Татьяна .Козекаева
Мастер-класс на тему: «Приёмы познавательной мотивации в поисковой деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных принципов дошкольного образования федеральный государственный стандарт определил поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, формирование познавательных интересов и познавательных действий.
На решение познавательных задач направлена поисковая деятельность.
Поисковая деятельность – это совместная работа воспитателя и детей, это, когда ребёнок ищет решение ситуации. Для детей разного возраста она различна и зависит не только от возрастных особенностей, но и от степени сложности задач, которые ребёнок непроизвольно поставил перед собой.
Публикация «Мастер-класс на тему: „Приёмы познавательной мотивации в поисковой деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Методы и приёмы организации поисково-исследовательской деятельности :
- Наблюдение;
Наблюдение является непременной частью любого из способов проведения исследований, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Наблюдение применяется во всех возрастных группах.
- Постановка проблемных вопросов и эвристическая беседа;
Эвристическую беседу можно использовать при наличии у детей точных и богатых представлений о явлениях, причины которых нужно отыскать.
Для таких бесед подходят репродуктивные вопросы, которые формируются словами «вспомни», «назови», «дай определение», «перечисли».
Необходимо найти место в процессе беседы и для проблемных вопросов, с помощью которых дети войдут в активный мысленный поиск. Эти вопросы связаны словами «почему», «когда» и «зачем».
Следующий приём - проблемная ситуация. Это когда задача поставлена, но сразу её дети решить не могут. И вот тогда нужны определённые умственные действия, исследование всего, что связано с данной проблемой.
За проблемной ситуацией следует выдвижение гипотезы.
Гипотеза – это предположение. Она должна соответствовать ряду требований:
- быть проверяемой;
- содержать предположение;
- соответствовать фактам.
После выдвижения гипотезы, идёт обсуждение предположений, их проверка или выполнение поисковых заданий.
Сейчас я вам поставлю перед вами проблемную ситуацию, связанную со временем.
Тема «Песочные часы».
Цель: показать, что песок сыплется одну минуту и за одну минуту можно многое сделать.
Гипотеза: за минуту нельзя сделать много дел, так, как минута –это короткий промежуток времени.
Содержание.
Предлагаю выяснить, что можно сделать за одну минут (пока сыплется песок). Участники мастер – класса делают, кто что хочет: рисуют, рассматривают книгу, поливают цветы, убирают игрушки и прочее. Проверяют, что успели сделать.
Результат: участники успели полить несколько комнатных растений, выполнить небольшой рисунок, раскрасить предмет в раскраске, убрать часть игрушек, посмотреть несколько страниц в книге и другое.
Вывод: за одну минуту времени можно сделать многое, поэтому время нужно беречь и употреблять его с пользой для себя и других.
Есть такой приём, специально смоделированное «событие» воспитателем.
Это внесение неизвестных детям предметов с необычным эффектом или назначением; вызывают неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»)
Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.
Много вопросов для исследования вызывают воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).
Стимулом к исследованию бывают события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Опыты или эксперименты, используются для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. С помощью опыта можно решать познавательные задачи : прорастут ли семена без воды, может ли прорасти камень?
Проведение экспериментов и опытов пробуждает любознательность, позволяет познать их свойства, качества, возможности, приобщить к красоте окружающего мира.
В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
Необходимость давать отчёт об увиденном, делать выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление умственных приёмов и операций.
Работа по развитию поисково-познавательной деятельности ведется по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представляется несколькими темами: живая природа, неживая природа, человек.
Проведение опытов с участниками мастер – класса.
Эксперимент №1 «Лимонная флотилия».
Вопросы: 1. Назовите предметы, которые плавают и не тонут.
2. Как вы думаете, может ли лимон плавать?
Предлагаю проверить.
Вывод: Лимон не тонет, потому что кожура лимона водонепроницаемая.
Если разрезать лимон на кусочки и пустить в воду, они утонут?
Предлагаю проверить, разрезав лимон на кусочки.
Вывод: кусочки лимона становятся тяжёлыми от воды, поэтому утонули.
Опыт №2 «С мячом»
Вопросы: 1. Вы любите играть с мячом?
2. Где любите играть в спортивном зале или дома в комнате?
3. Почему?
Предлагаю сначала поотбивать мяч на полу, потом на ковре.
Почему мяч отскакивает в разных местах по - разному?
Вывод: Когда мяч падает, у него сохраняется столько же энергии, как и в момент броска. Когда мяч ударяется о мягкую поверхность, ковёр забирает большее количество энергии, мяч теряет часть своей энергии.
Опыт №3 «Воздушный шарик и апельсин».
Вопросы: 1. Скажите, у вас когда – нибудь лопался воздушный шарик?
2. Обо что может лопнуть шарик?
3. Апельсин может шарик лопнуть?
Предлагаю проверить, проведя опыт.
Выдавливая сок апельсина на шарик, тот лопается.
Вывод: В соке апельсина содержится вещество лимопин, способное растворять резину.
Детям старшего дошкольного возраста можно предложить получить информацию из различных источников, например, «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «понаблюдать», «провести эксперимент», «найти информацию в Интернете», «связаться со специалистом». Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения.
…«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде» (А. И. Савенков).