Гульсина Адиятова
Итоговая НОД по речевому развитию в средней группе «Определение предмета по его специфическим признакам»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетная область : «Речевое развитие». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: закрепить знания детей о различных свойствах и качествах предметов.
Задачи:
1. закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах,
2. закрепить согласованию существительных, прилагательных и местоимений в роде.
3. закреплять правильное произношение звуков (р) - (р/,
Публикация «Итоговая НОД по речевому развитию в средней группе „Определение предмета по его специфическим признакам“» размещена в разделах
4. продолжать учить слышать эти звуки в словах, подбирать слова с этими звуками, чётко и ясно произносить слова и фразы, насыщенные (р)-(р/,
5. произносить чистоговорку отчётливо с разной громкостью и темпом.
Предварительная работа : отгадывание описательных загадок, рассматривание овощей и фруктов.
Материал: карандаш, матрешка, рыба, курица, ведро. Картинка «портрет Буратино», разрезанная на 6 частей. Мешочек с овощами и фруктами (длинные морковь и огурец, круглые яблоко и апельсин, продолговатой формы редис и такой же формы лимон, игрушки и предметы, в названиях которых есть звуки (р)- (р/) (рыба, курица, карандаш, ведро).
Индивидуальная работа: с Артёмом Г, Димой К, Настей И закрепить описывать предмет точно и полно.
Ход НОД:
Дети стоят на коврике полукругом. Воспитатель: Посмотрите, что сегодня утром я нашла у дверей нашей группы. Это письмо. Но кому оно предназначено? От кого пришло? Посмотрим, вместе. Садитесь поудобнее (все садятся в круг, читаем).
- Адрес наш, но кто прислал не написано. Интересно, что в нем. (достаёт письмо)
- Посмотрите, здесь что-то написано (воспитатель читает)
«Сложите картинку и вы узнаете, кто прислал письмо» (картинка разрезана на 6 частей). Дети складывают и угадывают.
Дети: - Буратино.
Воспитатель читает: «Здравствуйте, ребята! Ворона, моя добрая знакомая рассказывала, что вы любите играть, отгадывать загадки, не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята.
В стране чудес я нашел чудесный мешочек с различными предметами, а для чего они нужны я не знаю. Расскажите мне о них. – «Буратино».
Воспитатель: - Ребята, посмотрите и правда чудесный мешочек. Давайте поиграем. Тот, кого я вызову должен на ощупь угадать, что за предмет ему попался, и рассказать, какой он. Называть предмет не надо. Все должны сами догадаться, что это. Описание должно быть точным и полным. Если сказать, что этот предмет вытянутый, будет непонятно, о чём вы говорите. А вот если сказать, что она вытянутая, продолговатая, гладкая, то вы догадаетесь, что это. О каком предмете я говорила?
Послушайте ещё раз: она вытянутая, продолговатая, гладкая (морковь)
Воспитатель: - Артём Х, подойди ко мне и на ощупь угадай предмет. Даёт ребёнок описание. Желающие высказывают свои догадки. Воспитатель: - Угадали, что это? Дети отвечают. Воспитатель: - Кто думает так же? Дети отвечают. Воспитатель: - Кто думает по- другом? Дети отвечают. Воспитатель: - Посмотрим о каком предмете говорил Артём. Если ответы неправильные, следует предложить ребёнку уточнить описание, подумать, о чём ещё следует рассказать (какой предмет по цвету, на вкус).
Воспитатель: - Теперь ко мне подойдет Кирилл. Опиши еще один предмет.
Игра повторяется 2-3 раза. Воспитатель отмечает, кто из детей наиболее полно охарактеризовал предмет. А сейчас мы с вами отдохнём.
Физкультурная минутка. «Мишка вылез из берлоги»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. ( Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся. И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)
Дети вспоминают, как рычит тигр, собака, как каркает ворона, крякает утка, хрюкает поросёнок, кукарекает петух, мурлычет кошка, фыркает ёж, чирикает воробей, как рычит медведь, т. е произносят звукосочетания: р-р-р, кар-кар, кря-кря, хрю-хрю, ку-ка-ре-ку, мур –мур, фр-р-фр-р, чик-чирик. Воспитатель обращает внимание на то, чтобы дети выделяли голосом звуки (р)-(р/).
Детям предлагается договаривать следующие слоги. Произнесите недостающие слоги. Ра-ра-ра- начинается иг…. (ра) Ро-ро-ро- у мальчика вед…. (ро) Ру-ру-ру- продолжаем мы иг….(ру) Ры-ры-ры- подарили нам ша (ры) Ре-ре-ре- стоит дом на го (ре) Ри-ри-ри- на ветках снеги… (ри) Ар-ар-ар- кипит наш само….(вар) Арь-арь-арь- на стене висит фо… (нарь). Несколько детей поочерёдно отчё тливо произносят чистоговорки: Ра-ра-ра- у мышонка есть нора; ре-ре-ре –носим воду мы в ведре. Воспитатель: - А теперь каждый назовёт своё имя и скажет, есть или нет в нём звуков (р)-(р/). Катя С. называет своё имя и сразу же говорит, что в её имени нет звука (р). Кирилл говорит, что в его имени есть (р/, и т. д. Затем воспитатель предлагает детям поднять руки, если в их именах слышится (р) или (р/).Ответы детей оцениваются.
Дети рассматривают предметы в комнате и отмечают, в каких названиях есть звуки (р) и (р/). Воспитатель заранее помещает на видном месте карандаш, расчёску, картину, ведёрко и др. Всем предлагается произнести с различной громкостью и скоростью чистоговорку: «Три вороны на воротах» (сначала говорится тихо, потом вполголоса, быстро, но с обычной громкостью).
Рефлексия:
Воспитатель: - Со всеми заданиями, которые нам прислал Буратино, мы справились!
- Ребята, а теперь ответьте, что у вас получилось лучше всего?
- Что у вас не получилось и почему?
- Что было самым трудным для вас?
- Что было самым интересным?
- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
Молодцы, после обеда мы напишем с вами ответ для Буратино о том, чем мы сейчас с вами занимались.