МААМ-картинки

Роль сюжетно-ролевых игр в развитии навыков социально-бытовой ориентировки у дошкольников с нарушением зрения

Мария Быкова
Роль сюжетно-ролевых игр в развитии навыков социально-бытовой ориентировки у дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Роль сюжетно- ролевых игр в развитии навыков социально- бытовой ориентировки у дошкольников с нарушением зрения

Социальное созревание ребенка, развитие и формирование социальных умений и навыков лишь частично происходит в серьезном и деловом взаимодействии с окружающей средой, окружающими его людьми. Самое главное развитие ребенка дошкольного возраста происходит в играх. С помощью игр дети знакомятся с различными социальными позициями, подражают поведению других людей, проникают в суть взаимоотношений людей, знакомятся с различными социальными ролями.

Темочки:

Детство является самым важным периодом для становления личности ребенка. В это период ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинают формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются новые навыки и умения, складывается характер. По этой причиной игровая деятельность у детей дошкольного возраста является ведущей, определяющей его дальнейшее психическое развитие, что отмечает Зворыгина Е. В. Благодаря игре, ребенок учится мыслить о реальных вещах и действиях.

В процессе игры дети не только копируют то, что они видели, но и проявляют самостоятельность, активность; фантазию. Так происходит творческое усвоение социального опыта, ролей, позиций, отношений.

Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка с нарушением зрения и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща. В игре дети приобретают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически овладевают нормами и правилами поведения, приобщаясь к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявлять большую, чем в какой-либо другой деятельности самостоятельность.

Подход к игре, в отечественной психологии разработан как к деятельности глубоко социальной по происхождению, содержанию и структуре (Выготский Л. С., 1996, Леонтьев А. Н., 1995, Лисина М. И., 1997, Эльконин Д. Б., 1978 и др.).

В этой теории заложены глубокие корни развития и координации социальных отношений. Выготский Л. С. отмечает, что именно игра учит разумному и сознательному поведению в различных ситуациях социальной среды.

Игра - процесс постоянно меняющийся. Игровая деятельность ребенка в раннем возрасте значительно отличается от игры дошкольника 5-6 лет, и в этом нет ничего удивительного, так как ребенок растет, приобретает новые знания, навыки и умения, которые обогащают игру. Однако у детей с нарушением зрения процесс протекает иначе, игровые умения у них формируются дольше.

Как говорилось выше, ведущей деятельностью дошкольника является игра. В игровой деятельности впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на окружающий мир. Обычно игры воспроизводят те или иные потребности ребенка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребенок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей: ориентируясь на взрослого как на образец, взяв на себя ту или иную роль, ребенок подражает взрослому, действует как он, но только с предметами-заместителями (игрушками) в сюжетно-ролевой игре или распределяет роли между сверстниками, участвующими в игре. В игре для ребенка существенны не только свойства предметов, но и отношение к ним. Отсюда появляется возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения. Играя, ребенок овладевает соответствующими действиями.

Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы игры; как сюжетно-ролевые, игры драматизации, игры с правилами. В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребенка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития (Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Подьяков К. Н., Карпова СИ., Списаковская А. С. и другие) она создает зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности. Основной смысл выделения ведущей деятельности заключается в понимании сущности ее воздействия на физическое, психическое и социальное развитие растущего человека в дошкольных образовательных учреждениях.

Сюжетно-ролевые игры уже давно выделены психологами и педагогами из других видов игр. В подобных играх обязательно есть роль и воображаемая ситуация, именно здесь ребенок может взять на себя разную социальную роль.

Сюжетно-ролевая игра развивается постепенно и проходит ряд стадий в течение младшего и среднего дошкольного возраста, достигая полного развития у старших дошкольников.

У детей младшего дошкольного возраста уже сформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли).

Перед педагогом стоит задача – стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер жизни, из литературных произведений, сказок, из соединений сказочных и реальных персонажей.

В среднем дошкольном возрасте в большинстве случаев дети начинают сами активно придумывать сюжеты для своих игр и брать на себя различные социальные роли.

В играх ребенка отражается наиболее значимые события, по которым можно определить, что волнует общество, какие идеалы формируются у подрастающего поколения. От содержания игры зависят мысли чувства играющих, их проведение, отношение друг к другу.

Современные исследования игровой деятельности дошкольника подтвердили правильность идей Выготского Л. С. Установлено, что формирование личности ребенка происходит благодаря игре, которая обеспечивает выделение и осмысление дошкольником социально принятых нравственных норм поведения, формирование основного двигательного мотива личности развития ребенка - быть как взрослый (Божович Л. И.).

Экспериментальные исследования педагогов – ученных показали, что в игре создаются оптимальные условия для овладения ребенком произвольными формами поведения, начала формирование которых лежат в элементарных играх. Дальнейшее овладение формируется в сюжетно-ролевых играх, роль, психологических механизмов которой, несомненно, связана с особой мотивацией деятельности, перестройкой поведения ребенка, появления самоконтроля. Следуя роли-образцу, ребенок подавляет стимульные побуждения и желания, подчиняется эталону поведения, который диктуется ролью (Божович Л. И., Запорожец А. В., Леонтьев А. Н., Эльконин Д. Б.).

Из исследований Л. И. Плаксиной известно, что у детей с нарушением зрения значительно хуже идет развитие сюжетно- ролевых игр. Это связано, первую очередь, с обедненным зрительным опытом. Поэтому сюжетно-ролевые игры, моделирующие реальную ситуацию, широко используются на занятиях по социально- бытовой ориентировке.

И так, система сюжетно-ролевых игр позволяет широко использовать воображение и реальный опыт общения дошкольников с нарушениями зрения для создания адекватных их возможностям и соответствующих коррекционным целям игровых ситуаций.

Игра многогранна, она предоставляет взрослому возможность определять трудности, возникающие у детей, при формировании навыков социально-бытовой ориентировки и выбирать пути решения этих проблем. Структура игры усложняется за счет построения ее в зависимости от коррекционных целей.

Таким образом, поскольку игра всегда социальна, и формируется на основе социального опыта и наблюдений за жизнью взрослых, то именно в процессе разыгрывания сюжета дошкольники с нарушением зрения присваивают социальное содержание ролей и ролевых отношений. Сюжеты детских игр столь же разнообразны, сколь разнообразны и отношения между людьми. Именно сюжетно-ролевая игра представляет собой оптимальный вариант ненасильственной коррекции неблагоприятной ситуации развития ребенка, основанный на взаимопонимании и уважении детей и взрослого в процессе специально организованной игры, а также способствует развитию навыков социально-бытовой ориентировки.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания и социально — бытовой ориентации для детей с ДЦП» Цель: дать родителям информацию о том, как сформировать навыки самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья. Игра.

Консультация «Использование речи в развитии мыслительных навыков дошкольников 2–4 лет с нарушением зрения»Консультация «Использование речи в развитии мыслительных навыков дошкольников 2–4 лет с нарушением зрения» Разработала: Урядова Анна Дмитриевна, МДОУ «детский сад №210» Консультация: «Использование речи в развитии мыслительных навыков дошкольников.

Консультация «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников» Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный.

Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное развитие у воспитанников с ОВЗ с нарушением зрения» Коммуникативная компетентность дошкольника включает в себя умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, а так же.

Образовательная деятельность по развитию навыков ориентировки в средней группе с детьми с нарушением зрения Тип: РНОП Тема: «В гости к животным» Цель: Развивать умение ориентироваться на плоскости листа, в реальном пространстве. Демонстрационный.

Проект «Формирование навыков культурного поведения учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки» Воспитание культурного человека – это воспитание человека не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного,.

Роль дидактической игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников Дидактическая игра – это одна из лучших форм обучения дошкольников. С помощью дидактической игры можно сделать процесс обучения максимально.

Роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушением зрения «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали, нравственности и общения». Б. М. Теплов. Одним из важных элементов работы.

Роль занятий ритмикой в развитии координации у детей с нарушением зрения Г. А. Пальшина, музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР - детский сад №21 «Малышок», город Новоалтайск Роль занятий ритмикой в развитии координации.

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребёнка Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ре­бенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сюжетно-ролевых игр в развитии навыков социально-бытовой ориентировки у дошкольников с нарушением зрения
Опубликовано: 17 сентября 2019 в 13:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сюжетно-ролевых игр в развитии навыков социально-бытовой ориентировки у дошкольников с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Мария Быкова (УИ 365545) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД