Ольга Хочеева
Конспект ОД в средней группе «В гостях у Капитошки. Опыты с водой»
▼ Скачать + Заказать документы
В гостях у Капитошки. Опыты с водой
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
Задачи:
Образовательные:
понакомить с детей с основными свойствами воды.
Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с водой.
Развивающие:
Развивать исследовательские способности у воспитанников
Публикация «Конспект ОД в средней группе „В гостях у Капитошки, Опыты с водой“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Развивать любознательность, логическое мышление и речь детей.
Воспитательные:
Воспитывать желание участвовать в опытах.
Воспитывать умение сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий
Материал:
Игровой персонаж «Капитошка», пластиковые стаканчики, ложечки, песок сахарный, речной, соль, сода, лимонная кислота, лёд, термос с кипятком, акварельные краски, кисти, мармелад, монета, пластилин, эмблемы «Капитошка»,
Предварительная работа:
Просмотр мультфильма «Капитошка», опыты и эксперименты с водой, беседы о воде.
Ход работы:
Мотивационно-ориентировочный этап:
«Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро приветливым лицам!
Собрались все детки в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!»
Проблемная ситуация:
Звучит аудиозапись «Песня Капитошки», в гости «приходит» Капитошка.
- Из чего состоит капелька и где она живёт? (Состоит из воды и живёт в воде).
- А где можно встретить воду?
-Ребята! А Капитошка интересуется : знаете ли вы, кому нужна вода? (человеку, животным и растениям).
- Что вы знаете о воде?
Поисковый этап:
- Детки, Капитошка зовёт нас отправиться к нему в гости. А для того, чтоб тронуться в путешествие, нам необходимо перевоплотиться в капельки. Откуда берутся капельки? (Из тучки.)
Дети встают в круг, педагог читает стихотворение в это время надевает ребятам эмблемы капельки.
Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.
Прыгают бусы по дорожке,
Как хрустальные горошки.
Получились Капитошки!
-Вот теперь вы тоже стали капельками воды и готовы отправиться в путешествие. А отправимся мы в путешествие на весёлой лодочке. Занимайте места.
Ветер по морю гуляет, (раскачивание поднятыми руками направо, налево)
Ветер лодочку качает, (раскачивание разведёнными в сторону руками)
Весла в руки мы берём,
Скоро к берегу плывём (исполнение круговых перемещений руками)
К берегу пристала лодочка,
Мы на берег спрыгнем ловко! (поднятие на ноги с выполнением лёгкого подскока)
Практический этап:
Опыт1. Различные состояния воды
— Дети, сейчас я каждому из вас что-то раздам.
Воспитатель даёт каждому ребёнку в ладошку по кусочку льда.
— Скажите, что это? (Лёд.) Какой он? (Холодный, твёрдый, тяжёлый.) Что происходит со льдом в ваших ладошках? (Он тает, превращается в воду.) Что можно сказать про лёд? (Дед – это тоже вода, только замороженная.)
Воспитатель достаёт термос.
— Кто знает, что это такое? Кто-нибудь знает, для чего люди используют термос? (В нем продукты сохраняются горячими.). Смотрите внимательно, ребята! Я открываю крышку. Что вы сейчас видите? (Идёт пар.) Я подношу к термосу зеркало. Что появилось на зеркале? (Капельки воды.) Откуда они появились? (Из термоса вместе с паром, пар осел на зеркале.)
— Дети, пар – это тоже вода, но не простая, а газообразная. При сильном нагревании воды она превращается в пар. Где вы видели пар у себя дома? (Кипящий чайник, при варке в кастрюле.)
— А теперь решите такую задачу. Как переместить воду из одной кружки в другую? (Ее надо перелить.) Почему вода переливается из одной кружки в другую? (Вода жидкая.)
Вывод: у воды есть три состояния:
• лёд – твёрдая замороженная вода;
• пар – сильно нагретая вода, парообразная;
• жидкая – обычная вода.
Опыт 2. Вода - растворитель.
На столе стоят стаканы с водой на каждого ребёнка, на тарелочках лежат мармелад, сахарный песок, речной песок, соль, монета, пластилин.
- Как вы думаете, какие из этих веществ растворятся в воде?
- Давайте проверим.
Вывод: не все вещества растворяются в воде.
Опыт 3. "Вода не имеет цвета, но её можно покрасить"
Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети окрашивают воду). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная).
Вывод: Вода не имеет цвета, но ее можно окрасить. Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Физминутка «Льётся чистая водица»
Льётся чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Поверни головку вправо,
Поверни головку влево,
Опусти головку вниз,
Капитошке улыбнись.
(слова текста сопровождаем действиями).
Опыт 4. «Извергающийся вулкан»
Для проведения опыта нам понадобится :
- пищевая сода (2 чайные ложки,
- лимонная кислота (2 столовых ложки,
- немного красной краски,
- стаканчики,
- немного воды (50 мл,
- поддоны,
- пластмассовые ложки,
Ход эксперимента: насыпать в стакан две чайные ложки соды. В пластмассовом стаканчике размешать немного красной краски с водой до образования интенсивного цвета. Влить в окрашенную воду 2 столовые ложки лимонной кислоты и все перемешать. Осторожно выливать в жерло вулкана получившийся раствор.
Что получится: сода, и подкрашенный раствор лимонной кислоты вступят в химическую реакцию, и из жерла вулкана начнёт «извергаться» пена красного цвета.
Вывод: Когда сода смешивается с лимонной кислотой, появляются пузырьки, происходит химическая реакция.
Раздаётся стук в дверь, воспитатель вносит шарик – мыльный пузырь.
- Посмотрите, к нам ещё один гость пожаловал, брат Капитошки – Мыльный пузырь, посмотрите, что он нам принёс - жидкое мыло.
- Если мыло добавить в воду, какая она станет? (мыльная).
- А что можно сделать с мыльной водой? (пускать мыльные пузыри).
Опыт 5. Изготовление мыльных пузырей.
В тёпленькой водичке разведу я мыла.
Капельку шампуня, чтобы лучше было.
А теперь от ручки трубочкой.
- Смотри!
Как переливаются эти пузыри.
На, попробуй, выдуй тоже!
И скажи на что похоже?
В этих мыльных переливах,
Все нарядно и красиво.
Только в руку брать нельзя,
Лопнет, попадёт в глаза.
Пусть себе летают,
Небо украшают!
Воспитатель детям предлагает пускать мыльные пузыри
Рефлексивно-оценочный этап:
-Понравилось ли вам в гостях у Капитошки? А в данный момент нам пора возвращаться в детский сад. На обратном пути мы с вами опять поплывём на лодочке.
А теперь большой гурьбой (детки садятся в ряд друг за другом)
Мы на лодочке плывём.
Ветер по морю гуляет, (покачивания поднятыми руками на право, налево)
Ветер лодочку качает. (покачивания разведёнными в стороны руками)
Весла в руки мы берём,
Скоро к берегу плывём. (исполнение круговых перемещение руками)
К берегу пристала лодка,
Мы на берег спрыгнем ловко! (поднятие на ноги с исполнение лёгкого подскока)
-Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода?