Ольга Вахитова
«Осенний лес и его обитатели». Урок по речевому развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Осенний лес и его обитатели».
Урок по речевому развитию в подготовительной группе.
Задачи:
• Закрепить представление об особенностях изменений среди дикой животных осенью.
• Составление рассказа по картине, используя имеющиеся знания о жизни диких животных.
• Формировать умение передавать содержание последовательно и полно, развивать память.
• Умение устанавливать логическую связь между явлениями.
Публикация «„Осенний лес и его обитатели“, Урок по речевому развитию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
• Активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках.
Оборудование:
• Круг Луллия.
• Иллюстрации животных в осеннем лесу.
• Письмо Лесовичка.
• Карточки с признаками времен года.
• Алгоритмы «Животные», «Осень»
Ход урока:
Организационный момент:
Воспитатель собирает детей и показывает им письмо.
Воспитатель: Посмотрите ребята, когда я сегодня пришла в группу, на моем столе лежало вот это письмо. Оно для вас.
Дети: давайте его прочтем.
Воспитатель открывает письмо и зачитывает его:
«Ребята, меня зовут Лесовичок, я леший нашего леса. Я еще молодой и это моя первая осень в лесу. Ребята! Помогите! С каждым днем мой лес меняется! Листва на деревьях сменила цвет и опала, трава завяла, цветочков больше нет! Стали пропадать насекомые. Я больше не вижу змей и ящеиц. Некоторые животные как с ума сошли, носятся по всему лесу и все время собирают еду! А другие на оборот, стали вялыми и больше спать. Никто не хочет со мной играть, я только и слышу: «Подожди, мы сейчас очень заняты!» или «Нет, я не хочу играть, давай лучше поспим».
Ребята, я напуган и ничего не понимаю. Пожалуйста, помогите мне, объясните, что же происходит в моем лесу?».
Воспитатель: Ну что ребят, поможем Лесовичку разобраться?
Дети: да!
Пальчиковая гимнастика «Осень, осень»
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Приходи! (зажимаем кулаки по очереди)
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Погляди! (ладони на щеки)
Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)
Тихо на землю ложатся. (ладони гладят по коленям)
Солнце нас уже не греет, (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)
Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)
К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами, тo по одной, то по другой ладони)
Шапки, куртки надеваем (имитируем)
И ботинки обуваем (топаем ногами)
[/i]
Основная часть:
Дети и воспитатель подходят к магнитной доске и столу. На доске иллюстрации осени. Алгоритм рассказа об этом времени года. На столе карточки (в разброс) признаки времен года (зима, весна, лето, осень).
Воспитатель: Итак, ребята. Давайте разберемся, какое время года Лесовичок описал в своем письме?
Дети: Осень.
Дети называют признаки осень. Выбирают нужные карточки из предложенных воспитателем вариантов.
Составление рассказа на тему «Осень» по алгоритму на доске.
Воспитатель: Мы с вами определили время года и составили рассказ о нем для Лесовичка. Теперь давайте вспомним, что еще Лесовичок не понимает, что еще у него случилось?
Дети: звери с ним не играют! Кто-то занимается заготовками, а кто-то часто стал спать.
Воспитатель: Правильно. Давайте тогда разберемся, почему так происходит.
Дети и воспитатель подходят к столу, на котором лежит круг Луллия.
Воспитатель: Я предлагаю вам сейчас отгадать загадки про лесных жителей.
Он живет в близи воды,
Строит дамбы и мосты.
Догадаться вам пора.
Речь веду я про … (бобра)
По деревьям скачет ловко
И на ветках заготовки
Поразвесила хозяйка.
Кто же это? Угадай-ка. (белка)
Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том? (медведь)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки не одной. (ёжик)
В одежде богатой,
А сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видит он солнца.
(Крот)
Длинные ушки,
Быстрые лапки.
Серый, но не мышка
Кто это? …
(Зайчишка)
В лесу обитает,
Дичью питается да в курятник забирается,
хитрым зверем называется.
(Лиса)
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - …
(Волк)
Один ребенок отгадывает загадку. Называет животное и показывает его на круге. Затем он выставляет всю цепочку, на всех трех кругах (животное, его следы, чем питается). Ребенок рассказывает об отгаданном животном по алгоритму.
Так дети рассказывают о 8 животных и выстраивают цепочку на кругах Луллия.
Физкультминутка:
«Ветер дует»
Ветер дует нам в лицо, (Руки вперед, движения кистями рук вперед, назад)
Закачалось деревцо. (Руки на пояс, наклоны в сторону)
Ветер дует тише, тише. (Присесть на корточки)
Деревцо растет все выше, (Встать, поднять руки вверх, потянуться)
В садик мы с тобой пойдем, (Шаги на месте)
Фрукты с дерева сорвем. (Поднять руки вверх, «бросить» вниз)
Закрепление:
Воспитатель: Ребят, так что Лесовичок должен знать? Давайте перечитаем его письмо.
Воспитатель перечитывает письмо для детей.
- Какие изменения происходят с деревьями?
- Что происходит с насекомыми?
- Какие животные собирают еду?
- Почему другие животные спят все больше?
Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете, ребята, с вашими подсказками Лесовичок теперь будет понимать, что творится у него в лесу?
Дети: Да!
Воспитатель: А сейчас ребята, давайте пройдем к столам и посмотрим, так ли вы сами все верно запомнили? Перед вами раскраска. Скажите, то, что на ней нарисовано, отображает животных в осеннем лесу?
Дети: Да!
Воспитатель: А все ли верно нарисовано?
Дети: Нет! Ёжик должен готовиться к спячке, а не запасать грибы на зиму.
Воспитатель: Правильно, вы увидали ошибку. А теперь, давайте раскрасим наших животных на полянке.
Дети раскрашивают раскраску.