Ирина Миронцева
Самоанализ открытого занятия «Эксперименты с воздухом» и презентация для детей старшего дошкольного возраста «Лаборатории»
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ занятия по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)
Уважаемые коллеги, сегодня вашему вниманию было предложено посмотреть непосредственную организованную деятельность с детьми старшей группы по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом, которое было разработано в соответствии с ФГОС ДО. При выборе занятия и материалов к нему я опиралась на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, учитывала возрастные особенности детей и уровни их развития. В ходе моего занятия была произведена интеграция следующих образовательных областей: познавательная, социально-коммуникативная, художестенно-эстетическая и физическая.
Публикация «Самоанализ открытого занятия „Эксперименты с воздухом“ и презентация для детей старшего дошкольного возраста „Лаборатории“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Самоанализ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Цель занятия : Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Развивать память, внимание, мышление, умение выстраивать причинно-следственные связи.
Я поставила для себя следующие задачи для выполнения заданной цели.
1. Образовательные.
1) Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
2) Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
2. Развивающие.
1) Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
2) Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
3. Воспитательные.
1) Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
2) Развивать желание помогать другим.
3) Воспитывать умение договариваться друг с другом, прислушиваться к мнению друг друга.
Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Оборудование использовала рационально. Темп занятия был выбран оптимально. Я обеспечивала доступность и научность информации. Объем предложенного материала был достаточным для усвоения детьми, соответствовал возрастным возможностям детей. Мною был выбран темп речи – умеренный. Материал излагала эмоционально. Сумела организовать межличностное общение.
Были продуманы условия:
1. В группе проветрено, чисто.
2. Продумано размещение детей, расставлено оборудование.
3. Подготовлен соответствующий материал для совместной продуктивной деятельности.
С детьми была проведена предварительная работа:
1) Чтение рассказов и сказок о зиме и зимних забавах.
2) Перессказывание рассказов и сказок о зиме и зимних забавах.
3) Составление рассказов по сюжетной картине с помощью вопросов воспитателя.
4) Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
5) Отгадывание загадок.
Технология построения моего занятия с точки зрения деятельностного подхода состоит из следующих аспектов. Занятие проходило в несколько этапов. Положительный психологический настрой был создан в начале занятия, в процессе которого дети приветствовали присутствующих и друг друга, что создавало психологическую готовность их заниматься, общаться с педагогом, друг с другом, принять на занятие «незнакомых» людей.
Первая часть занятия содержала загадку о воздухе, которая подготовила детей к теме занятия и организовала их произвольное, направленное внимание на просмотр презентации о лабораториях, в ходе которой дети получали новые знания. Применяя такой прием, я развивала у детей умение осмысливать предметы и явления окружающей действительности, учила детей осознавать преобразование объектов во времени. На данном этапе были обобщены знания детей о том, что Лаборатория — оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований (химических, физических, технических, механических, физиологических, психологических и т. д.); обыкновенно при высших учебных заведениях, заводах, аптеках и пр. Что лаборатории бывают разными : - санитарными, летающими, испытательными, научно-исследовательскими. Активизировали словарь.
Вторая часть строилась в основном на использовании всех групп методов: личностных, метопредметных, предметных, регулятивных. На этапе получения новых знаний дети закрепляли известные им и знакомились с новыми свойствами и качествами предметов, учились их сравнивать, находили похожие, общие признаки. Происходило расширение объема знаний и представлений о свойствах и качествах воздуха.
Во время динамической паузы мы продолжали работу по упражнению детей в подборе похожих по определенному признаку объектов, связанных с темой занятия : дети двигались и отвечали на вопросы. Они упражнялись в умении работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его инструкции. На этапе практического применения полученных знаний и умений дети проводили опыты, старались выполнять инструкции, формировали навыки самоконтроля при оценке своих выводов. Они взаимодействовали с другими детьми: помогали, договаривали, дополняли друг друга. На этапе продуктивной деятельности предложила детям новую технику рисования «Кляксография». Использованный комплекс методов позволил повысить результативность – освоение детьми выбранной темы.
В третьей заключительной части прошло обсуждение, объяснение выводов по опытам и оценок, в соответствии с выполнением и инструкцией воспитателя. Дети демонстрировали осознание себя, как участников творческого процесса, сформированность навыков самооценки. Развитию любознательности и активности, заинтересованности и концентрации внимания способствовала обширная наглядность, быстрая смена заданий и упражнений, что не давало детям возможности отвлекаться и уставать. Не смотря на насыщенность занятия оно продолжалось 30 минут. Использовала здоровьесберегающие методики: смена статичных и динамичных поз, подвижная игра речевого характера. В процессе занятия реализовался принцип индивидуально-дифференцированного подхода на основе интеграции образовательных областей «познание» (расширение знаний о лабораториях, проведение опытов с воздухом, «коммуникация» (дети упражнялись в речевом общении, взаимодействии со сверстниками и воспитателем, отвечали на вопросы, умении договариваться, «художественно-эстетическая» (рисование техникой «Кляксография – раздувание капли красок через коктейльную трубочку). На занятии соблюдался главный принцип деятельностного подхода – принцип психологической комфортности. В результате цель занятия была достигнута, задачи решены.
В заключении хочу поблагодарить Вас за внимание и надеюсь, что Ваше мнение о проведенном мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать свое профессиональное мастерство.