Плюсенко Марина
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Закрепление обобщающего понятия «дикие животные», знаний о животных леса, их
детёнышах, названия их семей, жилища; совершенствование грамматического строя речи, умения. Образовывать и использовать притяжательные прилагательные; развитие памяти, внимания, пространственных представлений, мелкой моторики, координации речи с движением.
Оборудование: маленькие мячики, большой мяч, карточки с изображением диких животных и их детёнышей, аудиозапись шума леса, коврики на каждого ребёнка.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Путешествие в лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением животных леса, чтение художественной литературы, беседы, разучивание стихотворений о животных леса.
Технологии:здоровьесберегающие, игровые, личностно – ориентированный подход.
Ход:
Ребята, приглашаю вас в путешествие, а куда вы догадайтесь сами (звучит шум леса).
Догадались? Верно, мы в лесу.
- Кто такие лесные жители?
- Почему животных называют дикими?
- Где живут дикие животные?
Вставайте друг за другом, идём по лесной тропинке. Выполняем движения в соответствии с текстом:
- В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдём
Друг за дружкою гуськом.
- На носочки встали
И к лесу побежали.
- Ноги выше поднимаем,
На кочки мы не наступаем,
И снова по дорожке
Мы весело шагаем.
- Про какое животное скажу, то и покажите:
По-лосиному красиво ходит лось в лесу густом.
По-мышиному пугливо семенит мышонок в дом.
И по-заячьи зайчишка всё спешит запутать след.
По-медвежьи ходит мишка, косолап он с детских лет.
Психосоматическая гимнастика:
У животных в лесу бывает разное настроение. Давайте его покажем.
«Рысь добрая, злая». И. п. стоя на четвереньках, ноги вместе прогибаем и выгибаем спину.
«Лисица выглядывает из норы». И. П. сидя на коленках. Вытягиваем руки вперёд. Наклонившись, опираемся на руки, согнутые в локтях, и прижимаемся к полу как можно ниже, почти касаясь его носом. Перебираем передними лапками, ползём в правую сторону, затем в левую, озираемся по сторонам.
«Волчонок на охоте». И. П. стоя на коленях, опираемся на локти, прижимаемся к полу. Начинаем тихо ползти вперёд, вытягивая сначала переднюю лапку, а затем осторожно подтягиваем заднюю.
Лапки ставим бесшумно, чтобы не спугнуть добычу.
- В лесу живёт много разных животных. Отгадайте какие?
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
(Игра проводится в кругу с мячом. Воспитатель называет признаки животного, бросает мяч ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, называет животного).
- Маленький, трусливый, длинноухий (заяц);
- Рыжая, хитрая, длиннохвостая (лиса);
- Большой бурый косолапый (медведь);
- Маленький, серый, шустрый, колючий (ёж);
- Огромный, длинноногий, рогатый (лось).
А теперь, ребята, предлагаю так же, в кругу с мячом поиграть в игру «Кто кем был в детстве».
(Бросая мяч, воспитатель называет взрослого животного, например, «Лиса была …». Ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша, соответственно изменяя слово: «Лисёнком»).
Лиса, заяц, мышь, рысь, медведь, лось, волк, белка.
Что же делает белка осенью в лесу? Правильно, собирает шишки. Давайте и мы с вами, как белки будем шишки собирать.
Подвижная игра «Белка собирает шишки». Пока звучит музыка «белки» двигаются по залу в разных направлениях, как только музыка закончилась «белки» должны взять одну «шишку»
(мячик). Кому не хватило – выходит из игры. (Игра повторяется 3 раза).
Упражнение на дыхание «Скрип дерева». Делаем вдох носом, на выдохе изображаем голосом скрип дерева.
У животных в лесу есть свои дома, как они называются?
Дидактическая игра «Кто где живёт» (в кругу с мячом).
Мышка – в норе, медведь – в берлоге, заяц – под кустом, лиса – в норе, белка в дупле, волк в логове, бобёр – в хатке.
Ребята, а вы стихотворения про животных знаете? Предлагаю прочитать стихи, играя с мячами.
(Дети стоят в кругу) Возьмите мячики в правую руку. Левой рукой берём мяч у товарища, перекладываем в правую и т. д., одновременно произносим стихотворения про животных:
- Мишка любит сладкий мёд,
Мишка мёд у пчёл берёт,
Тем ещё он знаменит, что зимою крепко спит.
- Зайку все хотят поймать,
Зайке нужно убегать:
Только не боится он-
Он по бегу чемпион.
- Волк известный забияка!
Хоть похож, но не собака!
Волк по лесу вечно рыщет
И себе добычу ищет.
- А про кого эта загадка:
«Зверя нет в лесу хитрей,
Зверя нет в лесу рыжей»
Правильно, ребята, это лиса. Я про неё знаю шуточное стихотворение. Повторяйте за мной.
Массаж рук «Рукавицы».
- Вяжет бабушка лисица
Всем лисятам рукавицы: Поглаживание пальцев
Для лисёнка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисёнка Коли,
Для лисички Оли,
А маленькие рукавички
Для Наташеньки лисички.
В рукавичках да-да-да: Хлопки в ладоши
Не замёрзнем никогда.
Ребята, помогите мне, пожалуйста. Картинки перепутались, а нужно собрать их та, что бы получилась семья животных. Поможете?
Игра малой подвижности «Собери семью». У каждого ребёнка в руках карточка с
изображением животного. Пока звучит музыка, дети двигаются по залу, по окончании музыки нужно собрать семью животных. Выигрывает та команда, кто быстрее соберёт и правильно назовёт семью животных («У нас лисья семья», «У нас медвежья семья» и т. д.).
Спасибо вам, ребята, за помощь. Давайте с вами отдохнём.
Дыхательная гимнастика «Листочек»
Подул на листочек ветерок - руки вверх, покачивание выдох.
Задрожал листочек - встряхнуть кисти, на выдохе «бл-бл-бл».
Оторвался от веточки и полетел - опускаем руки, на выдохе «п-п-п».
Закружился в воздухе - показ рукой движение, увеличение звука «уууу».
Упал в лужицу – руки вниз, звук вниз «уууу».
Застучал по улице дождик - на выдохе «па-па-па».
Лужа становилась всё больше - руки в стороны, звук увеличивался «оооо».
А листочек плыл по ней как кораблик - тянем «о, а, у».
А теперь берите коврики, располагайтесь, где вам удобнее.
Воспитатель произносит текст:
Обошёл медведь весь лес.
И в берлогу спать залез,
Лапу в пасть засунул он
И увидел сладкий сон.
Дети на спину легли
И, как Мишка, видят сны.
Тише, тише не шумите,
Наших деток не будите.
Птички станут щебетать,
Будем глазки открывать,
Просыпаться и вставать.
Ребята, наше путешествие в лес закончено, возвращаемся в детский сад. У меня появилась идея: давайте нарисуем то, что нам запомнилось, понравилось во время путешествия в лес и расскажем детям других групп. Согласны?