Светлана Филиппова
Конспект подгруппового логопедического занятия «Осенние посиделки» для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и Нвонр
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Осенние посиделки» с применением элементов фольклора для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и НВОНР
Коррекционно-образовательные задачи: Активизация словаря по устному народному творчеству Автоматизация звуков «С,Сь», «З,Зь» в слогах, словах, предложениях. Обогащение словаря. Совершенствование грамматического строя речи.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия „Осенние посиделки“ для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и Нвонр» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Посиделки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Коррекционно-развивающие: Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, логического мышления, координации речи с движением, моторики пальцев рук. Профилактика дисграфии (дислексии).
Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитание интереса к занятию, желание правильно говорить, доброжелательности, умения работать в коллективе, художественно-эстетического вкуса.
Оборудование: ИКТ (презентация, музыка Осени, костюм бабушки –загадушки, стульчики по количеству детей, мостик, предметные картинки в конвертах, корзинка с листочками, панно с правильно и неправильно написанными буквами С,З
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед Простые русские люди, которые давным-давно впервые спели эти песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось народом из уст в уста, от родителей к детям. Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют нас простотой слова, заражают своим весельем, волнуют глубиной мысли. Поэтичны и красивы наши народные песни: задушевные и нежные колыбельные, которыми женщины убаюкивают своих детей; веселые, шуточные песенки.
Ребята, сегодня я- бабушка –Загадушка. Я пришла не с пустыми руками, у меня в корзинке много разного волшебства. Достает осенний листик-А расскажу вам о том, что ЗАГАДКА— игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, а отгадать. Доля гаданий, т. е. сверхусилия, озарения, в этой игре значительна.
- Отгадайте загадки.
Всю ночь летает, Мышей добывает,
А станет светло, Спать ляжет в дупло. (Сова)
«Весной вырастают, осенью опадают»(листья)
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья (Осень)
-Посмотрите вокруг, осень-царствует. Все деревья разукрасила в свой прекрасный наряд. Нам надо обязательно попасть в осенний лес. Как же мы туда попадём? (переход по брёвнышку) Дети переходят по «брёвнышку» на ковёр.
II. Знакомство с темой
1. Показ слайдов
- Итак, какое сейчас время года?
- Сколько месяцев длится осень?
- А какие же это месяцы? А как приходит к нам осень?
Бабушка –Загадушка достает осенний листочек и говорит «А в старину существовали ЗАКЛИЧКИ. С их помощью обращались с просьбами об урожае, благополучии. Отсюда и название — заклички, от слова «закликать» — звать, приглашать, обращаться. Вот какая закличка про дождик
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай —
Сколько хочешь поливай (Дети повторяют, обращаясь к дождику, ударяя пальчиком по ладошке (капельки дождя)
-Ребята, а теперь давайте послушаем музыку и полюбуемся осенью (показ слайдов).
- Музыка помогает передать настроение. Эта мелодия передала нам настроение осени - прекрасной поры. Об осени можно сказать много слов. Какие слова вы подберете? (сказочная, солнечная, чудесная, прекрасная, шуршащая, долгожданная,грустная, мокрая, теплая, сырая, холодная, радостная, светлая, радужная, дождливая, сухая).
2. Выделение звуков
- Ребята, а какие звуки чаще всего слышатся в этих словах? (Звуки С, З)
- И мы будем правильно, четко и уверенно произносить слова со звуками «С,Сь,З,Зь».
3. Артикуляция звуков
- Давайте вспомним, какое положение принимают губы, зубы, язык при произнесении звуков «С», «З».
1) Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.
2) Зубы сближены или сомкнуты.
3) Кончик языка упирается в нижние передние зубы.
4) Воздух выдыхаем с силой посередине языка.
4. Характеристика звуков Давайте дадим характеристику звукам.
III. Основная часть.
Бабушка-Загадушка Я принесла в корзиночке ПРИБАУТКИ. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя — коток, курочка — рябушечка. Повторите за мной
«Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик —
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.»
1. Речевая зарядка
Логопед - Теперь у нас речевая зарядка. Четко, не торопясь, повторим чистоговорки. Я начинаю произносить, а вы повторяете за мной (показ слайдов).
- Усто-усто- усто – в огороде пусто.
Ства- ства – ства – желтая листва.
Оска – оска – оска – осенняя берёзка.
2. Игра “Назови ласково ”
Логопед Ребята, давайте поиграем в игру “Назови ласково ”. Я называю слова, а вы говорите о них ласково. Солнце – солнышко. Зонт – зонтик. Дождь-дождичек. Лес-Лесочек
Бабушка-Загадушка: Я принесла еще в корзиночке ПРИГОВОРКИ, это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастные случаи. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать правила. Пригововьте пальчики и покажите из пальчиков Улитку(. Кулачки лежат на столе, локти чуть разведены
Дети обращаются к улитке «Улитка, улитка,
Высунь рожки —
Дадим лепешки,
Свиные ножки,
Каши горшок,
Хлеба ворошок!»(Пальчиковое упражнении)
(Улитка пугливая, боязливая, рожки показывает не все сразу.)
1. большие пальцы обеих рук «появляются» из кулака и ложатся на стол, затем мизинцы и указательные пальцы).
2. все пальчики убегают и прячутся в кулак).
3. большие пальцы обеих рук вновь ложатся на стол, мизинцы, указательные пальцы).
4. все пальцы вновь собираются в кулак).Дети, будьте внимательны, рожки улитки показывают по очереди: большой — мизинец — указательный.
III. Физминутка Бабушка-Загадушка листик НЕЛЕПИЦЫ, чепуха, небывальщина — прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребенка в смехе, веселье, радости.
Лошадь ела сало, а мужик — овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
IV. Дифференциация звуков С,З,Сь, Зь в предложениях
Бабушка-Загадушка достает листик Приметы — прекрасный образец «земледельческой мысли» народа.
Холоден батюшка сентябрь, да кормить горазд.
Если журавли летят высоко, не спеша — будет хорошая осень.
Плачет октябрь холодными слезами.
Октябрьский гром — зима снежная.
Ноябрь — ворота зимы. В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.
V. Работа с буквамиРебята, вы помните, как выглядят буквы С и З. А я что-то забыла? Помогите мне, пожалуйста. На панно буквы правильно и неправильно написанные. Дети подходят и указкой показывают только «правильные» буквы.
VI. Творчество детей
Бабушка-Загадушка Вы сегодня хорошо потрудились! Но у меня для вас ещё одно задание. Посмотрите, у меня в корзинке остался листик). СКОРОГОВОРКИ. Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами.
На былинке пылинка,
Пылинка на былинке
Прохлопать ритм скороговорки.
Произнести скороговорку хором, индивидуально.
ДРАЗНИЛКИСодержание традиционной народной дразнилки — «чепуха», нелепица.
Андрей-воробей, не гоняй голубей,
гоняй галочек из- под палочек
VII. Итог- Вы молодцы, ребята! Правильно, четко и уверенно произносили слова со звуками «С,СЬ, З,ЗЬ».
- Мне очень понравилось, как вы отгадывали загадки, проговаривали чистоговорки, составляли предложения. Были активными и внимательными. На память о нашей встрече бабушка –Загадушка принесла вам дары Осени -вкусные яблочки.
Уход детей в группу под музыку Осени