Получи документы

Организация работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников

Анастасия Вербицкая
Организация работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей.

Публикация «Организация работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников» размещена в разделах

В детском саду обучение рисованию начинают с младшего дошкольного возраста с двух лет. Занятия для детей от 2 до 4 лет являются одно темными, но с разными программными содержаниями. Очень важно для педагога понять, когда у ребенка возникает желание рисовать и какие этапы он прошел в своем развитии.

Уже с года, а иногда и чуть позже, ребенок начинает удерживать ложку в руке, далее карандаш и водить им по листу бумаги, огромный интерес вызывает след, оставшийся от карандаша.

Художественно-эстетическое развитие происходит под влиянием окружающей среды, быта, труда, общественной жизни, искусства, сказок и рассказов, прочитанных родителями или педагогом. Основной целью художественно-эстетического развития является :

-развитие художественно-эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира и природы, беречь её «Лучше сохранить цветок на клумбе, пусть он радует не только нас, но и окружающих, срывать его не будем!»

Старший дошкольный возраст – является одним из важных этапов, в период которого и формируются основы художественно-эстетического, творческого отношения к действительности. Этот этап, по определению Л. С. Выготского, является «первой ступенью в системе непрерывного художественно-эстетического воспитания, цель которого - наиболее плотно раскрыт весь огромный творческий потенциал ребёнка». Современные течения теории и практики в области художественно- эстетического воспитания показывают нам различные направления развития у дошкольников художественно-эстетического понимания к действительности. Возможности художественного ведения мира искусства и развитие художественно-эстетических способностей.

В процессе изобразительной деятельности дошкольник испытывает : радость от красивого изображения, которое создал сам, расстраивается, если что-то не получается. Создавая узоры, ребёнок получает разносторонние знания, уточняются и расширяются его представление об окружающем мире во время работы ребёнок выделяет для себя новые качества предметов, овладевает изобразительной деятельностью, навыками, умениями, учится осознанно их применять. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия- наблюдения.

Изобразительная деятельность, в которую входят: рисование, лепка и аппликация, является самым интересным и продуктивным видом деятельности старших дошкольников, этот вид деятельности позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои эмоции, об окружающем, выразить своё отношение к ним. Исследователи особо выделяют возможность педагогического руководства изобразительную деятельность в целях развития художественно- эстетическое воспитание ребёнка Л. Н. Выготский, И. А. Варки, О. А Дьяченко, И. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Я. А. Пономарев и другие. В психолога-педагогических исследованиях Л. С. Выготский, А. В Запорожец, Д. Б. Подьяков, Д. Б. Эльконин и другие.

Художественное развитие формирует у дошкольников интерес к произведениям искусства и вызывает потребность и желание соприкасаться с прекрасным, быть его частью, создавать что-то новое и необычное. То есть, искусство и различные формы взаимодействия с ним являются центральными положениями в эстетическом развитии дошкольников. Однако, как искусство есть часть человеческой взаимной деятельности с окружающим миром и природой, так и художественное развитие является частью чего-то большего.

И так, можно смело утверждать, что:

-художественное воспитание заключается в намеренном использовании предметов и результатов творческой деятельности для формирования у ребенка вкуса и понимания сути творчества, умения отождествлять одно с другим, чувствовать искусство и наслаждаться им, в силу своих способностей пытаться увиденное, вызвавшее особенное восхищение;

-эстетическое воспитание заключается в более широком понятии. Оно затрагивает не только сферу творчества, но и жизнь человека как развитой личности в целом. Оно занимается комплексным формированием человека, используя искусство как самый значимый и мощный инструмент. Эстетическое воспитание развивает человека как гармонично-развитого члена общества, уважающего свой труд, других людей, окружающую действительность. Основная цель эстетического воспитания: взрастить не узкого в своей деятельности творца, но цельную личность, способную к активной эстетической жизнедеятельности.

Исходя из этого мы видим, что художественный и эстетический компонент всецело объединены в данном понятии, и позволяют понимать искусство, одновременно с тем эстетически переживая и чувствуя его, а также всю жизнь и деятельность окружающего общества.

Зарубежные авторы одними из первых стали отождествлять художественно-эстетическое воспитание как единый компонент. К примеру, исследования

Н. Варкки концентрировались на изучении творческой натуры любого ребенка, и именно он склонен был объединять два составляющих компонента данного типа воспитания, и определять его значимость как одну и ведущих для развития полноценной личности.

Художественно-эстетическое развитие- это целенаправленный, комплексный процесс творческого сотрудничества между воспитателем и воспитанником. Ведущую роль занимает взрослый, так же, как и собственная высоко развитая способность воспитателя понимать и восхищаться искусством прямо влияет и находит свое отражение в развитии и воспитанности самого ребенка.

Одно из первых характерных признаков- это развитие творческого видения ребенка, умения понимать и осознавать творческие явления в своей жизни, сознательно отделять и чувствовать разницу между тонким идеалистичным миром творчества и прагматичной, вещественной деятельностью всего остального. Умение видеть эстетику обыденности это также та сторона художественно-эстетического развития, которую указывают в своих трудах практически все педагоги и психологи. Художественный вкус это один из важнейших результатов и продуктов развитости художественно-эстетического развития, которым ребенок может руководствоваться впоследствии, и который не позволит ему неосторожно и пренебрежительно относиться к творческой деятельности впоследствии.

Умение создавать некий творческий продукт своими руками это последний, однако наиболее важный компонент. Создавая нечто, сформированное собственным вкусом, интересами и видением, ребенок, тем самым, раскрывает свое собственное внутреннее "я", он учится прислушиваться к себе, к своим внутренним мотивам деятельности, он начинает понимать собственный внутренний мир. Это положение является ключевым к истинной внутренней гармонизации ребенка, и напрямую влияет и на уровень его приспособляемости и социализации во внешнем мире, и на качество его деятельности с самых ранних лет.

Внешнее окружение также оказывает прямое влияние на осознание и понимание прекрасного. Причина в этом также кроется в подсознательной направленности ребенка к копированию, восприятию, переживанию и репродукции увиденного в своей деятельности. Соответственно, чем больше прекрасных явлений вокруг ребенка, тем очевиднее направленность его детского творчества на красоту, с ориентацией на восхищение как конечным результатом творчества, так и самим творческим процессом.

Следовательно, мы выводим ряд требований к помещению, где дети занимаются непосредственно творчеством, и к зданию детского сада вообще. Рабочее место ребенка должно быть аккуратным и чистым, на стенах должны быть представлены красочные изображения, картины, сказочные сюжеты. Рассматривая линии и следуя за кистью художника, ребенок склонен чувствовать красоту каждой детали, воспринимать и переживать особенный эстетический экстаз от того элемента, который ему нравится на картине особенно сильно. Чем больше произведение искусства отразится и впечатлит ребенка, тем с большей радостью он предпримет попытки самому изобразить подобную картину, возможно, перерисовать ее, или же перенести в свой мир любыми доступными способами.

Отсюда мы видим, сколь много предпосылок содержится в дошкольном возрасте к развитию художественно-эстетической направленности личности. Хотелось бы выделить особенную важность данного развития для личности любого ребенка, вне зависимости от его социального положения, гендерной составляющей, удаленности детского сада от районного центра и т. п. Воспитателю в своей работе следует особенно внимательно относиться к данному типу воспитания, так как мы уже успели убедиться, насколько велико значение этого развития для формирования личности ребенка в целом.

И в завершении хочется сделать такой вывод: для организации воспитательной работы с детьми дошкольного возраста необходимо создавать педагогические условия, отвечающие возрастным и психофизическим особенностям детей. Дети дошкольного возраста чувствительны к неблагоприятным воздействиям, что проявляется в быстрой утомляемости и малой устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата.

Поэтому, при отборе методов, форм и приемов следует учитывать такие критерии, как:

- комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;

- целостное развитие личности ребенка;

- разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;

- игровая организация обучения, способствующая двигательной активности детей.

Выявление результатов художественно-эстетического воспитания требуют длительного времени. Не всегда можно проверить и установить, насколько развиты у детей эстетическое осознание прекрасного и художественный вкус. Поэтому изучение уровня сформированности этих качеств следует проводить систематически, так как с возрастом меняется уровень их художественно-эстетического развития.

Необходимо отметить следующие принципы организации занятий : наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, вариативный подход.

Формы организации эстетического развития в художественной деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д. Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства.

Характерной особенностью комплексных занятий является объединение заданий по определенным темам. При этом ведущим может быть средство художественно-образной выразительности, свойственное разным видам художественной деятельности. Например, "ритм" можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Клоуны развлекают детей»Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Клоуны развлекают детей» Хочу выразить большую благодарность за идею создания клоунов из поролоновых губок Татьяне Титовой. На основе этой идеи я создала свою.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Хотим настоящими стать Мастерами» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «К Матушке-Гжели спешим мы опять» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Секреты Гжельской Розы» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Сюрприз для Матушки  Гжели!»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Сюрприз для Матушки  Гжели!» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа)Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа) Цель: Формирование у детей знаний о зиме. Задачи: 1. Учить детей видеть признаки зимы; 2. Учить детей поддерживать диалог, отвечать на вопросы,.

НОД по духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Матушка Гжель в гости пришла!» Серия конспектов НОД (с интеграцией образовательных областей и использованием ИКТ) по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно.

Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возрастаОрганизация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возраста Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников. 2я группа раннего возраста. Труд становится великим воспитателем,.

Система работы по художественно-эстетическому направлению. ОО «Художественно-эстетическое развитие»Система работы по художественно-эстетическому направлению. ОО «Художественно-эстетическое развитие» Система работы по художественно-эстетическому направлению - оо: художественно-эстетическое развитие. В соответствии с задачами годового.

Творческие работы детей по художественно — эстетическому развитию. ФотоотчетТворческие работы детей по художественно — эстетическому развитию. Фотоотчет Добрый вечер, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить Вашему вниманию творческие работы детей, которые были сделаны детьми на занятиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников
Опубликовано: 15 января 2023 в 17:35
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Вербицкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД