Надежда Корсакова
Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема: «Звук [Щ]. Буква Щ».
Цель: закрепить правильное произношение звука [Щ] в слогах, словах и чистоговорках.
Задачи:
Коррекционно – образовательные: развивать вибрационную и тактильную проводимость с помощью аппарата «Верботон ВТ 15», «Верботон ВТ 42»; закреплять навык формирования фонематического анализа и синтеза на уровне звуков, слогов, слов; продолжать совершенствовать слоговую структуру трехсложных слов.
Публикация «Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Коррекционно – развивающие: продолжать развитие фонематических представлений, звукового анализа и синтеза слов, развивать зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие; развивать слуховую, зрительную память, словесно-логическое мышление, координацию речи с движением; совершенствовать мелкую моторику; совершенствовать умение воспроизводить знания в новых условиях; развивать межполушарное взаимодействие; развивать произвольность и самоконтроль; автоматизация правильного произношения в свободной речевой деятельности всех поставленных звуков.
Коррекционно – воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности, интереса к учебной деятельности; воспитывать навыки сострадания, помощи и взаимовыручки; воспитывать устойчивость внимания; воспитывать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образцом; воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль; воспитывать позитивное отношение к критике.
Оборудование: аппарат «верботон ВТ 42», вибродатчик, подключенный к столу, микрофон – 1 шт, стаканчики – 2 шт, карандаши (синий, зеленый и простой) – 6 шт, карточки с заданием, картинки, в названии которых есть звук [Щ], конверт, картинка «лабиринт» - 1 шт, картинка «девочка и щенок» - 1 шт, картинка «щенок» - 3 шт, схемы описания согласного звука, карточка «буква Щ» - 1 шт.
Предварительная работа: работа над фонематическим анализом и синтезом; работа над слоговой структурой 2-х, 3-х сложных слов.
Ход занятия
1. Организационный момент
Л о г о п е д: Я шла в детский сад и мне передали конверт. Предлагаю посмотреть, что там внутри. Открывает конверт. Чтения стихотворения.
Логопед достает из конверта картинки (см. Приложение 1).
Д е т и слушают стихотворение.
2. Тема прошлого занятия (Совершенствование умения воспроизводить знания в новых условиях).
Л о г о п е д: Назовите первый звук в слове щенок?
1-й р е б е н о к: В слове щенок первый звук [Щ].
Л о г о п е д: Верно. Давайте поможем щенку добраться до дома, поможем девочке.
Ребята, при прохождении лабиринта, вы будете выполнять задания и при этом оценивать свою деятельность. Вы получаете карточку «Звездочка», если задание выполнено без ошибок. И карточку «Смайлик» - допускается одна, две ошибки. Не забывайте о правилах поведения: отвечаем полным ответом, поднимаем руку, работаем дружно!
3. Сообщение темы, цели, задач занятия (Совершенствование умения воспроизводить знания в новых условиях).
Л о г о п е д: Откройте конверт, достаньте картинки и назовите их. Кто из вас озвучит тему, цель нашего занятия?
1-й р е б е н о к: Тема занятия звук [Щ].
2-й р е б е н о к: Цель занятия закреплять звук [Щ].
Л о г о п е д: Тема занятия : звук [Щ], буква Щ. Цель: закреплять правильное произношения звука [Щ] в слогах, словах и чистоговорках. А еще мы будем с вами выполнять пальчиковую гимнастику и работать на вибростоле.
4. Характеристика звука [Щ]
Л о г о п е д: - Дайте характеристику звука [Щ].
1-й р е б е н о к: Звук [Щ] согласный, мягкий, глухой.
2-й р е б е н о к: Обозначаем зеленым цветом.
Л о г о п е д: - Верно, при выполнении звуко-буквенного анализа обозначаем звук [Щ] зеленым цветом.
5. Упражнение «Найди звук» (Совершенствование навыка звукового анализа слов).
Л о г о п е д: И так, начинаем двигаться по лабиринту, помогать щенку добраться до дома и выполняем первое задание.
- Покажите и назовите картинки, где звук [Щ] спрятался в начале слов.
Д е т и по очереди показывают и называют картинки.
Л о г о п е д: Покажите и назовите картинки, где звук [Щ] спрятался в середине слов.
Д е т и по очереди показывают и называют картинки.
Л о г о п е д: Покажите и назовите картинки, где звук [Щ] спрятался в конце слов.
Оцените свою работу. Как вы справились с заданием.
Д е т и по очереди оценивают свою деятельность.
6. Упражнение «Повтори, прочитай чистоговорки». Работа на вибростоле (Совершенствование слоговой структуры слов, Совершенствование кинестетических и проприоцептивных ощущений).
Л о г о п е д: Двигаемся далее по лабиринту. Следующее задание: поиграем с вибростолом.
Повторите чистоговорки (см. Приложение 2, сидя на вибростоле.
Д е т и по очереди повторяют чистоговорки за логопедом, слушая вибрацию гласных зуков, идущую от вибродатчика, подключенного к столу.
Л о г о п е д: А теперь прочитайте чистоговорки.
Д е т и по очереди читают чистоговорки, слушая вибрацию гласных зуков, идущую от вибродатчика, подключенного к столу.
Вы старательно выполняли это задание. Присаживайтесь на свои стулья. А теперь вспомните свою чистоговорку и найдите к ней картинку.
Д е т и по очереди проговаривают чистоговорку и соотносят с рисунком.
Л о г о п е д: - Отлично, вы проверили свою зрительную память. А теперь оцените свою работу.
Д е т и по очереди оценивают свою деятельность.
7. Связь звука с буквой
Л о г о п е д: Вспомните характеристику звука [Щ].
1-й р е б е н о к: Звук [Щ] согласный, мягкий, глухой.
2-й р е б е н о к: Обозначаем зеленым цветом.
Л о г о п е д: Верно. На письме звук [Щ] обозначается буквой Щ. Посмотрите на букву, напечатайте букву на столе, в воздухе.
8. Пальчиковая гимнастика (Совершенствование мелкой моторики).
Л о г о п е д: Хорошо, продолжаем движение по лабиринту далее. Выполняем пальчиковую гимнастику. Возьмите в руки простой карандаш, положите его между ладонями и катайте его, при этом слушая мои слова:
Два щенка щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
- А теперь выполним упражнение «пальчики здороваются», произнося то же 2-х стишие.
Д е т и соместно с логопедом проговаривают слова и выполняют пальчиковую гимнастику.
9. Упражнение «Обведи, разукрась» (Совершенствование графо-моторных навыков).
Л о г о п е д: Хорошо, продолжаем движение по лабиринту далее. Выполним задание на карточке. Разукрасьте букву Щ, соедините цифры по точкам и скажите, что у вас получится.
1-й р е б е н о к: Я разукрасила букву Щ зеленым цветом, у меня на букве спряталась щука.
2-й р е б е н о к: Я соединила цифры, у меня получилась буква Щ.
Л о г о п е д: - Отлично, вы справились с заданием. Оцените свою работу. Подскажите, для чего мы делали пальчиковую гимнастику?
1-й р е б е н о к: Мы выполняли пальчиковую гимнастику, чтобы пальчики лучше писали
2-й р е б е н о к: Чтобы пальчики были сильными.
10. Динамическая пауза (Развитие координации речи с движением).
Л о г о п е д: Встанем и немного отдохнем. Я вам покажу движения, затем вы повторите их. Слушайте стихотворение:
Один щенок был одинок,
Ходил он неприкаянно.
И наконец, решил щенок –
Найду себе хозяина.
11. Словарная работа (Расширение словарного запаса).
Л о г о п е д: - Объясните слово «неприкаянно»?
1-й р е б е н о к: Это значит грустно.
2-й р е б е н о к: Он волнуется.
Л о г о п е д: Неприкаянно – значит не может найти себе место, беспокоится.
12. Упражнение «Собери слова»
Л о г о п е д: Хорошо, продолжаем движение по лабиринту далее. Заканчиваем наше путешествие. Соберите слова из слогов. Кто из вас больше найдет слов.
Д е т и выполняют задание (см. Приложение 3). Затем читают слова, которые у них получились: задача, туча, ищу, пищу и т. д.
Л о г о п е д: Вы затруднялись при выполнении данного задания, но затем исправили свои ошибки. Теперь оцените свою работу.
13. Тема последующего занятия
Л о г о п е д: Подскажите, с каким звуком вы путали звук [Щ]?
1-й р е б е н о к: Мы путали звук [Щ] со звуком [Ч].
Л о г о п е д: На следующем занятии, мы будем учиться различать звуки [Щ] – [Ч]. Наше путешествие завершилось, вы помогли щенку добраться до дома. Девочка очень рада возвращению щенка!
14. Итог занятия. Рефлексия
Л о г о п е д: - Что вы сегодня делали на занятии? Чему учились? Кому помогали? Что трудно было для вас, а что легко? Какой согласный звук закрепляли? Какие задания выполняли?
О т в е т ы д е т е й.
Л о г о п е д: Вы были внимательными, старательными, заботливыми и порадовали меня своими ответами.
15. Оценивание
Л о г о п е д: Щенок прислал нам свои фотографии (см. Приложение 4). Но на фото у него нет ошейника. Нарисуйте ему ошейник, чтобы он больше не потерялся. И заодно оцените свою работу на занятии. Возьмите синий карандаш, если вы без ошибок работали на занятии, и зеленый – если иногда немного допускали ошибки.
Приложение 1
Что мне делать?
Ой-ей-ей!
Потерялся песик мой.
Написала объявление,
Только пёс мой,
К сожаленью,
Даже слова не прочтёт…
Как же он меня найдет?
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4