Анна Саркисян
Оригамитерапия — одно из направлений в коррекционно-развивающей работе педагога с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Оригамитерапия – одно из направлений в
коррекционно – развивающей работе педагога с детьми дошкольного возраста»
Саркисян А. Х. МБДОУ «Детский сад №47 «Лучик», г. Тамбов,
Среди современных средств и направлений в арттерапии все ярче заявляет о себе достаточно перспективное направление – оригамитерапия.
Занятия оригами несут в себе огромный коррекционный потенциал.
Публикация «Оригамитерапия — одно из направлений в коррекционно-развивающей работе педагога с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Этот вид творчества развивает: память, творческие и исследовательские способности, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях. Также знакомит с основными геометрическими понятиями, улучшает способность следовать устным инструкциям, воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе, повышает заинтересованность в конечном результате. Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. По моим наблюдениям оригами – отличное средство, которое помогает корректировать различные поведенческие типы дошкольников (от агрессивных до застенчивых, стабилизирует психоэмоциональное состояние, снимает тревожность, помогает в работе с гиперактивными детьми.
В чём же секрет применения оригами в коррекционной работе с детьми? Занимаясь оригами, дети становятся участниками захватывающего действия – превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку – бабочку, рыбку, ёжика. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Эффект усиливается, если применить подвижные фигурки оригами. Такие фигурки интересны детям, особенно, если они сложены собственными руками.
Создание сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами, прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творческие способности, воображение.
Психологами доказано, что оригами благотворно влияет и на развитие интеллекта: повышается активность правого полушария мозга, активизируется творческое мышление, улучшается двигательная активность рук, развивается мелкая моторика, улучшается память и глазомер.
Часто дети, испытывающие трудности в обучении, неуверенные в себе, успешны в оригами и это помогает им справиться с частью имеющихся у них проблем.
Любой ребёнок обладает природной способностью к творчеству. Творческий процесс воспитывает и лечит, помогает создавать ситуацию успеха, вызывает в душе маленького ребёнка эмоциональный отклик, погружает его в мир собственных переживаний и чувств, развивает фантазию. Талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важен сам процесс творчества, который сам по себе обладает целительной силой. Для дошкольников самое увлекательное дело – игра.
Но какая же игра без игрушек? Чем больше игрушек, тем веселее и интереснее играть. С помощью игры ребята развиваются и умнеют. Сложив из бумаги поделки животных, дети рассказывают с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают различные путешествия, учат считалки, скороговорки, загадки, стихи, сами сочиняют свои истории и сказки. Все сделанные игрушки оживают. И это чудо ребёнок делает своими руками. Ребята легко усваивают такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма или модуль. А также очень много могут рассказать о прямоугольнике, квадрате, треугольнике. Овладев искусством оригами, им никогда не бывает скучно.
Оригами как метод – это целый комплекс качеств, необходимых в работе с детьми :
дидактическое средство для развития воображения, пространственного мышления, мелкой моторики, а следовательно – развития речи и интеллекта;
средство, помогающее корректировать различные поведенческие типы дошкольников, стабилизирующее психоэмоциональное состояние, снижающее тревожность;
эффективное коммуникативное средство;
способ формирования таких положительных черт, как трудолюбие, аккуратность, творческая активность, воля;
занятие, вырабатывающее умение слушать, понимать и выполнять инструкции, совершать последовательные действия, координировать работу рук и глаз;
возможность проявить самостоятельность;
активный отдых;
эстетическое удовольствие.
Включая оригами в совместную или самостоятельную деятельность дошкольников регулярно и планомерно, можно быть уверенным в том, что:
ребенок попадает в конструктивную среду, в которой он решает определенные задачи при помощи взрослого или во взаимодействии со сверстниками («зона ближайшего развития»);
ребенку предоставляется такая конструктивная среда, в которой он решает задачи самостоятельно («зона активного развития»).
В оригами всегда можно найти материал как для детей с высокой начальной степенью интеллектуальных и конструктивных умений, так и для детей, у которых эти умения формируются с нуля, от простого к сложному.
Мир детской игрушки с каждым днем становится все богаче и сложнее.
Тем не менее, дети с удовольствием конструируют поделки из бумаги. Ведь для этого нужно совсем немного: бумага и создание и поддержание у детей интереса к оригами.
Интересно, что одни из самых древних фигур оригами – кусудамы – бумажные шары из шести и более модулей, и в наше время не утратили своего традиционного назначения – нести здоровье людям.