Медведева Мария
Организация поисковой деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Солнце – наша главная планета. Дарит нам энергию тепла, омывает лучезарным светом Землю и небесные тела. От него все сущее зависит: каждый листик, каждый лепесток. День и ночь земной обычной жизни: дерево, букашка и цветок. Мы ему «спасибо» дружно скажем: за тепло, за свет, за чудеса. Нам в ответ приветливо помашет Рыжий друг в лазурных небесах.
Цель: Развитие познавательной активности ребёнка.
Задачи:
Публикация «Организация поисковой деятельности в старшей группе» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
1. Формировать систему элементарных научных экологических представлений, доступных пониманию ребёнка – дошкольника. Прежде всего, как средства становления осознанно – правильного отношения к природе. Развивать познавательный интерес к миру природы. Помочь детям освоить структуру эксперимента, включаться в поисково – исследовательскую деятельность.
2. Развитие коммуникативных навыков в ходе совместной деятельности детей и взрослых. Формирование экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения.
3. Продолжать развивать интерес к познавательной литературе. Воспитывать экологическое отношение к окружающему миру.
4. Продолжать развивать речь как средство общения. Обогащать активный словарь новыми научными терминами: светило, планета, спутник, звезда, газовый шар, энергия.
5. Воспитывать интерес к ЗОЖ, овладение элементарными нормами и правилами закаливания.
Проблема: «Что будет, если наступит темнота?»
Изобретательная
- Что будет, если солнце совсем исчезнет?
Исследовательская
- Что будет, если на Земле будет только день или только ночь?
- Как можно узнать, что светит солнце?
- Можно ли остудить солнце?
Конструкторская
- Что придумать, чтобы было всегда тепло и светло, если даже нет солнца?
- Придумайте предметы, через которые можно смотреть на Солнце?
Прогнозная
- Что хорошего, если солнце светит всегда
1. растут растения
2. тепло
3. светло
4. можно купаться и загорать
5. не надо одевать много одежды и т. д.
- Что плохого, если солнце светит всегда
1. человек не спит, потому что не наступит ночь
2. будет мелкие реки (вода испарится)
3. организм устанет от жары
4. придётся прятаться от солнца и т. д.
С достраиваемым условиям
- Если долго находиться на солнце, то….
- Если всё время находиться в темноте, то….
- Если принимаешь солнечные ванны, то надо….
I Основной этап (экспериментирование, опыты)
1. «Солнечные зайчики»
Оборудование: зеркальце на подгруппу детей.
Воспитатель объясняет детям, почему их называют «солнечные зайчики»; в какую погоду с ними можно поиграть, где нужно встать, чтобы он прибежал. Дети экспериментируют.
2. «Почему наступает день и ночь»
Оборудование: свеча, яблоко, 2 флажка (белый и синий) на каждого ребёнка подгруппы.
Горящая свеча – Солнце, яблоко – наша Земля, флажки укрепить с противоположных сторон яблока изображают наши дома. Половина яблока освещена, половина – тёмная. В доме белом день, в синим – ночь. Поворачиваем яблоко – день и ночь меняются местами.
3. «Зажечь бумагу через увеличительное стекло» (проводит воспитатель)
Оборудование: бумага (листочки, увеличительное стекло.
Если в солнечную погоду направить увеличительное стекло на бумагу в месте, где ярко светит солнце, то на бумаге получается яркий-яркий кружок, как маленькое солнышко. Можно даже поджечь, если долго держать. Но делать это надо очень осторожно – можно обжечь руку.
4. «Зачем растения свет»
Оборудование: 2 цветка – один находится в углу (на него почти не попадает свет, закрыто, другой – на окне.
Проходит неделя: вносим оба растения. Одно зелёное, появились новые листья, зацвело. Другое - с сухими листьями, бледный цвет, поникшее.
5. Рассматривание тени и теневого театра.
6. Изготовление солнечных часов.
Оборудование: лист бумаги, стержень, палочка, карандаш.
Педагог проводит игру-занятие на улице. Обсуждаем, какие есть части суток, чем они отличаются (светлее или темнее, освещенность Солнцем). Почему это происходит? (Земля вращается вокруг Солнца и солнечных лучей, то больше, то меньше попадает на данную поверхность). Время определяется по часам. Какие бывают часы? Рассказать детям, что раньше время по солнечным часам. Предлагаю сделать и понаблюдать.
II Этап совершенствования.
«Музыкально – познавательное развлечение для детей средней группы, которых пригласили в гости».
Цель: закрепить знания детей о Солнце, как источнике жизненно важной энергии; обогащать эмоциональный мир детей новыми впечатлениями, доставлять радость и удовольствие окружающим.
«Все на белом свете – «солнышкины» дети. Почему, когда дети выходят на улицу, радуются солнышку? Почему родители называют своих детей «моё солнышко».
Дети входят в зал под музыку «Солнышко лучистое». Выполняют музыкально – ритмическую композицию «А я солнышко люблю».
Чтение стихов:
1 ребенок: «Лето, лето к нам пришло».
2 ребенок: «За окошком дождик льет».
Конкурс: Предлагаю нарисовать солнце с закрытыми глазами.
Затем даю задание: Дотронуться рукой до солнышка и сказать
- какое оно?
- что делает?
- назвать все теплые предметы
- отгадать загадки про солнце
Чтение стихотворения А. Лейс «Солнце целый день трудилось».
Инсценировка словацкой народной сказки «У солнышка в гостях».
В заключении, дарим детям солнышки из бумаги и шляпы от солнца – оригами.