Татьяна Армянчикова
«Опыты с воздухом и водой». Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить знания о воде и воздухе, их свойствах, роли в жизни человека, животных, растениях. Прививать интерес к исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные
• Способствовать накоплению представлений о свойствах воды и воздуха;
• Развивать у детей познавательные интересы через проведение опытов с водой и воздухом;
• Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
Публикация «„Опыты с воздухом и водой“, Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
• Расширять представления детей о значимости воздуха и воды в жизни человека;
Развивающие:
• Развивать речь (рассуждение, доказательство, наблюдательность, мышление, любознательность, способность сравнивать, делать выводы;
• Развивать умение делать несложные эксперименты;
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к явлениям неживой природы, бережное отношение к природе;
• Вызывать интерес к экспериментальной деятельности в разных вариантах.
Материал и оборудование.
Раздаточный: стеклянные стаканы (по 2 шт. на ребёнка, молоко, вода, ложка, блюдце, блюдце с лимоном (накрыто салфеткой, салфетки бумажные, веера.
Демонстрационный: вода прозрачная, различные по форме прозрачные ёмкости, резиновые перчатки, воздушный шарик, термос с горячей водой, зеркало, схема круговорота воды в природе, аудиозапись со звуками воды и ветра, песня «Пусть падают капли…» (на медианосителе, фильм о воде и средство для воспроизведения (телевизор или ноутбук и экран).
Предварительная работа:
• Организация пространства для проведения «мастер-класса»;
• Подготовка материалов;
• Подбор музыкального материала (песня «Пусть падают капли…»);
• Привлечение родителей к подбору материалов для проведения опытов;
• Серия наблюдений за ветром;
• Подбор опытов для элементарного проведения;
• Проведение различных экспериментов;
• Изготовление вееров;
• Беседа о культуре общения, об умении договариваться между собой.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие» : активизировать словарь детей, развивать монологическую речь, речь-доказательство, умение договариваться.
«Познание» : развивать любознательность, познавательный интерес, логическое мышление, память.
«Художественно-эстетическое развитие» : закрепить умение детей двигаться под музыку, выполняя движения по тексту песни.
Образовательные технологии: ИКТ (подбор дополнительного познавательного и иллюстративного материала, создание презентаций в программе Power Point,, здоровьесберегающие технологии (динамическая пауза, технология сохранения и стимулирования здоровья, технология исследовательской деятельности (наблюдения, опыты и эксперименты, игровые обучающие ситуации, личностно-ориентированная технология (формулировка суждений, умение делать выбор, планировать свою деятельность).
Ход мероприятия.
Ребята, к нам сегодня пришли гости! Давайте их поприветствуем, поздороваемся!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветер!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую!
Ребята, отгадайте загадки.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без (воды)
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)
Сегодня мы с вами будем творить чудеса с воздухом и водой. Будем опять маленькими волшебниками. Сначала послушаем звуки воды и ветра.
1) Давайте с вами вспомним, вода прозрачная или нет? (да) А как можно доказать? (предположения детей) У вас есть два стакана – с молоком и водой. Положите сначала в стакан с водой ложку, а затем в стакан с молоком. Где была видна ложка? (в воде) (Показать карточку с символом, что вода прозрачная)
А воздух вы видите? Нет, он прозрачный.
2) Следующее волшебство. Как вы думаете, воздух имеет вкус? А попробуйте воду. Теперь понюхайте воздух. Чем-нибудь пахнет? (нет) А вода в стакане? (нет)
Теперь возьмите с блюдца кусочек лимона. Отожмите сок лимона в воду. Положите лимон обратно на блюдце. Руки вытрите влажной салфеткой. Понюхайте сейчас воздух и попробуйте воду. Появился запах? (да) Это значит, что вода и воздух принимают запах, а ещё вода принимает вкус других ароматов (показать соответствующую карточку).
3) Сейчас я в разные ёмкости налью воду. У самой воды есть форма? (нет) Но она принимает форму того сосуда, в которой находится. Интересно, я могу набрать воздух в шарик? А в резиновую перчатку? Посмотрите, я их надую. У самого воздуха есть форма? (нет) Значит, он, как и вода, принимает форму.
А теперь давайте немного отдохнём (физминутка).
Беленькое облако (округлённые руки перед собой)
Поднялось над крышей (поднять руки над головой).
Устремилось облако
Выше, выше, выше (потянуть руки вверх, плавно покачивая над головой).
Ветер это облако зацепил за кручу,
Превратилось облако в грозовую тучу (руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть).
А сейчас послушайте, что я вам расскажу. Поднимается всё выше и выше лёгкий водяной пар от нагретой Солнцем земли, забирается высоко, туда, где постоянно очень холодно. Пар тёплый, а когда он прикасается к холодному воздуху, то превращается в крохотные капельки воды. Капельки лёгкие, как пух. Они держатся в воздухе, парят и всё время перемещаются, потому что их подталкивают всё новые и новые потоки тёплого воздуха, которые понимаются с земли. Тёплый воздух подбрасывает капельки ещё выше, холодный тащит их вниз. Так они летают, то вверх, то вниз, танцуют, сливаются вместе, становятся крупнее. Их очень много и все вместе они образуют облако. В облаке капельки замерзают, превращаются в льдинки и уже не могут держаться в облаке, и падают вниз. А падая, тают, потому что внизу теплее. Снова становятся капельками воды, сливаются вместе – и на Земле и дёт дождь. (сопровождение рассказа схемами на ватмане)
4) Я вам сейчас покажу, как пар поднимается вверх. В термосе у меня горячая вода. Над открытым термосом я подержу зеркало. Посмотрите, на нём выступили капельки воды. А потом они капают вниз. Как и в природе идёт дождь.
5) Возьмите веера. Помашите на себя. Что вы чувствуете? (ответы детей) Так и в природе дует ветер. То есть частички воздуха движутся и мы ощущаем ветер.
Ребята, как вы думаете, мы могли бы прожить без воздуха и воды? (нет) Стихи о воздухе и воде.
Воздух – это то, чем дышим,
Через воздух звук мы слышим,
В воздух, в небо и в полёт
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает,
Разным воздух наш бывает.
Воздух может быть прозрачным,
Может пахнуть дымом дачным,
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет он тогда за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?
Вода в морях и океанах,
Озёрах, реках и прудах.
И без неё не обойтись нам
Ни в сёлах и не в городах.
Цените воду, берегите:
Природой дан нам дар такой.
Сегодня вы много узнали и вспомнили, сейчас я вам предлагаю посмотреть фильм о воде и ветре (показ научного фильма).
Ну и на прощание давайте покажем нашим гостям танец под песню «Пусть падают капли…» (в конце песни дети подскоками уходят из группы).