Алла Максимова
Организация пространства для развития музыкального слуха и ритма у детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация пространства направленная на развитие музыкального
слуха и ритма у детей ДОУ»
Особенности развития детей дошкольного возраста
Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга. Ранний возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания о жизни через органы чувств. Развитие органов чувств (особенно у детей 0-3 лет) идет очень интенсивно, по образному выражению происходит «строительство самого себя».
Публикация «Организация пространства для развития музыкального слуха и ритма у детей в ДОУ» размещена в разделах
От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем, влияет на интеллектуальное развитие, внимательность, наблюдательность, воображение, память (зрительную, слуховую, моторную, образную).
Занятия, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Работа с материалами для развития музыкального слуха.
Любая музыкальная деятельность, сопряжена с работой и развитием нескольких чувственных анализаторов – слух, зрение, голос, крупная и мелкая моторика. В музыкальной развивающей предметно-пространственной среде (МРППС) мною представлены материалы, упражняясь с которыми задействованы такие чувственные анализаторы, как слух, голос, зрение (глаза) + мелкая и крупная моторика (ноги, руки, т. е использование мультисенсорного спектра –слышу, вижу, делаю.
Предметы развивающей среды – это музыкальные шумовые и звуковысотные инструменты, народные инструменты, природные инструменты, инструменты из окружающего быта (столы, стулья, коробочки, тарелки, бутылки). Все перечисленное позволяет накоплению опыта восприятия и анализа звуков различной длительности, высоты, интенсивности и тембра. Дети слушают, анализируют, подбирают и выстраивают в классификационные ряды. (колокольчики на ступеньках, баночки с содержимом разной интенсивности, палочки с наконечниками для исследования звучания разных поверхностей, стаканы с водой, звучание и шуршание мешочков с различным наполнением – морские камешки и камешки из стекла, орешки, ракушки, крупа, связка ключей, каштаны, бусы
. 1.
В зависимости от интенсивности звучания предлагается расставить баночки с наполнением (горох- громкий звук, гречка- средний, соль- тихий) по интенсивности цвета.
2.
Предлагается сравнить звучание бутылочек и мешочков с различным наполнением.
3.
Звучащие колотушки для исследования звука по различным поверхностям (предметы быта пол, стены, подоконники, стулья и т. д.) и музыкальная лесенка с валдайскими колокольчиками различной высоты – для развития звуковысотного и тембрового слуха.
4. Знакомство с народными шумовыми и звуковысотными инструментами (перкуссионные ряд) – калимба, агога, шум дождя, трещотки, ложки, свистульки также способствует развитию музыкального слуха и накоплению опыта восприятия и анализа музыкального звука.
Ведущей формой работы в пространстве является свободная самостоятельная деятельность.
Особенности музыкально-ритмического воспитания.
Основным видом музыкальной деятельности, и особенно почитаемой детьми является движение под музыку или музыкально- ритмическая деятельность. Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.
Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.
В основе методики музыкально-ритмической деятельности лежит соединение принципов и идей австрийского педагога и композитора К. Орфа и немецкого композитора Э. Жака-Далькроза. Речь идет ритмическом и метрическом соответствии движению, когда каждый элемент музыки может быть прожит телесно. Суть идеи К. Орфа в познании музыки через активную импровизацию, которая соединяет музыку, речь, движение (принцип единства слова-музыки-движения).Элементарное пластическое телесное переживание в пространстве МРППС разворачивается от осознания своего тела в статике и движение через кинесферы к построению личного тезауруса движений и созданию элементарных танцев.
Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Практическая часть.
Музыкально - ритмическое упражнение –игра «Кони-кони» с мешочками (наполнение-фасоль, керамзит и т д.)
(Описание игры)
Несколько человек встают в круг, (круг– исконно русская форма организации коллективной работы, где включается каждый по принципу –смотрю-слушаю-делаю.) у каждого в руке по одному мешочку и на ритм музыки с подтекстовкой перекладывают мешочек из одной руки в другую, слушая при это пульсацию (метр, затем на слова «чаби-чаляби» подбрасывают мешочки вверх, и в завершении подбрасывают, рассчитав таким образом, чтобы мешочки упали одновременно на пол в центр круга. Далее можно усложнить игру, на каждую метрическую пульсацию передавать мешочки соседу.