Галина Романова
Сценарий познавательно-поисковой деятельности «Царство льда, воды и пара»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – поисковая деятельность «Царство льда, воды и пара».
Цель: закреплять знания детей о неживой природе, о круговороте воды в природе.
Задачи: Формировать представления детей об агрегатных состояниях воды.
Развивать представления о знаках и символах.
Предварительная работа: Наблюдения за водой, снегом, льдом на прогулках, в группе, чтение познавательной литературы, проведение опытов и экспериментов.
Ход познавательно – поисковой деятельности:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Публикация «Сценарий познавательно-поисковой деятельности „Царство льда, воды и пара“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Растает – и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Нас окружает везде и всегда.
Эта волшебница – наша вода.
- Как вы думаете, о чем сегодня мы поведем разговор?
Дети предлагаю вам отгадать загадки:
Если холод вдруг придет,
Из водички будет (лед)
Если вдруг тепло настанет
Жарко будет, лёд (растает)
Лед растает и тогда,
Будет из него (вода)
Если сильный-сильный жар,
Из водички будет (пар)
Если пар вдруг охладится,
Превратится пар в (водицу).
Зимой и летом, круглый год
Дружат пар, вода и лед.
-А кто ответит, в каких состояниях бывает вода? Твердое состояние – лёд, жидкое – вода, газообразное – пар.
Правильно, когда тепло, вода нагревается и превращается в пар, а когда пар охлаждается, становится снова водой.
А теперь мы с вами побудем немного волшебниками и попробуем превратить лёд в воду и попробуем получить из пара настоящие капельки воды. Во время проведения опытов нужно соблюдать правила безопасности.
Вспомним правило: «Пока опыт не пройдёт, никто с места не встает!»
Опыт 1. Воспитатель демонстрирует детям банку с водой с отмеченным уровнем воды. Помещает в банку кусочек льда и убирает ее за ширму.
Опыт 2. Воспитатель демонстрирует термос с горячей водой, от которой идёт пар.
Держит некоторое время зеркало над паром и демонстрирует детям появившиеся на нем капельки воды. Вывод: при охлаждении пар превращается в воду, прячет зеркало за ширму.
Показ картинки круговорот воды в природе.
Физкультминутка.
Капля первая упала – кап! (движения рук сверху вниз)
И вторая пробежала – кап! (хлопок перед собой)
Мы на небо посмотрели (поднять голову вверх)
Капельки кап-кап запели (два хлопка перед собой)
Намочились лица (наклоны головой вперед-назад)
Мы их вытирали (показ круговыми движениями рук перед лицом)
Туфли, посмотрите – мокрыми стали (наклон туловища вперед)
Плечами дружно поведем (движение плечами)
И все капельки стряхнем (встряхнуть кистями рук)
От дождя мы убежим (бег на месте)
Под кусточком посидим (садятся за столы).
Дидактическая игра «Лёд – вода – пар»
Дети показывают символы.
Если облачко летит, пар оно изобразит (показывают символ пара)
Хорошо мы все запомним, что водичка - это волны (показывают символа воды)
А квадратик твердый лед, это каждый разберет (показывают символа льда)
Разложите картинки – символы в ряд так, чтобы все было правильно. Подумайте, какая картинка должна, идти за какой? Пар - вода- лед: охлаждение. Лед – вода – пар: нагревание.
Игра малой подвижности: «Волшебная вода»
Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте мы встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по кругу змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда температура поднимается и становится совсем жарко, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются – получается пар, как из чайника. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
Давайте посмотрим на результаты наших опытов.
Демонстрация детям банки с водой, в которой растаял лёд и поднялся уровень воды, и зеркало с испарившимися капельками воды.
Делаем вывод: лёд растаял и превратился в воду, а капельки воды нагрелись и испарились.
На нашей планете много воды: это океаны, моря, озера, реки. Кажется, что воды на Земле очень много, но это не так. С каждым годом пресной воды становится все меньше.
Поэтому необходимо экономно использовать воду, плотно закрывать краны, не загрязнять водоёмы, останавливать тех, кто бросает мусор в водоёмы, убирать за собой мусор на берегу озера, реки, в лесу. Вода источник жизни на планете.