Наталья Кузьмина
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Юные пожарные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Юные пожарные»
по образовательным областям: коммуникация, здоровье, безопасность, по коммуникативной и игровой деятельности воспитателя.
Пояснительная записка.
Применение новых педагогических технологий с использованием компьютера значительно повышают эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста „Юные пожарные“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Пожарный. Знакомство с профессией
- Старшая группа
- Темочки
Использование информационно-коммуникативных технологий – это доступный и удобный способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного, аудио и видеоматериала. При такой организации материала включаются три вида памяти: зрительная, слуховая и моторная, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. Благодаря этому у детей формируются правильные речевые навыки и самоконтроль за своей речью.
Цель: формировать у детей навыки безопасного поведения в быту, учить адекватным действиям в пожарных ситуациях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• закреплять приобретенные произносительные навыки;
• совершенствование навыков согласования количественных числительных 1,2,3,4,5 и существительных;
• развитие темпо-ритмических характеристик речи;
• совершенствование навыков составления предложений по картинкам;
• активизация словаря по теме.
Коррекционно-развивающие:
• совершенствование зрительного и слухового внимания, памяти;
• развитие речевого дыхания;
• совершенствование координации речи с движением;
• совершенствовать диалогическую форму речи.
• Развитие мелкой моторики, ориентировки на листе бумаги.
Коррекционно-воспитательные:
• закрепить правила пожарной безопасности;
• совершенствование умения работать в коллективе;
• повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям.
Материалы и оборудование
Демонстрационные: проектор, экран, презентация «Пожарная безопасность» Раздаточные: игровое упражнение «Выбери нужное», карточки для графического диктанта «Спешим на пожар», медали «Юный пожарный».
Технология:
• здоровьесберегающая технология;
• информационно-коммуникативная технология;
• диалог с детьми;
• рефлексия.
Форма проведения: подгрупповая
Предварительная работа:
• беседа об огне, о пожароопасных предметах, о пожаре;
• разучивание логоритмического упражнения «Пожарная машина»;
• чтение произведений С. Маршака «Пожар», «Кошкин дом» и др. ;
• отгадывание загадок, знакомство с пословицами на тему «Пожар»;
Этапы:
– Ребята, давайте начнем нашу встречу с добрых слов. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте доброго утра.
На экране картинка пожара (Приложение 1) (Показ слайда №2 презентации «Пожарная безопасность»).
Воспитатель: Что происходит, ребята, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Нам надо оказать помощь в тушении пожара. Вы согласны?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, как называется профессия людей, которые борются с пожарами? (Показ слайда №3 презентации «Пожарная безопасность»). Давайте ответим с помощью наших пальчиков.
Читает воспитатель Выполняют дети
С огнем бороться мы должны,
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы?. Пожарные
Поочередное соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с мизинца и заканчивая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Соединяют пальчики двух рук одновременно.
Воспитатель: Чтобы стать пожарным надо пройти специальную подготовку. Я предлагаю не терять время, и пока мы будем добираться до очага пожара, пройдем весь курс подготовки. Прежде, чем приступить к учениям, скажите: каким должен быть пожарный?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот мы и должны сейчас показать, что мы знаем и умеем. (Показ слайда №4 презентации «Пожарная безопасность»). Очень давно люди научились добывать огонь. Огонь верно служит человеку и нам без него не обойтись. Для чего нам нужен огонь?
Ответы детей.
Воспитатель: Каким может быть огонь? (Показ слайда №5 презентации «Пожарная безопасность»)
Ответы детей.
Воспитатель: Да, огонь и красив и страшен. Если забыть об осторожности обращения с огнем, одна маленькая искорка становится смертельно опасной, может возникнуть пожар. (Показ слайда №6 презентации «Пожарная безопасность»).
Вот и первое задание «Посчитай искры». Дети считают от 1 до 5 со словом искра (искры по щелчку появляются на экране при показе слайда №6).
Воспитатель: Вот у нас горит свеча. (Показ слайда №7 презентации «Пожарная безопасность»). Надо задуть пламя. Следите, чтобы выдох был длительный, сильный и плавный. Щечки не надуваем! (Дети выполняют упражнение «Задуй свечу»).
Воспитатель: Следующее задание называется «Будь внимательным». Я называю слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны будете хлопнуть в ладоши и назвать это слово во множественном числе. Будьте внимательны!
Пирожное, пожар (пожары, морковь, рукав (рукава, шланг (шланги, краска, каска (каски, электроприбор (электроприборы, билет, сирена (сирены, спичка (спички, карандаш, маска (маски, огонь (огни, кукла, огнетушитель (огнетушители).
Воспитатель: Молодцы, с этим заданием вы справились!
Следующее задание: «Причины пожара». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.
- Раз, два, три, четыре
У кого пожар в (квартире). (Показ слайда №8)
- Дыма столб поднялся вдруг,
Кто не выключил (утюг). (Показ слайда №9)
- Красный отблеск побежал,
Кто со спичками (играл). (Показ слайда №10)
- Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье над (газом). (Показ слайда №11)
- Побежал огонь во двор
Это кто там жег костер? (Показ слайда №12)
- Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жег (листву? (Показ слайда №13)
- Кто бросал в траву при этом
Незнакомые (предметы).
- Дым увидел – не зевай
И пожарных (вызывай). (Показ слайда №14)
- Помни каждый гражданин,
Это номер (01).
Воспитатель: Я вижу, вы знаете, что может быть причиной пожара! А знаете ли вы правила поведения при пожаре? Сейчас мы рассмотрим картинки, а вы расскажите, как правильно вести себя в опасной ситуации. (Показ слайда №15 презентации «Пожарная безопасность»). Дети рассказывают, а воспитатель уточняет:
1 картинка. Вызвать пожарных по номеру 01.
2 картинка. Мелкое возгорание потушить подручными средствами.
3 картинка. Если это невозможно, покиньте помещение.
4 картинка. Если выйти невозможно найди источник свежего воздуха, выбраться на балкон.
5 картинка. В задымленном помещении дышать через мокрую ткань.
Воспитатель: Чтобы помочь людям, пожарные должны быстро прибыть к очагу пожара. А на чем передвигаются пожарные по городу? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно! К месту пожара спешат специально оснащенные пожарные машины с отрядами бойцов. (Показ слайда №16 презентации «Пожарная безопасность»). Машины яркого красного цвета со складной пожарной лестницей на крыше. Когда они мчатся по улицам, включают громкий звук пожарной сирены и все другие машины уступают им дорогу. (Показ слайда №17 презентации «Пожарная безопасность»).
Динамическая пауза:
Воспитатель: А теперь мы отправимся на пожарной машине на срочный вызов.
На машине ярко-красной
Мчимся мы вперед, Дети идут дробными, ритмичными шагами, делают ритмичную «вертушку» руками, изображая руль.
Труд тяжелый и опасный
Нас, пожарных, ждет. Ритмично потирают кулачок о кулачок и топают ногами
Ритмично «выбрасывают» пальцы из сжатого кулачка.
Вой пронзительной сирены
Может оглушить.
Будем и водой и пеной
Мы пожар тушить.
И в беду попавшим людям
Сможем мы помочь,
С пламенем бороться будем
Мы и день и ночь. Дети складывают пальцы одной ладошки «трубочкой» и прижимают к губам, ладошку другой руки ритмично подводят к «трубочке» и отводят.
Ритмично закрывают уши ладонями.
Энергично потирают ладонь о ладонь вертикально.
Прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.
Ритмично потирают ладони.
Руки скрещивают перед собой, пальцы расставлены и ритмично изображают пламя.
Ритмично «выбрасывают» пальцы из сжатого кулака.
Воспитатель: Внимание! Пожарная команда готова к выполнению задания! Пожарная машина должна проехать к дому, где начался пожар. В этом нам помогут карточки, в которых надо указать маршрут для пожарной машины. Будьте внимательны! (Дети выполняют графический диктант «Спешим на пожар»)
Воспитатель читает задание: Покажи путь, который должна пройти эта машина:
1. Две клеточки вверх.
2. Три клеточки влево.
3. Три клеточки вверх.
4. Две клеточки вправо.
5. Одна клеточка вверх.
6. Четыре клеточки влево.
7. Три клеточки вниз.
8. Две клеточки вправо.
9. Семь клеточек вверх.
Воспитатель: Молодцы! Вы указали правильный маршрут для пожарной команды. А теперь давайте «покажем» наше наставление для всех детей и взрослых.
Дети выполняют гимнастику для глаз «Если же стряслась беда» :
Читает воспитатель Выполняют дети
Если же стряслась беда, Закрывают оба глаза
Не теряйся никогда- Резко перемещают взгляд вправо-влево
Действуйте умело! Смотрят вверх-вниз
Нужно «01» набрать Глазами рисуют цифры «01»
И пожарных вызывать! Моргают глазами
Воспитатель: Ну, вот наше ученье и закончилось. Что нового вы узнали, что вам особенно запомнилось? (Ответы детей). Вы показали свои знания и умения! И каждый из вас получает медаль «Юный пожарный». А в следующий раз мы с вами отправимся на экскурсию в пожарную часть!