вера зворыгина
«Осенние проделки Лешего». Конспект НОД по развитию речи в форме игры геокешинг для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять представления детей о признаках осени.
Продолжать формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
Задачи:
- продолжать учить детей ориентироваться по карте и двигаться в соответствии с маршрутом карты в помещении группы;
- упражнять: в согласовании существительных с числительными; в образовании новых слов из двух предложенных; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением; в образовании множественного числа существительных именительного падежа;
Публикация «„Осенние проделки Лешего“, Конспект НОД по развитию речи в форме игры геокешинг для детей старшей группы» размещена в разделах
- Геокешинг (геокэшинг) для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- способствовать развитию логического мышления, воображения, памяти, внимания;
- развивать двигательную активность, мелкую моторику кистей и пальцев рук;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, не перебивать говорящего;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование: карта - маршрут; 4 части картинки; мяч; воздушный шарик; письмо от Осени; большие осенние листья – 4 шт. ; осенние листья по 5 шт – дубовый, липовый, тополиный, кленовый, рябиновый, березовый; фрукты по количеству детей; сундучок; карточки с заданиями; коробка, оформленная в виде подарка; «облачко» и «тучка» по количеству детей; солнышко.
Ход мероприятия:
Приветствие. (Дети стоят в круге)
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера! (Взяться за руки и передать улыбку соседу справа начиная от воспитателя).
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами поговорим, а о чем мы будем говорить, вы узнаете из загадки, которая спряталась в волшебном сундучке (воспитатель показывает сундучок) :
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
Воспитатель: – Как вы думаете, о чем говорится? (Об осени)
Давайте назовем осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Сейчас какой месяц? (сентябрь)
Воспитатель: Ребята, смотрите воздушный шарик! А на ниточке письмо. Прочитаем, кому адресовано письмо? (Ответы детей)
Воспитатель читает адрес назначения и выясняется, что письмо для их группы. Открывает конверт и читает текст письма.
«Меня похитил Леший. Сказал, что осень ему самому нужна.
Красит всё вокруг волшебной краской,
Мир становится чудесной сказкой.
Вот она – волшебница, какая!
Всё раскрасит Осень золотая. ….
И отпускать Леший меня не хочет».
Воспитатель: Осень нам очень нужна! Мы ее ждем. Правда, ребята? Представляете было лето, лето, и сразу наступит зима. В чем прелесть, польза осени?
(рассуждение детей о пользе осени).
Воспитатель: Что делают животные птицы осенью? (делают запасы, меняют шубки, впадают в спячку, птицы улетают на юг, готовят норки и берлоги)
Воспитатель: Что люди делают? (собирают урожай, готовят зимнюю одежду, делают запасы на зиму).
Воспитатель: Как природа осенью готовится к зиме? (деревья сбрасывают листву, трава желтеет, становится короче день, идут дожди, постепенно становится холодно)
Воспитатель: Читает далее письмо «Ребята, помогите мне вернуться. Высылаю вам карту, где спрятаны задания. За каждое выполненное задание вы получите часть картинки, сложив её правильно, колдовство Лешего исчезнет, и я вернусь. Задания надо выполнять строго по порядку.» подпись Осень
Воспитатель: Ребята, поможем Осени? (ответы детей).
Ребята, давайте внимательно рассмотрим карту, что изображено на ней? Откуда начинается наш маршрут? Карта должна подсказать, куда путь держать? А нам надо двигаться.
Дети рассматривают карту, и на ней ищут цифру 1.
В группе по ориентирам из карты дети находят письмо с заданием № 1
Воспитатель: Ребята, нам надо отгадать загадку.
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла,
Что скажите наугад.
Ну конечно….(листопад)
Посмотрите, как интересно получается: два слова «листья - падают» соединились и превратились в одно такое прекрасное слово «листопад».
- Как вы думаете, какое новое слово получится, если соединить вместе вот такие слова?.
Игра на словообразование
- Вода падает – водопад
- Камни падают – камнепад
-Холод делает - холодильник
- Снег падает – снегопад
(Если дети называют слово, опережая события, то воспитатель уточняет, из каких двух слов оно получилось.)
- Да! Снегопад-то не за горами! Что-то даже холодновато стало!
Физкультминутка «Осень»
Ветер северный подул: «С-с-с-с-с…» (Взмахи руками. На выдохе произнесение звука «с».)
Все листочки с веток сдул. (Плавный полуприсед.)
Полетели, закружились… (Движения по тексту.)
И на землю опустились. (Приседание.)
Дождик стал по ним стучать
«Кап – кап – кап, кап – кап – кап!» (Сидя на корточках «барабанить» пальцами по полу.)
Град по ним заколотил, (Встать. Руки на пояс. Потопать ногами на месте.)
Листья насквозь все пробил. (Стоя покачать головой, разведя руки в стороны.)
Снег потом припорошил, (Лёгкие прыжки на носочках.)
Одеялом их накрыл. (Кружение вокруг себя с плавными движениями руками.)
В конце физминутки сверху падает снежинка с прикрепленной на ней 1 – ой части картинки.
Воспитатель: Снова карта должна подсказать, куда дальше путь держать?
Дети смотрят карту и ищут цифру 2.
По ориентирам находят в группе письмо под № 2 с заданием.
Речевая игра «Сосчитай листочки»
Воспитатель: Ребята, нужно на полянке листья сосчитать.
Воспитатель раздает детям по стопке листьев.
Один дубовый листочек, два дубовых листочка, три дубовых листочка, четыре дубовых листочка, пять дубовых листочков.
Один липовый листочек, два липовых листочка, три липовых листочка, четыре липовых листочка, пять липовых листочков.
Один тополиный листочек, два тополиных листочка, три тополиных листочка, четыре тополиных листочка, пять тополиных листочков.
Один березовый листочек, два березовых листочка, три березовых листочка, четыре березовых листочка, пять березовых листочков.
Один кленовый листочек, два кленовых листочка, три кленовых листочка, четыре кленовых листочка, пять кленовых листочков.
Один рябиновый листочек, два рябиновых листочка, три рябиновых листочка, четыре рябиновых листочка, пять рябиновых листочков.
Загадки:
Что общего у медведя и ежа (оба спят всю зиму);
Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться,
Кто собрался в стайки?. (птицы)
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем. (сентябрь)
После загадок сверху падает большой желтый лист с прикрепленной на ней 2 – ой частью картинки.
Воспитатель: Двигаемся дальше?
Дети рассматривают карту и ищут цифру 3,
по ориентирам находят в группе письмо под № 3 с заданием
Игра «Скажи наоборот»
Воспитатель: Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот!
Осень ранняя - осень поздняя;
день веселый - день грустный;
день солнечный - день пасмурный;
облако белое - туча черная;
летом дни жаркие - осенью холодные;
летом дни длинные - осенью короткие.
Игра. «Погода осенью»
Воспитатель:
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? - Когда идет дождь погода дождливая.
Какая погода, когда дует ветер? …- ветреная;
если на улице холодно, какая погода? …--- холодная;
если на улице пасмурно, какая погода?. - пасмурная;
если на улице сыро, какая погода? ….-сырая;
если на улице хмуро, какая погода? …- хмурая;
если на улице солнечно, какая погода?. - солнечная;
если на улице ясно, какая погода? …. - ясная.
После выполненного задания сверху падает красный лист
с прикрепленной на ней 3– ой части картинки.
Воспитатель: Отправляемся дальше?
Дети рассматривают карту и ищут цифру 4,
по ориентирам находят в группе письмо под № 4 с заданием
Воспитатель: А вы знаете, что в лесу, где живет Леший можно услышать эхо? Поиграем?
Игра «Эхо» (С мячом.)
- В круг вставайте, игру начинайте! Я сейчас назову слово, обозначающее название животного, когда животное одно (медведь, а вы будете эхом и назовёте это животное, но только когда их много (медведи).
Заяц - зайцы;
ёж - ежи;
белка - белки;
лиса - лисы;
волк - волки;
бобр - бобры.
И т. п.
Воспитатель: Ребята, а что мы можем сделать, чтобы Леший стал добрым? (Предположения детей : Сделать им подарок. Сказать доброе слово. Спеть для них песенку. И т. п.)
Игра «Назови ласково»
Воспитатель: Мячик маленький поймай и словечко приласкай! Назови ласково.
Гриб - грибок;
птица - птичка;
ветер - ветерок;
солнце - солнышко;
зонт - зонтик;
цветок - цветочек;
туча - тучка;
лист - листочек.
Игра» Четвёртый лишний»
Воспитатель: Леший хочет проверить, насколько вы внимательны. Сейчас буду произносить слова, а вы постараетесь их запомнить и определить, какое слово лишнее.
Воспитатель: Ива – осина-огурец – берёза
Дети повторяют слова и говорят лишнее слово, обосновывая свой ответ.
Ребенок: Лишний огурец - это овощ, а ива, осина, берёза – деревья.
Воспитатель: Огурец – яблоко – помидор – пихта.
Дети: Яблоко лишнее – это фрукт, а огурец, помидор, лук - овощи.
Воспитатель: Журавль – утка – мухомор – скворец.
Дети: Лишнее слово - мухомор, а журавль, утка, скворец – перелетные птицы.
После выполненного задания сверху падает желтый лист,
с прикрепленной на ней 4– ой части картинки.
Дети складывают картинку от Осени из 4-х частей.
Воспитатель: Ну вот, все задания мы выполнили.
Дети: Осень расколдовали.
Воспитатель: На сложенной карте что- то написано. Читает: «Мои милые и добрые друзья, спасибо большое. Я знала, что вы меня спасете. А за то, что вы помогли мне я вас отблагодарю. На карте отмечено место, где вы можете забрать подарок» Ваша Осень.
Дети смотрят на карту и по отмеченным ориентирам, количеством шагов находят спрятанный подарок (фрукты) от Осени.
Воспитатель: Ребята, смотрите, какой получился букет из осенних листьев. Кому можно его подарить? (предположения детей). А давайте подарим его Лешему? После такого подарка он будет добрее и не будет никого обижать. (ответы детей).
А отнесет наш красивый букет вольный ветерок. Во время прогулки с ним отправим, согласны? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, наше занятие подходит к концу, и мне очень бы хотелось, чтобы вы поделились со мной и ребятами своими впечатлениями. А сделаем мы это при помощи наших тучек и облаков (воспитатель ставит на стол сундучок с вышеперечисленными предметами). А теперь ребята, я попрошу вас выбрать тот предмет, который соответствует вашему настроению, после нашего занятия. Если вы довольны и вам все понравилось, выбирайте «облачко» и прикрепляйте его на панно возле нашего солнышка. Ну, а если вам было скучно, или что-то не понравилось, выбирайте «тучку».
Выполнение рефлексии.
Воспитатель: Ребята, вы только посмотрите, какое замечательное панно, я очень рада тому, что возле нашего солнышка совсем не видно тучек, одни облака. Это значит, что наше занятие было интересным и познавательным.