Лариса Коломыйцева
«Осенний лес». НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе.
Интегрированные области: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Тема: «Осенний лес»
Программное содержание:
- познакомить детей с новым нетрадиционным методом рисования – печать листьями,
Публикация «„Осенний лес“, НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- с помощью цвета и его выразительности, побуждать детей передавать красоту осеннего леса,
- продолжать обогащать словарный запас детей, закреплять понятие «пейзаж»,
- совершенствовать мелкую моторику пальцев рук,
- воспитывать отзывчивость и любовь к красоте осени в родном крае.
Материал и оборудование:
Лист белой бумаги, форматом А 4,акварельные краски, кисточка, баночка с водой, листья деревьев (дуб, береза, ясень. и другие, салфетка.
Музыкальное сопровождение: произведение П. И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года».
Репродукции картин: И. Шишкин «Ранняя осень», И. Шишкин «Золотая осень», И. И. Левитан «Золотая осень».
Стихотворение А. Плещеев «Осень».
Предварительная работа:
- экскурсия по территории с целью наблюдения за осенним листопадом и сбора листьев,
- беседа об осени и о природных явлениях осенью,
- чтение загадок, пословиц и поговорок об осени,
- заучивание стихотворений русских поэтов об осени,
- рассматривание репродукций картин художников живописцев.
Ход НОД:
1. Оргмомент.
Воспитатель:
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: вот мы с вами и пожелали друг другу доброго утра и наше настроение станет замечательным на целый день.
Воспитатель: а теперь ребята отгадайте загадку:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто … (листопад)
Воспитатель: молодцы, а в какое время года бывает листопад? (дети хором отвечают «осенью»).
Воспитатель: правильно, сейчас, ребята я расскажу вам сказку, а вы внимательно послушайте потом мы с вами придумаем ей название.
Садитесь поудобнее, спинки выпрямите, ножки поставим ровненько. Ваши ушки готовы слушать? Тогда я начинаю нашу сказку.
- Эта сказка начинается в старом городе и старом парке. В этом парке было много деревьев. Он очень дружили между собой и летом беззаботно разговаривали, шелестя листвой на кронах. Но лето заканчивалось и листва с деревьев стала опадать и ложиться под ноги прохожим. Люди собирали букеты из осенних листьев и уносили домой, другие, весело бегали по парку задевая листву ногами. За всем этим наблюдал маленький одинокий осенний листочек, который остался один без своих собратьев. Ему было страшно отрываться и покидать свое дерево. Солнечные осенние деньки сменялись пасмурными и дождливыми. Вот в такой дождливый денек листику стало так тоскливо, что он все таки решился рискнуть и оторваться от своего дерева. Ему повезло, и в это время по парку проходила девочка под красивым ярким зонтом. И листик решился: «Была не была, полечу с этой девочкой… и будь что будет…». Листик оторвался от своего дерева, полетел и сел на зонтик девочки. Девочка принесла зонтик с листиком домой. В доме было тепло, и листик стал сохнуть и скучать по парку и своему дереву. Однажды в комнате распахнулось окно, и в комнату ворвался Ветерок, он был лучшим другом листика. Листик подумал, что вот тот момент, когда он может вернуться в свой любимый парк. Ветерок подхватил листик и унес его. Летал листик от улицы к улице, пока не увидел свой дом - любимый парк. «Нет ничего роднее и лучше своего дома» - сказал Ветерок. С тех пор листик не покидал свой любимый парк, летал от дерева к дереву, заигрывал с прохожими, садясь им на одежду, веселился с детьми, когда они купались в листьях.
Воспитатель: ребята, вам понравилась сказка про листик? Как мы с вами можем ее назвать?
Ответы детей: путешествие листика, возращение домой….
Воспитатель: осень замечательное время года и многие поэты писали стихи о красоте волшебницы осени,вот послушайте стихотворение об осени :
Утром мы во двор идем
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. ,.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летит!
Должно быть это
Улетает наше лето!
Воспитатель: какое замечательное стихотворение, его написала З. Федоровская, как красиво она написала об осени
Воспитатель : а какие вы знаете стихи об осени?
1 ребенок:
Миновало лето,
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
2 ребенок:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
3 ребенок:
Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные –
Рябине,
Фартук розовый –
Осине,
Зонтик желтый –
Тополям,
Фрукты осень
Дарит нам.
4 ребенок:
Если дождик проливной,
Зонтик я беру с собой,
Очень яркий и большой,
Жёлто-красно-голубой.
Кто ни повстречается,
Очень удивляется.
Говорит кругом народ:
"Вот так чудо! Зонт идёт!"
Даже чуточку обидно,
Что меня совсем не видно.
5 ребенок:
Мне совсем не грустно в садике гулять,
Разноцветных листьев хочется набрать.
С неба рассыпаются капельки дождя
Осень золотая, я люблю тебя!
6 ребенок:
Лист кружится сиротливо
И в мое окно влетел.
Он от осени дождливой
Лишь случайно уцелел.
Целый ворох листьев я
Впрок насобирала,
Но клинового листа
Мне очень не хватало.
По листам бумаги белой
Скачут кони золотые,
Петухи шагают смело,
Все- из листьев и сучков,
Из засушенных цветов…
Запоздавший листик клена
Будет царскою короной.
Воспитатель: какие замечательные стихотворения вы знаете.
Воспитатель: ребята сегодня Почтальон Печкин принес нам посылку от Красавицы Осени. Давайте попробуем ее открыть. Для того чтобы посылка открылась нам нужно отгадать загадки.
1. Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
Ответы детей (осенний лист).
2. Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
Ответы детей … (листопад).
Воспитатель: ребята а какие пословицы вы знаете про осень?
Ответы детей:
1 ребенок:
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.
2 ребенок:
Весна красна цветами, а осень — снопами.
3 ребенок:
Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы — из глаз слезы
4 ребенок:
Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
Воспитатель: какие вы молодцы.
Воспитатель: дети, когда мы с вами ходили на экскурсию, мы видели, какими красивыми бывают осенние листья. Давайте вспомним, какого они были цвета?
Ответы детей (красные, желтые, оранжевые.)
Воспитатель : а теперь давайте немного поиграем. Игра «От какого дерева листик?»Для этого нам нужно отгадать загадки.
1. Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
Берёзы
2. Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!
Дуб
3. Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.
Рябина
4. То ли с крыши, то ли с неба –
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет будто из мешка?
Тополь
Воспитатель: дети, посмотрите, мы смогли с вами открыть посылку от Красавицы Осени. Давайте посмотрим, что в ней. (открывают посылку, а в нем краски, кисточки, альбом и листья дуба и березы). А зачем нам Красавица Осень прислала такие подарки, как вы думаете?
Ответы детей: чтобы мы изобразили всю красоту осенней природы.
Воспитатель: но прежде чем мы приступим к работе, давайте рассмотрим репродукции картин знаменитых художников. Как красиво они изобразили осенний лес, посмотрите, какие краски они использовали.
Воспитатель : ребята я вам предлагаю сегодня стать художниками, и изобразить красоту осеннего леса.
Воспитатель: ребята, а как называются картины о природе?
Ответы детей: пейзажи.
Воспитатель: вот и мы с вами сегодня нарисуем осенний пейзаж. Только рисовать мы будем необычным способом. Мы будем рисовать – печатью листьев.
Физкультминутка:
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
За столы мы тихо сели. (Дети садятся по местам.)
Воспитатель : теперь мы немного отдохнули и готовы творить как великие художники. Давайте посмотрим на наши листики, на что они похожи?
Ответы детей: на маленькие деревца.
Воспитатель: посмотрите, прожилки на листочках похожи на ствол и веточки, сам листик похож на крону деревца, а черенок, которым листик держался за веточку дерева, похож на ствол деревца.
Воспитатель: вот теперь мы можем приступать к работе, а как правильно работать в этой технике, я вам сейчас расскажу. Для этого мы берем листик, держим на черенок и наносим краску любого цвета (красную, желтую, оранжевую) большой кистью на всю поверхность, не оставляя пустого не прокрытого места. Затем аккуратно поворачиваем и прикладываем листик прокрашенной стороной на альбомный лист и прижимаем аккуратно салфеточкой. Потом аккуратно снимаем листик с альбомного листа. Берем следующий листик, наносим на него краску другого цвета и прикладываем рядом с предыдущим. И так используем все листики.
Когда ваши рисунки заполнят отпечатки листьев, вы можете дополнить свои рисунки солнышком и облаками, чтобы пейзаж был законченным.
Воспитатель: теперь вы можете приступать к работе
Воспитатель : посмотрите какие замечательные и красочные работы у вас получились. Давайте устроим выставку ваших работ, которую назовем «Осенний лес».
Воспитатель: посмотрите у кого получился самый густой лес? какие краски вы использовали для своих работ? В какой необычной технике мы сегодня работали?
Молодцы, вы славно потрудились!
Список используемой литературы:
1. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. –М. «Карапуз – Дидактика», 2006 – 108с.
2. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
3. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001
4. Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
5. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.