Анастасия Вербицкая
Организация работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей.
Публикация «Организация работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников» размещена в разделах
В детском саду обучение рисованию начинают с младшего дошкольного возраста с двух лет. Занятия для детей от 2 до 4 лет являются одно темными, но с разными программными содержаниями. Очень важно для педагога понять, когда у ребенка возникает желание рисовать и какие этапы он прошел в своем развитии.
Уже с года, а иногда и чуть позже, ребенок начинает удерживать ложку в руке, далее карандаш и водить им по листу бумаги, огромный интерес вызывает след, оставшийся от карандаша.
Художественно-эстетическое развитие происходит под влиянием окружающей среды, быта, труда, общественной жизни, искусства, сказок и рассказов, прочитанных родителями или педагогом. Основной целью художественно-эстетического развития является :
-развитие художественно-эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира и природы, беречь её «Лучше сохранить цветок на клумбе, пусть он радует не только нас, но и окружающих, срывать его не будем!»
Старший дошкольный возраст – является одним из важных этапов, в период которого и формируются основы художественно-эстетического, творческого отношения к действительности. Этот этап, по определению Л. С. Выготского, является «первой ступенью в системе непрерывного художественно-эстетического воспитания, цель которого - наиболее плотно раскрыт весь огромный творческий потенциал ребёнка». Современные течения теории и практики в области художественно- эстетического воспитания показывают нам различные направления развития у дошкольников художественно-эстетического понимания к действительности. Возможности художественного ведения мира искусства и развитие художественно-эстетических способностей.
В процессе изобразительной деятельности дошкольник испытывает : радость от красивого изображения, которое создал сам, расстраивается, если что-то не получается. Создавая узоры, ребёнок получает разносторонние знания, уточняются и расширяются его представление об окружающем мире во время работы ребёнок выделяет для себя новые качества предметов, овладевает изобразительной деятельностью, навыками, умениями, учится осознанно их применять. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия- наблюдения.
Изобразительная деятельность, в которую входят: рисование, лепка и аппликация, является самым интересным и продуктивным видом деятельности старших дошкольников, этот вид деятельности позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои эмоции, об окружающем, выразить своё отношение к ним. Исследователи особо выделяют возможность педагогического руководства изобразительную деятельность в целях развития художественно- эстетическое воспитание ребёнка Л. Н. Выготский, И. А. Варки, О. А Дьяченко, И. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Я. А. Пономарев и другие. В психолога-педагогических исследованиях Л. С. Выготский, А. В Запорожец, Д. Б. Подьяков, Д. Б. Эльконин и другие.
Художественное развитие формирует у дошкольников интерес к произведениям искусства и вызывает потребность и желание соприкасаться с прекрасным, быть его частью, создавать что-то новое и необычное. То есть, искусство и различные формы взаимодействия с ним являются центральными положениями в эстетическом развитии дошкольников. Однако, как искусство есть часть человеческой взаимной деятельности с окружающим миром и природой, так и художественное развитие является частью чего-то большего.
И так, можно смело утверждать, что:
-художественное воспитание заключается в намеренном использовании предметов и результатов творческой деятельности для формирования у ребенка вкуса и понимания сути творчества, умения отождествлять одно с другим, чувствовать искусство и наслаждаться им, в силу своих способностей пытаться увиденное, вызвавшее особенное восхищение;
-эстетическое воспитание заключается в более широком понятии. Оно затрагивает не только сферу творчества, но и жизнь человека как развитой личности в целом. Оно занимается комплексным формированием человека, используя искусство как самый значимый и мощный инструмент. Эстетическое воспитание развивает человека как гармонично-развитого члена общества, уважающего свой труд, других людей, окружающую действительность. Основная цель эстетического воспитания: взрастить не узкого в своей деятельности творца, но цельную личность, способную к активной эстетической жизнедеятельности.
Исходя из этого мы видим, что художественный и эстетический компонент всецело объединены в данном понятии, и позволяют понимать искусство, одновременно с тем эстетически переживая и чувствуя его, а также всю жизнь и деятельность окружающего общества.
Зарубежные авторы одними из первых стали отождествлять художественно-эстетическое воспитание как единый компонент. К примеру, исследования
Н. Варкки концентрировались на изучении творческой натуры любого ребенка, и именно он склонен был объединять два составляющих компонента данного типа воспитания, и определять его значимость как одну и ведущих для развития полноценной личности.
Художественно-эстетическое развитие- это целенаправленный, комплексный процесс творческого сотрудничества между воспитателем и воспитанником. Ведущую роль занимает взрослый, так же, как и собственная высоко развитая способность воспитателя понимать и восхищаться искусством прямо влияет и находит свое отражение в развитии и воспитанности самого ребенка.
Одно из первых характерных признаков- это развитие творческого видения ребенка, умения понимать и осознавать творческие явления в своей жизни, сознательно отделять и чувствовать разницу между тонким идеалистичным миром творчества и прагматичной, вещественной деятельностью всего остального. Умение видеть эстетику обыденности это также та сторона художественно-эстетического развития, которую указывают в своих трудах практически все педагоги и психологи. Художественный вкус это один из важнейших результатов и продуктов развитости художественно-эстетического развития, которым ребенок может руководствоваться впоследствии, и который не позволит ему неосторожно и пренебрежительно относиться к творческой деятельности впоследствии.
Умение создавать некий творческий продукт своими руками это последний, однако наиболее важный компонент. Создавая нечто, сформированное собственным вкусом, интересами и видением, ребенок, тем самым, раскрывает свое собственное внутреннее "я", он учится прислушиваться к себе, к своим внутренним мотивам деятельности, он начинает понимать собственный внутренний мир. Это положение является ключевым к истинной внутренней гармонизации ребенка, и напрямую влияет и на уровень его приспособляемости и социализации во внешнем мире, и на качество его деятельности с самых ранних лет.
Внешнее окружение также оказывает прямое влияние на осознание и понимание прекрасного. Причина в этом также кроется в подсознательной направленности ребенка к копированию, восприятию, переживанию и репродукции увиденного в своей деятельности. Соответственно, чем больше прекрасных явлений вокруг ребенка, тем очевиднее направленность его детского творчества на красоту, с ориентацией на восхищение как конечным результатом творчества, так и самим творческим процессом.
Следовательно, мы выводим ряд требований к помещению, где дети занимаются непосредственно творчеством, и к зданию детского сада вообще. Рабочее место ребенка должно быть аккуратным и чистым, на стенах должны быть представлены красочные изображения, картины, сказочные сюжеты. Рассматривая линии и следуя за кистью художника, ребенок склонен чувствовать красоту каждой детали, воспринимать и переживать особенный эстетический экстаз от того элемента, который ему нравится на картине особенно сильно. Чем больше произведение искусства отразится и впечатлит ребенка, тем с большей радостью он предпримет попытки самому изобразить подобную картину, возможно, перерисовать ее, или же перенести в свой мир любыми доступными способами.
Отсюда мы видим, сколь много предпосылок содержится в дошкольном возрасте к развитию художественно-эстетической направленности личности. Хотелось бы выделить особенную важность данного развития для личности любого ребенка, вне зависимости от его социального положения, гендерной составляющей, удаленности детского сада от районного центра и т. п. Воспитателю в своей работе следует особенно внимательно относиться к данному типу воспитания, так как мы уже успели убедиться, насколько велико значение этого развития для формирования личности ребенка в целом.
И в завершении хочется сделать такой вывод: для организации воспитательной работы с детьми дошкольного возраста необходимо создавать педагогические условия, отвечающие возрастным и психофизическим особенностям детей. Дети дошкольного возраста чувствительны к неблагоприятным воздействиям, что проявляется в быстрой утомляемости и малой устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата.
Поэтому, при отборе методов, форм и приемов следует учитывать такие критерии, как:
- комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;
- целостное развитие личности ребенка;
- разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;
- игровая организация обучения, способствующая двигательной активности детей.
Выявление результатов художественно-эстетического воспитания требуют длительного времени. Не всегда можно проверить и установить, насколько развиты у детей эстетическое осознание прекрасного и художественный вкус. Поэтому изучение уровня сформированности этих качеств следует проводить систематически, так как с возрастом меняется уровень их художественно-эстетического развития.
Необходимо отметить следующие принципы организации занятий : наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, вариативный подход.
Формы организации эстетического развития в художественной деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д. Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства.
Характерной особенностью комплексных занятий является объединение заданий по определенным темам. При этом ведущим может быть средство художественно-образной выразительности, свойственное разным видам художественной деятельности. Например, "ритм" можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения.