Наталья Блоха
«Один — много». Конспект ООД по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи:
1) Уточнить представления детей о понятиях «один» и «много», умение определять, где много предметов, а где один предмет;
2) Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
3) Закрепить умение детей определять и называть цвет предметов, сравнивать предметы по цвету, форме и размеру;
Публикация «„Один — много“, Конспект ООД по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
4) Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, аналогию, развивать внимание, речь, творческие способности.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: Макет сказки «Теремок», цветочная поляна, макет моря или большой лист голубой бумаги, игрушки – зверушки, ваза, вырезанные цветы из цветного картона.
Раздаточный: набор строительного материала кубики одного цвета, формы и размера, бумажные лодочки 6 цветов.
Ход образовательной деятельности:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Какие сказки вы любите?
- В какой сказке очень дружно жило много зверушек?
-Дети –( «Теремок»)
Воспитатель рассказывает, что жители теремка приглашают детей в гости, и предлагает собрать для зверушек цветы.
- Где можно взять цветы?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель предлагает им нарвать цветы на поляне.
2. Актуализация знаний.
Игра «Цветочная поляна»
Дидактические задачи:
1) Актуализировать представления детей о понятиях «один» и «много», развивать внимание.
Дети подходят к месту на ковре, где лежать цветы по одному на каждого ребенка.
_ Сколько на цветочной поляне цветов? (Много.)
- Сорвите по одному цветку.
После того как дети выполнили задание, воспитатель задает вопросы:
- Сколько цветков ты сорвал? (Один.)
- Какого цвета цветок ты сорвал? (Дети называют цвета.)
Дети под веселую музыку из мультфильма «Красная шапочка», с цветами идут по лесу и подходят к теремку, около которого стоят фигурки сказочных персонажей. Жители теремка радуются приходу гостей.
- Что нужно сделать с цветами, чтобы они не завяли? (их нужно поставить в вазу с водой).
Воспитатель ставит на стол вазу.
- Поставьте цветы в вазу.
- Сколько цветов Саша поставила? (Один.)
- Сколько цветов Семён поставил? (Один.)
- Сколько цветов Милана поставила? (Один.)
После того как все дети поставили свой цветок в вазу, воспитатель задает вопрос?
- Сколько цветов, а вазе? (Много).
3. Затруднение в игровой ситуации.
Игра «Строим длинный поезд» (начало)
Дидактические задачи:
1) Создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания;
2) Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3) Закреплять умение различать цвет, сравнивать предметы по цвету, форме и размеру;
4) Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение.
Жители теремка благодарят детей за цветы и предлагают поиграть.
- Во что вы любите играть?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель говорит, что звери предлагают поиграть в кубики.
Воспитатель ставит на ковер коробку с одинаковыми по цвету и размеру кубиками. (Количество кубиков равно количеству детей).
- Кубики одинаковые или разные? (Одинаковые.)
- Чем похожи?
Как правило, дети называют цвет кубиков: этот кубик красный, и этот тоже красный. Воспитатель уточняет: у кубиков одинаковый цвет, и обращает внимание детей на то, что у кубиков одинаковая форма и одинаковый размер.
Зверушки предлагают каждому ребенку построить длинный-длинный поезд из кубиков. Детям предоставляется самостоятельность. Может случиться, что кто-то из детей успеет взять несколько кубиков. В этом случае у других детей кубиков не окажется совсем.
- Справедливо ли разделили кубики? (Нет.)
- Как надо поступить, чтобы кубики были у каждого ребенка?
Как правило, дети, у которых несколько кубиков, начинают отдавать по одному кубику тем, у кого их нет совсем. Воспитатель хвалит детей за то, что они поделились с товарищами.
После того как дети распределят кубики между собой, жители теремка спрашивают детей :
- У кого из вас получился длинный поезд?
- Почему никто не смог построить длинный поезд? (Потому что у каждого только один кубик.)
4. «Открытие нового знания»
Игра «Строим длинный поезд» (окончание)»
Дидактические задачи:
1) Уточнить представление о понятиях «один» и «много»;
2) Сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия, развивать творческие способности.
- Что нужно сделать для того, чтобы каждый из вас смог построить длинный поезд? (Нужно взять много кубиков.)
Воспитатель кладет на пол много кубиков такого же цвета, как и у детей. Каждый ребенок строить длинный поезд.
- Длинные или короткие поезда у вас получились?
- Почему вам удалось построить длинный поезд? (Потому что было много кубиков.)
5. Включение нового знания в систему знаний.
Игра «Возьми лодочку»
Дидактические задачи:
1) Закрепить умение определять, где много предметов, а где один предмет, умение использовать в речи слова «один», «много», «ни одного», различать значение слов «один» и «одна»;
2) Закрепить умение определять и называть цвет предметов.
Дети собираются около воспитателя. Воспитатель говорит, что пора возвращаться домой. Жители теремка на прощание хотят сделать что-то приятное детям и показывают разноцветные лодочки, сложенные из бумаги (число лодочек равно числу детей.)
Воспитатель показывает коробочку с лодочками
- Что хотят вам подарить зверушки? (Лодочки.)
- Сколько в коробке лодочек? (Много.)
- Возьмите лодочки.
- Сколько лодочек ты взял? (Одну.)
- Какого она цвета? (Красная, зеленая, желтая и. т. д.
- Сколько теперь в коробке лодочек? (Ни одной.)
Зверушки предлагают спустить лодочки на воду. Дети с лодочками подходят к столу, на котором лежит большой лист синей бумаги. Это море.
- Поставьте на воду только красные (желтые, зеленые.) лодочки.
- Сколько лодочек ты поставил на воду? (Одну.)
- Сколько лодочек плавает в море? (Много.)
Воспитатель подводит итог: каждый поставил по одной лодочке, и их стало много.
Игра «Купание в море»
Дидактические задачи:
1) Развивать, воображение, умение действовать по аналогии, имитировать движения.
Воспитатель предлагает детям поплавать в море. Дети ложаться на живот, прогибаясь в пояснице, разводят руками по воздуху – плывут.
Игра «Посмотрим друг на друга»
Дидактические задачи:
1) Закрепить умение пользоваться понятиями «один», «много», «ни одного», развивать речь.
Дети собираются около воспитателя.
Воспитатель предлагает детям посмотреть друг другу в глазки, улыбнуться друг другу.
- Что у каждого из вас одно?
Если дети затрудняются в ответе, воспитатель задает наводящие вопросы:
- Сколько у тебя голов (носов, ртов?
Дети должны отвечать, согласовывая числительное с существительным в роде, числе и падеже: один нос (рот, одна голова.
Отвечая, дети дотрагиваются до головы, носа, рта.
- Чего у вас много? (Много волос, пальцев, зубов.)
- Сколько у вас хвостиков? (Ни одного.)
6. Осмысление.
Дидактические задачи. Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Что вы сегодня делали? (Ходили в гости к жителям теремка.)
- Что вам понравилось больше всего?
- Чему вы научились? (Мы научились строить длинный поезд, потому что умеем различать где один кубик, а где много.)