, Леонтьев А. Н., 1995, Лисина М. И., 1997, Эльконин Д. Б., 1978 и др.).

В этой теории заложены глубокие корни развития и координации социальных отношений. Выготский Л. С. отмечает, что именно игра учит разумному и сознательному поведению в различных ситуациях социальной среды.

Игра - процесс постоянно меняющийся. Игровая деятельность ребенка в раннем возрасте значительно отличается от игры дошкольника 5-6 лет, и в этом нет ничего удивительного, так как ребенок растет, приобретает новые знания, навыки и умения, которые обогащают игру. Однако у детей с нарушением зрения процесс протекает иначе, игровые умения у них формируются дольше.

Как говорилось выше, ведущей деятельностью дошкольника является игра. В игровой деятельности впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на окружающий мир. Обычно игры воспроизводят те или иные потребности ребенка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребенок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей: ориентируясь на взрослого как на образец, взяв на себя ту или иную роль, ребенок подражает взрослому, действует как он, но только с предметами-заместителями (игрушками) в сюжетно-ролевой игре или распределяет роли между сверстниками, участвующими в игре. В игре для ребенка существенны не только свойства предметов, но и отношение к ним. Отсюда появляется возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения. Играя, ребенок овладевает соответствующими действиями.

Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы игры; как сюжетно-ролевые, игры драматизации, игры с правилами. В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребенка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития (Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Подьяков К. Н., Карпова СИ., Списаковская А. С. и другие) она создает зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности. Основной смысл выделения ведущей деятельности заключается в понимании сущности ее воздействия на физическое, психическое и социальное развитие растущего человека в дошкольных образовательных учреждениях.

Сюжетно-ролевые игры уже давно выделены психологами и педагогами из других видов игр. В подобных играх обязательно есть роль и воображаемая ситуация, именно здесь ребенок может взять на себя разную социальную роль.

Сюжетно-ролевая игра развивается постепенно и проходит ряд стадий в течение младшего и среднего дошкольного возраста, достигая полного развития у старших дошкольников.

У детей младшего дошкольного возраста уже сформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли).

Перед педагогом стоит задача – стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер жизни, из литературных произведений, сказок, из соединений сказочных и реальных персонажей.

В среднем дошкольном возрасте в большинстве случаев дети начинают сами активно придумывать сюжеты для своих игр и брать на себя различные социальные роли.

В играх ребенка отражается наиболее значимые события, по которым можно определить, что волнует общество, какие идеалы формируются у подрастающего поколения. От содержания игры зависят мысли чувства играющих, их проведение, отношение друг к другу.

Современные исследования игровой деятельности дошкольника подтвердили правильность идей Выготского Л. С. Установлено, что формирование личности ребенка происходит благодаря игре, которая обеспечивает выделение и осмысление дошкольником социально принятых нравственных норм поведения, формирование основного двигательного мотива личности развития ребенка - быть как взрослый (Божович Л. И.).

Экспериментальные исследования педагогов – ученных показали, что в игре создаются оптимальные условия для овладения ребенком произвольными формами поведения, начала формирование которых лежат в элементарных играх. Дальнейшее овладение формируется в сюжетно-ролевых играх, роль, психологических механизмов которой, несомненно, связана с особой мотивацией деятельности, перестройкой поведения ребенка, появления самоконтроля. Следуя роли-образцу, ребенок подавляет стимульные побуждения и желания, подчиняется эталону поведения, который диктуется ролью (Божович Л. И., Запорожец А. В., Леонтьев А. Н., Эльконин Д. Б.).

Из исследований Л. И. Плаксиной известно, что у детей с нарушением зрения значительно хуже идет развитие сюжетно- ролевых игр. Это связано, первую очередь, с обедненным зрительным опытом. Поэтому сюжетно-ролевые игры, моделирующие реальную ситуацию, широко используются на занятиях по социально- бытовой ориентировке.

И так, система сюжетно-ролевых игр позволяет широко использовать воображение и реальный опыт общения дошкольников с нарушениями зрения для создания адекватных их возможностям и соответствующих коррекционным целям игровых ситуаций.

Игра многогранна, она предоставляет взрослому возможность определять трудности, возникающие у детей, при формировании навыков социально-бытовой ориентировки и выбирать пути решения этих проблем. Структура игры усложняется за счет построения ее в зависимости от коррекционных целей.

Таким образом, поскольку игра всегда социальна, и формируется на основе социального опыта и наблюдений за жизнью взрослых, то именно в процессе разыгрывания сюжета дошкольники с нарушением зрения присваивают социальное содержание ролей и ролевых отношений. Сюжеты детских игр столь же разнообразны, сколь разнообразны и отношения между людьми. Именно сюжетно-ролевая игра представляет собой оптимальный вариант ненасильственной коррекции неблагоприятной ситуации развития ребенка, основанный на взаимопонимании и уважении детей и взрослого в процессе специально организованной игры, а также способствует развитию навыков социально-бытовой ориентировки.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания и социально — бытовой ориентации для детей с ДЦП» Цель: дать родителям информацию о том, как сформировать навыки самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья. Игра.

Консультация «Использование речи в развитии мыслительных навыков дошкольников 2–4 лет с нарушением зрения»Консультация «Использование речи в развитии мыслительных навыков дошкольников 2–4 лет с нарушением зрения» Разработала: Урядова Анна Дмитриевна, МДОУ «детский сад №210» Консультация: «Использование речи в развитии мыслительных навыков дошкольников.

Консультация «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников» Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный.

Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное развитие у воспитанников с ОВЗ с нарушением зрения» Коммуникативная компетентность дошкольника включает в себя умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, а так же.

Образовательная деятельность по развитию навыков ориентировки в средней группе с детьми с нарушением зрения Тип: РНОП Тема: «В гости к животным» Цель: Развивать умение ориентироваться на плоскости листа, в реальном пространстве. Демонстрационный.

Проект «Формирование навыков культурного поведения учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки» Воспитание культурного человека – это воспитание человека не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного,.

Роль дидактической игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников Дидактическая игра – это одна из лучших форм обучения дошкольников. С помощью дидактической игры можно сделать процесс обучения максимально.

Роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушением зрения «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали, нравственности и общения». Б. М. Теплов. Одним из важных элементов работы.

Роль занятий ритмикой в развитии координации у детей с нарушением зрения Г. А. Пальшина, музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР - детский сад №21 «Малышок», город Новоалтайск Роль занятий ритмикой в развитии координации.

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребёнка Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ре­бенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сюжетно-ролевых игр в развитии навыков социально-бытовой ориентировки у дошкольников с нарушением зрения
Опубликовано: 17 сентября 2019 в 13:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сюжетно-ролевых игр в развитии навыков социально-бытовой ориентировки у дошкольников с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Мария Быкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД